Многие считают, что слова «мусульманин» и «араб» являются синонимами. На самом деле, в мире арабы-мусульмане представляют собой небольшую часть мусульманского населения.

Это заблуждение во многом вызвано тем, что Ближний Восток изобилует конфликтами. Большая часть нефти сосредоточена в этой области, ислам возник на этой территории, на Ближнем Востоке находятся мусульманские святыни. На протяжении веков различные факторы влияли на увековечение ошибочного мнения о том, что большинство мусульман являются арабами. На самом деле, отождествление мусульман и арабов, аналогично приравниванию католиков только к итальянцам.

Ислам исповедует около двадцати процентов населения всего мира. Это означает, что каждый пятый человек является мусульманином. Они живут в странах с различными культурными и экономическими условиями. Арабы даже не самый многочисленный народ среди мусульманского населения. Подавляющее большинство мусульман находится на востоке от Ближнего Востока. Многие из них проживают в Индонезии и Индии. Примерно пятая часть мусульман живет к югу от Сахары и в Центральной Африке. И только около 18 % мусульман проживают в арабских странах. В России и странах СНГ их численность тоже большая. Однако, в большинстве стран мира мусульманское население незначительное. Например, в Соединенных Штатах насчитывают около семи миллионов мусульман. Это число, которое цитирует Барак Обама в своей недавней речи, делает ислам второй по величине религией в Америке.

Многие мусульмане согласятся, что арабская культура представляет собой не самое лучшее, что есть в исламе. Во многих арабских странах господствуют диктаторы, которые извращают ислам в своих политических целях. Здесь также распространены варварские обычаи, которые вытекают из патриархального, родоплеменного общества, ассоциируемые с исламом в глазах западных наблюдателей. Жестокое обращение арабов с женщинами на самом деле не отражает реальную жизнь миллионов женщин-мусульманок, проживающих в неарабских мусульманских обществах. Вопрос о репрессивных режимах и политических недостатках, высмеиваемые западными СМИ, не отражает политическое сознание миллионов мусульман, которые являются цивилизованными членами общества по всему миру.

Аравия до ислама

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев – Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей, Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В первые века нашей эры арабы – земледельцы и кочевники-бедуины – уже довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях: в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

Небольшие протогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.) в IV–VI вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.

В IV в. расширившееся южноаравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил ее по северному пути. Южноаравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши племенная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии.

Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества.

Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен– это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V–VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм). Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе.

Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Аравия до ислама

Аравия до ислама Завоевавшие сасанидский Иран, восточные провинции Византии и множество других стран и народов арабы были выходцами из Аравии, этого гигантского пустынного полуострова, где издревле обитали многочисленные семитские племена, с которыми народы Ближнего

Северная Аравия в I тыс. до н. э.

Северная Аравия в I тыс. до н. э. С массовым движением арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI–X вв. до н. э.) в Северной Аравии освободились обширные территории. С юга сюда стали выдвигаться недавно одомашнившие верблюда и ставшие настоящими кочевниками

Аравия

Аравия Давным-давно перестав быть сатрапией, платившей дань, Аравия ежегодно преподносила царю «дар» в виде 1000 талантов ладана. Геродот рассказывает, что деревья, дающие ладан, защищают крылатые змеи и гадюки, которых можно отогнать, только если поджечь стиракс. Мирру

Арабика феликс (Счастливая Аравия)

Арабика феликс (Счастливая Аравия) С глубокой древности египтяне вели торговлю с арабскими племенами, населявшими Йемен («правая рука» по-арабски). Торговля ароматическими веществами была в руках йеменских арабов в течение многих веков. «Счастливая Аравия» – родина

Аравия в I тысячелетии до н. э

Аравия в I тысячелетии до н. э Расселение арабов В ходе великого движения арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI–X вв. до н. э.) в Северной Аравии освободились обширные территории, и с юга сюда стали проникать лишь недавно одомашнившие верблюда и

Аравия и Судан

Аравия и Судан Еще до того как в его распоряжении оказалась значительная по численности армия европейского типа, Мухаммед Али приступил к расширению империи. В 1811 году он с запозданием выполнил требование султана напасть на ваххабитов — фундаменталистскую секту,

1. Южная Аравия

1. Южная Аравия Страна и население Аравийский полуостров (полуостров Аравия) — крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3 тысяч квадратных километров. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетия до н. э. — как и

Аравия и Абиссиния.

Аравия и Абиссиния. В южной Аравии действовал между гомеритами епископ, посланный им царем Констанцием (между 350-354-ым годом) Феофил из Диу, которого рукоположил арианский епископ Евсевий Никомидийский и который вместе с тем получил полномочия императорского доверенного.

Доисламская Аравия

Доисламская Аравия Изучая творения древних, мы делаемся их современниками; размышляя над их жизнью, мы словно становимся ее свидетелями и переживаем ее сами. И так долгие годы можно было бы провести за этим занятием, когда бы смерть не отрывала нас от него столь

Аравия до Мухаммеда

Аравия до Мухаммеда Аравия — полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается

Жители арабских стран в последние годы начали чаще отказываться от религии на фоне распространения исламистских идей. Об этом говорится в исследовании организации Arab Barometer, передает Daily Mail.

Эксперты опросили 25 тысяч человек в странах Ближнего Востока и Северной Африки. За последние шесть лет число тех, кто причисляет себя к нерелигиозным людям, возросло с 8 до 13 процентов. Активнее всего такое изменение наблюдается в странах, затронутых «арабской весной», в особенности в Тунисе, Ливии и Египте. Как отмечается, полученные данные показывают реакцию населения на попытки исламистов утвердить свои позиции.

В исследовании также говорится, что в целом арабы допускают, что женщины имеют право становиться премьер-министрами или президентами. В то же время большинство мужчин уверены, что именно они должны принимать окончательное решение по любым семейным вопросам.

По критерию принятия гомосексуализма и «убийств чести» (убийства девушек родными за «неподобающее» поведение) результаты по странам сильно разнятся. К примеру, в Алжире с людьми нетрадиционной ориентации готовы мириться 26 процентов опрошенных, а с расправами — 27 процентов. В то же время среди ливанцев эти показатели составляют 6 и 5 процентов соответственно. Издание отмечает, что в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки гомосексуализм запрещен, а население уверено, что ориентацию можно изменить.

Подчеркивается, что Саудовская Аравия и ряд других стран отказали исследователям в полноценном проведении опроса.

«Арабская весна» — серия государственных переворотов, революций, путчей и волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке, произошедших в начале 2011 года. Массовые протесты привели к падению правительств Туниса, Египта и Йемена, гражданским войнам в Ливии и Сирии, восстанию в Бахрейне, а также дестабилизации обстановки во многих других арабских государствах.

Волнения в Саудовской Аравии изменили режим в королевстве. 25 сентября 2011 года в Тронной речи король пошел на политические уступки либералам-суннитам: было объявлено о предоставлении с 2013 года избирательных прав женщинам. Кроме того, было увеличено финансирование социальных расходов.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *