Дети с 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Мой опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками, говорит о том, что наилучшие образцы диалогического взаимодействия дают детям литературные произведения. Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов.

Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Олег Григорьев.

Конфеты.

Я нёс домой

Кулёк конфет.

А тут навстречу мне

Сосед.

Снял берет:

— О! Привет!

Что несёшь?

— Кулёк конфет.

— Как — конфет?

— Так — конфет.

— А компот?

— Компота нет.

— Нет компота

И не надо…

А они из шоколада?

— Да, они из шоколада.

— Хорошо,

Я очень рад.

Обожаю шоколад.

Дай конфету.

— На конфету.

— А вон ту, а ту, а эту…

Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та…

Больше нет?

— Больше нет.

— Ну, привет.

— Ну, привет.

— Ну, привет.

Повар.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Л. Миронова

Г. Лебедева

Ёжик.

Плачет ёжик в три ручья:
— Ох, зачем колючий я?
Гадкие колючки!
Из-за них никто меня
Не берёт на ручки!

С.В. Михалков

Котята.

Родились у нас котята —

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Hаконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ — котенок самый белый,

ДВА — котенок самый смелый,

ТРИ — котенок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ — самый шумный.

ПЯТЬ — похож на ТРИ и ДВА —

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Б. Заходер.

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

*****

Раз осеннею порой

По тропинке лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И шагая через мост,

Hаступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес,

А медведь с испугу вмиг

Hа сосну большую влез.

Hа сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: ты, медведь,

Должен под ноги смотреть.

С той поры медведь решил,

Что зимой надо спать

По тропинкам не ходить

Hа хвосты не наступать.

И зимою безмятежно

Спит медведь под крышей снежной.

И доволен не спроста,

Кто родился без хвоста!

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика дыра?

-Один ворот остался.

Шотландская народная песенка.

Кyпите лyк, зеленый лyк,

Петpyшкy и моpковкy!

Кyпите нашy девочкy,

Шалyнью и плyтовкy!

Hе нyжен нам зеленый лyк,

Петpyшка и моpковка,

Hyжна нам только девочка,

Шалyнья и плyтовка!

-Я медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Hе идет.

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

-Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

-Еду сено косить,

-а что тебе сено?

-Коровок кормить.

-а что тебе коровы?

-Молоко доить.

-А зачем молоко?

-Ребяток кормить.

Настя Емельяненко.

— Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
— Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

Улитка и жук.
Повстречал улитку жук:
— Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага?
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами.

Хрюшкина подружка.
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
— Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

Олег Бундур.

«Доброе утро!» —
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.

***

Снег под папою
Басом поёт:
— На завод!
На завод!
Подо мною
Снежинки пищат:
— В детский сад!
В детский сад!

***

Как папа жил в детстве.

Папа утром сам вставал,
Всё до капельки съедал,
Не ронял, представьте, чашек,
Никогда не рвал рубашек
И не бегал босиком,
И не щёлкал языком,
И с дворняжкой не дружил —
Очень
скучно
папа
жил!

Токмакова Ирина

Где спит рыбка.
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

В. Степанов

Как живете?

С.Я. Маршак

Ирина Голюдова
Диалоги в стихах

— Ты куда идёшь, медведь?

— В город, ёлку приглядеть.

— Да на что тебе она?

— Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты её?

— В лес возьму, в своё жильё.

— Что не вырубишь в лесу?

— Жалко, лучше принесу.

— Где ты, серый зайка был?

Где морковку раздобыл?

— За рекой, на рынке

У богатой свинки.

….

— Очень, ёж, ты хорош!

Жаль, что в руки не возьмёшь!

— Не возьмёшь, ну и что ж!

Без иголок я не ёж!

….

— Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

— Потому что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

— Что ты, кошка, сторожишь?

— Сторожу из норки мышь!

Выйдет мышка невзначай,

Приглашу её на чай!

….

— Эй, привет, соседка мышь!

Может, в гости пригласишь?

— Извини, голубчик кот,

Очень узкий в норку вход!

….

Что такое этикет?

Мы сейчас дадим ответ:

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

Если вежливыми слыть

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить!

Пришёл сегодня в гости

Не доктор Айболит.

Пришёл сегодня в гости

Хороший аппетит!

Бо-о-ольшую взял тарелку

И ну стучать по дну:

— Скорее дайте каши,

Хоть ложечку одну!

Не беда, что не летаю,

Но зато я звонко лаю!

И держу свой хвост трубой

И доволен сам собой.

….

Детушки-касатушки!

Вы садитесь, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку!

Павушка летала,

Пёрышки роняла.

-Кому эти пёрышки?

-Родимому Вовушке.

-На что ему пёрышки?

-Шапочку пушить.

-На что шапочка?

-Дедушке дарить.

….

-Заяц белый, куда бегал?

-В лес дубовый.

-Что там делал?

-Лыко драл.

-Куда клал?

-Под колоду.

-Кто брал?

-Родион. Коль не веришь,

Выйди вон!

….

-Здравствуй, Киса, как дела?

Что же ты от нас ушла?

-Не могу я с вами жить, хвостик негде положить!

Ходите – зеваете, на хвостик наступаете!

-Куры, куры, как живёте?

Куры, куры, что жуёте?

-Хорошо пока живём,

Но, простите, не жуём,

Мы клюём проворно

На дорогах зёрна.

-Козы, козы, как живёте?

Козы, козы, что клюёте?

-Хорошо пока живём,

Но, простите, не клюём,

А дерём мы поутру

С молодых осин кору.

-Как вы, кролики, живёте?

Что вы, кролики, дерёте?

-Хорошо пока живём,

Но, простите, не дерём,

А грызём мы ловко

Свежую морковку.

-Вы, котята, как живёте?

Вы, котята, что грызёте?

-Хорошо пока живём,

Но, простите, не грызём,

Пьём мы понемножку

Молоко из плошки.

-Почему ты чёрен, кот?

-Лазил ночью в дымоход.

-Почему сейчас ты бел?

-Из горшка сметану ел.

-Почему ты серым стал?

-Меня пёс в пыли валял.

-Так какого же ты цвета?

-Я и сам не знаю это.

….

На полянке два козла решили пободаться:

-Я козёл и ты – козёл!

Надо разобраться.

-У меня рога сильней.

Да и сам я выше!

-Ну, а ты, козёл, глухой,

Ни чего не слышишь!

-Я не слышу, сам глухой.

Так они ругались

Целый день и вечер весь

Два козла бодались!

….

-Эй, скажи, колючий ёж,

Что на спинке ты несёшь?

-Сладки ягоды рябины.

Дома спрячу их в корзину.

Наполняю закрома,

Скоро близиться зима.

-Здравствуй, белка!

-Здравствуй, ёж!

Далеко ли ты идёшь?

-Может, яблочек найду

Возле яблоньки в саду!

Принесу ребяткам

Маленьким ежаткам!

….

Рассердилась туча злая, и закапал мелкий дождь.

Капля падает за каплей, сколько набежало слёз!

Дождь сильнее стал, и ветер сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли, словно всех косой скосил.

Ливень туча посылает и стеной вода течёт.

Где бы спрятаться от ливня? Зонтик нас раскрытый ждёт?

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите,-

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда гуляйте…

Бом! Бом! Бом!

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Кап-кап-кап!

Погулять нам не даёшь?

Кап-кап-кап!

Очень мы хотим гулять.

Кап-кап-кап!

Через лужицы скакать. Кап-кап-кап!

Шла сороконожка по сухой дорожке,

Вдруг закапал дождик – кап!

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен.

Обойду я лужи,

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу

И потопаю потом.

Ой, какой от лапок гром!

Рано утром не спеша

Тропами,

Шли по лесу два ежа

Топали.

На иголочки шипы

Острые

Крепко сядут все грибы

Осенью.

Учим с малышом стихи-диалоги.

Советы родителям.

Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как её ребёнок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с куклой или с подружкой! Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют всё услышанное и подражают интонациям взрослых.

Но стоит ребёнку начать читать стихотворение наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной и однообразной, текст проговаривается скороговоркой, без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространённой ошибкой при чтении у детей является многоударность, т. е. ударение на каждом слове. Что же делать?

Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть не только доступны пониманию ребёнка, но и непременно нравиться ему, вызывать при чтении радость.

Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. (Диалог – это разговор двух действующих лиц, в отличии от монолога, когда действующее лицо говорит от своего имени.)

Стихи-диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом-партнёром или с залом.

Стихотворение-диалог:

— Здравствуй, киса!

Как дела?

Что же ты от нас ушла?

— Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете…

На хвостик наступаете.

Такие стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни.

Даже считалку, в которой многоударность оправдана, если она написана в форме диалога, можно прочесть очень просто:

-Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыки драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто брал?

— Родион.

— Выйди вон!

Чешская народная песенка «Разговор лягушек» в переводе С. Маршака тоже написана в форме диалога.

— Кума, ты к нам?

— К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

— Кого, кого, кума?

— Рака, карпа и сома.

— Как поймаешь, дашь ли нам?

— Как не дать? Конечно, дам!

Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диалога, прыгать друг другу на встречу. Это доставит детям большое удовольствие. Обратите внимание детей на короткие слова, особенно «к вам, к вам», которые напоминают кваканье лягушек.

Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь, и авторская относятся к одним и тем же персонажам, как в стихотворении О. Бедарева «Куры»:

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Мы взлетели высоко.

Касатки в небе вьются,

Над курами смеются:

— Эх вы, куры, ко-ко-ко,

Разве это высоко?

В стихотворении В. Викторова «Бычок-новичок» слова автора также можно передать действующим лицам.

Вышел бычок на лужок.

Козочку встретил бычок.

— Му, — говорит бычок,-

Я на лугу новичок.

Ты покажи мне скорей,

Где здесь трава повкусней.

— Ме, — раздаётся в ответ,-

Травки невкусной нет.

Травка всегда хороша,

Если жевать не спеша.

В чтении стихотворения И. Демьянова «Скакалочка» участвуют две девочки: Галочка и её подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит авторский текст:

Очень любит Галочка

Быструю скакалочку.

Скок да скок, скок да скок!

Галочке не жалко ног.

А бывает жалко

Быструю скакалку.

— Отдохни, скакалочка,-

Еле шепчет Галочка.

Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской «Уши»:

— Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже..!

Отвечает доктор гневно:

— Еже… еже… ежедневно!!

Для малышей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *