Ф.И.Тютчев писал: «Живя, умей всё пережить: и печаль, и радость, и тревогу…»
Так ли это? А нельзя ли обойтись без эмоций?
И вообще, что такое эмоции, и какими они бывают? Полезны они или вредны?
Понятие эмоций.
От эмоций во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние друг друга приводит к психологической несовместимости людей. Люди сумели разгадать загадку грома и молнии, проникли в микромир, вычислили расстояние до звезд, совершили множество открытий, но до сих пор не могут утверждать, что полностью постигли самих себя.
Вам, наверное, приходилось видеть ритуальный танец какого-нибудь племени древних воинов перед предстоящей схваткой с врагом или перед охотой. Боевая песня и танец, во время которого воспроизводились движения и жесты, призванные напугать и поразить противника, взбадривали воинов. Они вдохновляли их, прибавляли сил и отваги. Опыт подсказывал воинам, что песня и танец нужны также, как барабанный бой, боевой клич, устрашающая татуировка. Они создают нужное для победы эмоциональное состояние.
Но, если одни эмоции способствуют достижению цели, то другие могут мешать осуществлению желаний, делая человека пассивным, беспомощным, растерянным. Например, во время морских трагедий главной причиной гибели людей является чувство обреченности, ужас перед стихией, т.е. люди погибали от страха!
Что же представляют из себя эмоции? Слово «эмоция” происходит от латинского «emovere” , что означает «волновать”, «возбуждать”. Со временем значение этого слова изменилось и сейчас можно сказать, что эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру сигналы из внешней среды и внутренних органов. По другому определению эмоции — это реакции человека на внешние и внутренние раздражители, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма.
Оба определения имеют равное право на существование, потому что эмоции характеризуются чрезвычайно широким диапазоном разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и отчаяние — все это различные эмоциональные состояния.
Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, побуждением). Мотивации рассматриваются как состояния организма, которые стимулируют человека активно искать или избегать те или иные раздражители, конкретные ситуации. Каждой мотивации способствуют определенные эмоции. Они условно делятся на простые и сложные.
Простые, элементарные эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия на него, руководствуясь древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить. Если надетые утром туфли оказались тесны и растерли вам ногу, вы испытываете боль и стремитесь снять их, как только представится возможность. Если у вас разболелся зуб, вы принимаете обезболивающее лекарство или спешите к врачу. Пример элементарных и крайне неприятных эмоций – те, которые сопровождают боль. К ним также могут быть отнесены эмоциональные состояния, возникающие под влиянием голода, жажды, опасности, сексуальных желаний и т.п.
Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. По сути дела, первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни. Кроме плача и крика, с пятой недели у малыша появляется улыбка — мимическая реакция, указывающая, что ему приятно. Если в течении первого года жизни ребенку свойственны лишь простые эмоции, то в дальнейшем его эмоциональные реакции приобретают взаимосвязь с нормами социального поведения. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется.
Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших эмоций или чувств.
Чувства условно делятся на этические, интеллектуальные и эстетические.
Этические чувства формируются у человека в процессе воспитания. К ним относятся чувство долга, товарищества, дружбы, раскаяния и т.д.
Интеллектуальные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса общества. Тяга к знаниям, желание познать как можно больше, раскрыть еще не разгаданные тайны жизни и неорганического мира свойственны людям. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня”, — говорил Валерий Брюсов.
Эстетические чувства занимают особое место. В их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты.
Все многоцветье эмоций психологи, кроме того, делят на настроения, страсти и аффекты.
Настроение — эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью.
Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека.
Аффекты — обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояния эмоционального возбуждения высшей степени.
И. Кант сравнивал аффект с водой, прорвавшей плотину, тогда как страсть, по его мнению, действует как поток, который все глубже и глубже прокапывает свое ложе.
Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкий писатель Г. Лихтенберг заметил, что «самая занимательная для нас поверхность на Земле — это человеческое лицо”. Именно на лице другого человека прочитываем мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Из каких же элементов складывается «язык эмоций”, как он усваивается человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.
На точность определения эмоций по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает. Обнаружилось, что люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены. Важно отметить, что люди различаются по тонкости опознания эмоций. Был проведен эксперимент, в процессе которого испытуемых просили назвать чувство, которое переживает человек на фотографии. Те, кто умели особенно тонко «читать” лица, рассматривая фотографию, уподобляли свою собственную мимику выражению лица изображенного. Они старались как бы стать на место другого, почувствовать то же, что и он. Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название ЭМПАТИЯ. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто”. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким”.
Примечательно, что великий Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи” рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом для графических набросков встречающихся интересных лиц людей; при этом он советовал обращать внимание на их эмоциональные переживания – радость, печаль и т.д. и накапливать таким путем наглядный материал о человеческом лице, о человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании больших полотен. Сам Леонардо да Винчи очень внимательно изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека. Вероятно, все это каким-то образом повлияло на создание такого великого шедевра искусства — портрета Монны Лизы (Джоконды), улыбка которой и поныне восхищает и заставляет спорить и задуматься.
Попробуйте сами передать мимикой и движениями тела любую эмоцию (страх, ревность, удивление …) и вы увидите, что это совсем нелегко сделать. Но, учась передавать эмоциональное состояние, мы легче сможем понять другого человека!

Введение…………………………………………………………2

1. Понятие об эмоциях…………………………..……………3

2. Классификация эмоций.…………………………………….4

3.Роль эмоции………………………………………………….5

4. Эмоциональные состояния…………………………………8

5.Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции…12

6.Управление эмоциями……………………………………..14

Заключение……………………………………………………17

Список литературы…………………………………………..19

Введение

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики.

Эмоции (от лат. «emotion» — волнение) — это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоции — это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуя речь, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: понятие об эмоциях, роль эмоции в жизни человека, классификация эмоций, эмоциональные состояние, эмоциональные реакции.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель работы рассмотреть роль эмоций в жизни человека.

  1. Понятие об эмоциях

Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию лично­сти, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфи­ческие физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции име­ются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множе­ство оттенков и сочетаний.

Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находят­ся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Под настроением понимают эмоциональное самочувствие человека, влияющие на его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени. В зависимости от обстоятельств настроение меняется.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Во время аффекта человек нередко теряет самообладание и совершает действия, в которых потом горько раскаивается. Аффекты редко приводят к достижению желаемой цели, потому что они совершаются необдуманно.

2. Классификация эмоций

1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.

2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:

— удовольствие-неудовольствие;

— напряжение-разряжение;

— возбуждение-торможение.

4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:

  • интерес-волнение;

  • радость;

  • удивление;

  • горе-страдание;

  • гнев;

  • отвращение;

  • презрение;

  • стыд;

  • вина.

Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:

  • альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

  • коммуникативные эмоции (возникающие при общении);

  • глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);

  • праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);

  • пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);

  • романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

  • гностические эмоции (возникающие в познании);

  • эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);

  • гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);

  • акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).

3. Роль эмоций

Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли: отражательно-оценочная, защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию, компенсаторную функцию, сигнальная, дезорганизующая.

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про­исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болель­щиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болель­щиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей­ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирова­ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри­ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи­тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек­ту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно­стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа­сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встре­чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможным проявление и санк­ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру­гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче­тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стаби­лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор­ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция­ми, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

2

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

План:

Введение……………………………………………………………..3

1.Основные эмоциональные процессы и управление ими………..4

2. Виды чувств……………………………………………………….8

3.Значение эмоций и чувств в жизни человека……………………10

Заключение…………………………………………………………..14

Список источников………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.

Знание закона земного тяготения Ньютона, периодической системы элементов Менделеева и других закономерностей расширяет сферу общих знаний, но они не охватывают чувственную природу человека.

Сознание человека, по мнению известного академика В.И. Вернадского, есть особая сила природы среди всех других. Социально-детерминированное сознание человека есть знание, которое может стать достоянием других членов общества.1Сознание- это мышление вместе с кем-то. Осознать- значит приобрести потенциальную возможность передать свое сознание другому, более того- сочувствовать ему, сотрудничать с ним.

Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в жизни человека.

1.ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Прежде всего, необходимо разобраться в понятиях эмоций и чувств. Что же это такое?

Если заглянуть в психологический словарь, то в нем эмоции трактуются следующим образом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта».2

Эмоции- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.3

Кроме того, эмоции- психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.4

Алексеева Л.В. указывает на то, что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», » выражение отношения»- это все характеристики, традиционно включаемые в определение эмоций.5

Эмоции возникли, как утверждал Ч.Дарвин, в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддерживания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний- это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Кроме того, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции.6 Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства- высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства- еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам ( реальным или воображаемым).

Эмоции и чувства- личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно-личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: » Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».7

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Настроение- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые- астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки головного мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциальную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.8

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

2.ВИДЫ ЧУВСТВ

Исходя из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют на виды: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Это представления о долге, потребность соответствовать нравственным требованиям общества, чувство долга- ответственность за свое поведение перед другими людьми.

Предметом моральных чувств является сам человек. К ним относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, другим, сочувствие (сорадость, согоре), доверие и расположение к людям, товарищество, дружба, любовь. Это также и национальная гордость, любовь к Родине и людям, представляющим другие культуры и традиции.

Моральные чувства переживаются индивидуально каждым человеком, но при такого рода переживаниях, при совпадениях нравственных ценностей объединяют людей и дают им «ощущение локтя», солидарности- единое нравственное «мы».

Эстетические чувства человек испытывает при восприятии явлений действительности и многообразия национального и художественного творчества. Человечество ввело в свой обиход понятие прекрасного и оно, как ценность, создает соответствующие ориентации людей.

Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, произведения искусства (картины, литература, музыка и др.) и сам человек.

Люди в своей культуре вырабатывают эстетические эталоны поведения, общения друг с другом, его внешнего облика и выражения чувств.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникшей проблеме, сомнением или уверенностью и радостью по достижении ожидаемого результата.

Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, а точнее, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема и т.д.), удовлетворение от процесса мышления и его результата, разделенное с другими людьми.

Испытывая тягу к познанию, человек ищет того, с кем может пережить интеллектуальные чувства вместе и как бы заново. Такое совместное переживание придает интеллектуальным чувствам особую значимость.

Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную работу, деятельность. Успех веселит, приносит радость от проявленных сноровки и упорства. Неуспех огорчает, но в то же время рождает желание повторить попытку реализовать себя в деятельности. Объектом практических чувств являются труд, учение, спорт, игра и общение.

Эмоции порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называют страстью.

Эмоции также принято делить на положительные и отрицательные. Однако и те и другие способствуют психологической реакции, вызывают изменения в поведении. Положительные эмоции, как правило, вызывают радость, душевный покой и творческую приподнятость. Напротив, отрицательные эмоции могут надолго вывести человека из строя, затормозить его реакции, снизить его работоспособность.

3. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или поседение волос.

Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.

Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.

Эмоции и мышление и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.

Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примерно так: » Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, я ничего не мог с собой поделать».

Ненормально продолжительные аффекты мы можем наблюдать у лиц с эпилептоидным складом характера, врожденно слабоумных, легко возбуждающихся от мелкой неприятности на несколько дней.

Эмоции выполняют функцию оценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего. На это указывал и Грот (1879-1880) в своих работах, а также и ряд современников.9

Умение человека сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

От доброго человека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чем рассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут ни сочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека. Типичную холодность представил И.С. Тургенев в образе Базарова в романе » Отцы и дети».

Чувство удовольствия, приятные ощущения человек всегда стремится не только усилить, но и повторить. При этом он действует неосознанно, импульсивно, т.е. его психологическое состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствие продлить и сделать приятным, необходимо его сократить. » Всякое удовольствие усиливается от той страсти, которая может нас лишить его,- писал Сенека.- Наслаждаться всегда, значит, не наслаждаться вовсе. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой».10

При некоторых формах невроза больной может испытывать и «чувство потери чувства», т.е. мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, безвозвратную утрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией, например, восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируется вовне. Больные «слышат» голоса, звучащие в голове, видят «внутренним глазом», говорят о запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого не существует.

Человек нередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Преодоление чувства собственной неполноценности более гармонично протекает в молодом возрасте, когда организм и его нервная система легче приспосабливаются к переменам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попытки перекомпенсирования более болезненны.

Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественной жизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.

Алексеева Л.В. указывает на то, что влияние эмоций на человека гораздо значимее потребностей.11Человек легко отказывается от удовлетворения потребности, если это связано у него с отрицательными переживаниями, или стремится получить удовольствие, понимая, что нельзя или вредно.

Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется!

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», » выражение отношения»-это все характеристики эмоций.

2. Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей.

3. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

4. Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

5. Эмоции могут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия.

6.Чувства- еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

7. Эмоции следуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

8. Человек может испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1 Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-С.3

2 Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990.-С.461

3 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- С.233

4 Каменская Е.Н. Основы психологии.Курс лекций.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- с.66

5 Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учебное пособие.Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1996. С.27

6 Немов Р.С. Психология: Учебник.: В з кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- С.436

7 Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций// Психология эмоций. –С.9

8 Рубинштейн С.Л, Человек и мир. М., 1976

10 Дружинин В.Е. Психология эмоций…- С.11

11 Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учебное пособие.Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1996.-С.29

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *