РИФМОВКА

Расположение рифмующихся строк в стихе.

Существует три основных типа рифмовки:

1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Есть еще свободная рифмовка, когда отсутствует закономерность чередования рифм в строках; например, в басне А. П. Сумарокова «Болван»:

Был выбран некто в боги:
Имел он голову, имел он руки, ноги
И стан;
Лишь не было ума на полполушку,
И деревянную имел он душку.
Был — идол, попросту:
Болван. И зачали Болвану все молиться,
Слезами пред Болваном литься…

Рифмовка во многом определяет виды строф.

← Параллельные рифмы Перекрёстные рифмы
автор — составитель Дмитрий Николаевич Смирнов
Кольцевые рифмы →

См. Словарь рифм. Перекрёстная рифма – самая распространённая разновидность рифм, объединяющая в пары чётные и нечётные строки. Таким образом, рифмованные слова находятся через строчку по принципу ABAB. Иначе говоря, первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой: abab, AbAb, aBaB или ABAB (маленькими буквами здесь обозначены мужские, большими – женские рифмы).


Примеры:

AbAb У лукоморья дуб зелёный; (A) Златая цепь на дубе том: (b) И днём и ночью кот учёный (A) Всё ходит по цепи кругом… (b) А. С. Пушкин: «Руслан и Людмила»

aBaB Люблю тебя, булатный мой кинжал, (a) Товарищ светлый и холодный. (B) Задумчивый грузин на месть тебя ковал, (a) На грозный бой точил черкес свободный. (B) М. Ю. Лермонтов: «Кинжал»

abab Семнадцать месяцев кричу, (a) Зову тебя домой. (b) Кидалась в ноги палачу — (a) Ты сын и ужас мой. (b) А. А. Ахматова: «Реквием»

ABAB На бледно-голубой эмали, (A) Какая мыслима в апреле, (B) Березы ветви поднимали (A) И незаметно вечерели. (B) О. Э. Мандельштам: «На бледно-голубой эмали…»

Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации

Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.

Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:

  • Смежная,
  • Перекрестная,
  • Кольцевая.

Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.

Пример:

В гости к нам пришла весна – (А)

Лес проснулся ото сна! (А)

Мы гулять пойдем по лужам! (Б)

До свиданья, злая стужа! (Б)

Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.

Пример:

Застыло небо яркой синевою, (А)

Куда ни глянь – бескрайние луга… (Б)

Средь них река игривою волною, (А)

Петляя, лобызает берега. (Б)

Кольцевая (или опоясывающая) рифма относится к четверостишиям, где первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Буквенная формула в этом случае такова: АББА. Образно говоря, получается этакая «матрешка» – две смежные созвучные строки вклиниваются в пару других созвучных строк, разделяя их. Написание такой рифмы – технически не самый простой процесс, ввиду чего поэты не так часто прибегают к ней. В русском народном творчестве этот вариант рифмовки отсутствовал — его появление в отечественной поэзии прослеживается с восемнадцатого века. Кольцевая рифма придает дополнительную красочность стихотворению и довольно часто используется в катренах (четверостишиях) сонетов.

Пример:

Моя судьба — переплетение путей, (А)

Где каждый путник преподнес урок. (Б)

Случайных нет тропинок и дорог, (Б)

Как и случайных нет на них людей… (А)

Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.

Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.

Сплетенная рифма – это высший пилотаж поэтического искусства. Не случайно один из ее ярчайших образцов, именуемый «онегинской строфой», принадлежит перу А. С. Пушкина. В свое время он был применен им в романе «Евгений Онегин». «Онегинская строфа» — постоянна, она всегда включает четырнадцать строк, объединяющих в сложную комбинацию парную, перекрестную и кольцевую рифмы. Сейчас изобретение «солнца русской поэзии» является каноническим (неизменным) видом строфы, используемым отечественными и зарубежными авторами.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *