Многие из вас в повседневной жизни могли слышать выражения, в которых присутствует слово «сансара» (или «самсара»). В это выражение вкладывают разное значение, однако оно далеко от первоначального, так как «сансара» представляет собой нечто иное, что дано познать не каждому. Сегодня вы узнаете, как связана сансара с жизнью человека и душой, что это слово означает, и как улучшить своё положение в бесконечном круговороте, либо выйти из него.
Что такое сансара
Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.
Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях (индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм).
Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод — «прохождение» или «протекание». При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря — это и есть перерождение.
Однако на процесс перерождения в индуизме влияет «карма». В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.
Карма — это последствия всех ваших действий, которые выражаются в воздаянии. Карма представляет собой совокупность праведных и неправедных поступков, которые вы совершили в каждой из своих жизней.
В чём заключается смысл сансары
Итак, согласно концепции переселения душ, плохая карма препятствует постижению Дао (правильный путь, который ведёт к возвышению), не позволяя достичь Брахмы (Бог, творец всего, согласно индуистской религии). А поскольку переселение души — это и есть самсара, именно она отвечает за появление плохой кармы. Независимо от того, в каких учениях встречается данное понятие, оно всегда означает порочный круговорот событий (жизней), в котором душа деградирует, наслаждаясь мирскими утехами.
В индуизме к сансаре относятся именно как к порочному кругу, из которого человек обязательно должен выйти, чтобы достичь обители Бога. Достичь целей можно путём медитаций, обратившись к йоге, либо путём бесконечной любви и бескорыстного служения Богу.
В джайнизме самсара представляет собой мирскую жизнь, которая полна боли и страдания. Душа в ней бесконечно вращается вместе с кармой.
В сикхизме считается, что для того, чтобы душа была помещена в человеческое тело, она должна сделать много хороших поступков в прошлом, чтобы её карма позволила приблизиться к моменту выхода из круговорота, а выйти из него можно только в облике человека.
Получается, что во всех подобных учениях мирская жизнь представлена в виде иллюзии,из которой нужно выйти, чтобы переместиться в лучший мир.
Что такое закон сансары
Далее разберёмся, что же это такое — «закон сансары».
По сути, «закон сансары» — это закон кармы,который преподносит человеку последствия за сотворённые деяния. То есть, это закон, который следует за человеком по жизни, делая его ответственным за то, что он делает или не делает, так как бездействие также является действием.
Получается, что «закон сансары» — это причинно-следственная связь, которая определяет, будешь ты вознаграждён либо покаран.
Так как карма в самсаре участвует как контрольный элемент, то нельзя полностью отождествлять эти понятия. Из чего следует, что «закон сансары» — это те последствия, которые вытекают из состояния кармы, на которую в свою очередь влияют мирские деяния.

Колесо сансары — что это такое
Выше мы писали о том, что «колесо» бесконечной мирской жизни — это сансара. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются.
Знаете ли вы? Изображение колеса сансары присутствует на входе в любой буддийский храм.
Получается, что перед нами не бесконечная цепочка последовательных жизней одной души, а все миры, которые постоянно пребывают в движении, и это движение приводит к трансформации всего, что находится внутри круга.
Круг сансары — это порочный круг, миры в котором представляют собой иллюзию, из которой можно выбраться только будучи человеком.

Что значит: колесо сансары дало оборот

Стоит разобраться, что значит выражение «колесо сансары дало оборот».
Прохождение одного круга невозможно оценить по времени, так как один полный оборот соответствует одному дню жизни Бога (описано в Ведах). В привычном понимании, данное выражение означает смену эпох, что никак не связано с жизнью Бога. То есть, речь идёт о замене старого на новое, о каких-либо трансформациях.
При этом, согласно буддийским учениям, в процессе одного оборота колеса мир переживает следующие стадии: формирование, стабильность, деградация и смерть, состояние бардо.
Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. После чего будет следовать состояние бардо, о котором мы поговорим далее.
Знаете ли вы? В исламе присутствуют сразу три вида реинкарнации: перерождение пророка, перерождение религиозного деятеля и перерождение простой души. При этом вышеперечисленные виды реинкарнации признаются только «крайними шиитами» и различными сектами, а большинство учений говорит о том, что душа после смерти помещается в подобие клетки, где ждёт Судного дня.

Состояние бардо

Разобравшись с тем, что такое колесо сансары в буддизме, мы не уточнили одну деталь, а именно — состояние бардо.
Состояние бардо, учитывая вышесказанное, представляет собой некий промежуточный вариант, если речь идёт о колесе. Это промежуток, во время которого ничего не существует. Старый мир угас, а новый ещё не появился. Если рассмотреть это на примере жизни человека, то состояние бордо в каком-то смысле можно считать короткой смертью, так как в этот момент существует только душа, без какой-либо оболочки. Также таким состоянием можно считать момент отделения души от оболочки, в которой, как говорится в учениях, она замкнута в круговороте сансары.

Как выйти из колеса сансары

Согласно учениям, душу в колесе сансары удерживают 3 яда, которые представлены в виде свиньи, петуха и змея. Невежество, страх и гнев — это три порока, поддавшись которым, человеческая душа всё сильнее затягивается в круговорот.
Интересным является тот факт, что согрешить можно телесными действиями или словом, но и мыслью. Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, не злословит и не врёт, всё равно не сможет выбраться из самсары, если будет враждебно мыслить по отношению к окружающим.
Далее следует перечень действий, которые помогут выбраться из круговорота:

  • Спасение любой жизни, будь то человек, домашнее животное, или небольшой жук. Всё имеет смысл, и любая жизнь имеет цену.
  • Щедрость, которая проявляется не только материально, но и духовно. Вы можете поделиться нужной человеку информацией, либо лишний раз похвалить его, и вы уже проявите щедрость по отношению к нему.
  • Верность. Верность друзьям, верность родным, и, самое главное, верность второй половинке.
  • Отсутствие лжи. Решение споров между враждующими сторонами, достижение примирения.
  • Культурная доброжелательная речь.Следует ценить то, что уже имеешь.Проявление сострадания к другим людям.
  • Любовь к окружающим.
  • Самообразование и понимание природы всех вещей.

Важно! Любые деяния несут свои последствия, поэтому за каждое действие нужно отвечать отдельно. Закон сложения плохих и хороших деяний отсутствует, поэтому нельзя перекрыть плохие поступки хорошими.

Восьмеричный (срединный) путь освобождения
Для буддизма самсара — это принцип, который нужно преодолеть, чтобы возвыситься, поэтому далее мы расскажем о том, как Будда описывает путь освобождения от бесконечного круговорота.
Восьмеричный путь — это своеобразные ступени, по которым нужно «подняться» (пройти), чтобы душа освободилась и возвысилась.
Далее мы перечислим эти ступени, который также сгруппированы в блоки.
Мудрость. Нравственность. Сосредоточение. Три основных блока имеют свой «набор» ступеней.

  • Мудрость:
  • правильное воззрение (постижение 4 истин);
  • правильное намерение (нужна решительность, чтобы пройти путь).
  • Нравственность:
  • правильная речь (воздержание от ругани, лжи, а также от пустословия);
  • правильное поведение (следует отказаться от пьянства, обмана, распутности, воровства);
  • правильный образ жизни (нельзя зарабатывать на жизнь убийством животных, а также торговлей ими;
  • нельзя делать оружие, которое используется для убийства;
  • запрет на производство мяса, так как это убийство и дальнейшая переработка живых существ,
  • запретна изготовление или продажу наркотиков или спиртных напитков).
  • Сосредоточение:
  • правильное усилие (нужно направить усилия на развитие духовности);
  • правильное памятование (закрепление позитивных моментов и удаление негативных из сознания);
  • правильное сосредоточение (глубокая медитация, которая позволяет достичь предельной созерцательности).

Важно! Путь также называется «срединным», так как он позволяет выйти из самсары абсолютно любому существу, а не только избранному.
На этом мы заканчиваем обсуждение самсары, а также круговорота событий. Теперь вы знаете, что такое колесо сансары, и как из него выйти, знакомы с влиянием кармы на дальнейшую судьбу души, а также с возможными последствиями. Стоит заметить, что карму нельзя представить в виде набора положительных или отрицательных значений, ведь каждый отдельный поступок имеет свою цену, которую нельзя заплатить, выполнив противоположное деяние.

САНСАРА (санскр. – «прохождение», «протекание»), в индийской философии реинкарнация, повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара является реализацией действия «закона кармы», неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока (пунья/папа), сложившегося в предыдущих воплощениях (преимущественно в последнем). Сансара может иметь конец, который совпадает с достижением «освобождения» – мокши как высшей цели человеческого существования.

Термин «сансара» восходит к средним Упанишадам. По Катхе, не наделенные распознаванием, рассудительностью и «чистотой» обречены на постоянное «возвращение в сансару» – в отличие от наделенных противоположными качествами, а в Майтри, отражающей значительное влияние санкхьи и буддизма, прямо говорится о «круге сансары» (сансарачакра). В этих же текстах встречается термин «бандха» («узы», «закабаление»), означающий порабощенность индивида результатами действия «закона кармы» и пребыванием в сансаре. Бандха как привязанность индивида к объектам внешнего мира получила частично обозначение уже в образе «узлов», связующих сердце и тождественных глубинным аффектам. Ближайший аналог этих «узлов» – доши («пороки», «дефекты») – корневые аффекты, основные из которых – чувственная привязанность (рага), ненависть (двеша) и заблуждение (моха).

Учение о сансаре разделяется всеми направлениями индийской мысли, кроме чарваков-локаятиков.

Буддисты мыслят субъект сансарного существования как единство «бессубъектных» скандх, а потому о реинкарнации (как пере-воплощении кого-то или чего-то) в рамках буддийской мысли можно говорить только метафорически: реально подразумевается трансформация одной «текучей» психофизической организации, образуемой необъяснимым единством пяти групп дхарм, именуемых скандхами, в другую после распада телесных составляющих. В ходе одной из попыток ввести в буддизм нечто вроде реальной реинкарнации ватсипутрии (с 4 в. до н.э.) выдвинули наряду с «флюидными» скандхами также квази-персоны пудгалы, но все другие буддийские школы единодушно выступили против этого нововведения, усматривая в нем компромисс с брахманистской идеей Атмана, категорически отрицаемой буддистами. Отсутствие реального субъекта сансары способствовало воззрению, по которому она существует лишь на уровне эмпирической (самвритти-сатья), но не подлинной истины (парамартхика-сатья), а это привело к переосмыслению того, что ей противоположно, – нирваны. Нагарджуна (2–3 вв.) в Мулямадхьямика-карике высказывает убежденность в том, что сансара и нирвана различны лишь с точки зрения эмпирической истины, тогда как в перспективе конечной истины нет ничего, что их разделяло бы, и их «концы» совпадают.

Для джайнов, наяиков, вайшешиков и мимансаков сансара – реальное перевоплощение индивидуального духовного начала. Комментируя положение Ньяя-сутр о том, что «реинкарнация (претьябхава) – это повторное рождение», Ватсьяяна истолковывает его как соединение субъекта с телом, индриями, мышлением и ощущением; сансару следует понимать как безначальное воспроизведение «узлов» рождений и смертей, завершающееся с «освобождением».

По Санкхья-карике, субстратом перевоплощения является тонкое тело (сукшма-шарира). Тонкое тело неразрывно связано с диспозициями сознания (бхавы), классификация которых включает, по Санкхья-карике, 4 пары: знание – незнание, добродетель – недобродетель, индифферентность – страстность, «сверхспособности» – бессилие. Их конфигурация в сознании обусловливает качества перевоплощения, но ответственность за последние несет «страстность». Тонкое тело (как продукт первоматерии) по природе бессознательно, а потому не может быть реципиентом опыта, пуруша же как внеположный телу воплощаться не может, и потому «поистине никто не связывается, не освобождается, не перевоплощается». У адвайта-ведантистов субъект перевоплощения – душа (джива), не знающая о своей реальной тождественности Брахману, поэтому сансара – материализация Незнания. У ведантистов «теистической» ориентации таким субъектом является джива, находящаяся с Брахманом в отношении тождества-различия.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *