Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. Сказать точно, когда именно произошло зарождение религии, невозможно. Но, то, что она очень древняя, не вызывает сомнений у исследователей.

Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары и достичь дхармы. Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».

Родина этого учения – Индия. Джайнизм никогда не выходил за ее пределы, хотя сегодня на Дальнем Востоке, в Западной Европе, Австралии и даже Северной Америке растет количество сообществ, члены которых поддерживают философию джайнизма.

Что такое джайнизм, каковы основы и особенности этого учения, узнайте прямо сейчас. Краткое описание религии представлено ниже.

Джайнский Храм Лал Мандир в Дели

В чем суть джайнизма

Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой.

Согласно джайнизму, каждое существо – это индивидуальная, вечная душа. Можно освободиться от сансары и достичь мокши, но для этого нужно быть аскетом.

Основная символика джайнизма

Джайны (так называются последователи джайнизма) присваивают титул джина («победителя» или того, кто сумел освободиться от сансары и достичь духовного просветления) лишь избранным. Это самые почитаемые учителя джайнизма и всего их 24.

Называют их тиртханкарами или, дословно, «теми, кто нашел и указал путь к спасению». Их учениям следуют те, кто хочет достигнуть мокши.

Самоконтроль и развитие мудрости – верные пути. Освободившись от кармы, следуя «Трем драгоценностям джайнизма» (совершенные восприятие, поведение и знание) душа больше не испытает сансару (цикличные перерождения). Тех, кто достиг мокши, называют сиддхами. Сансарины – это души, связанные кармой с землей.

Можно ли сказать, что джайнизм – это монотеистическая религия? Несмотря на то, что в свое время она предстала как реформаторское течение индуизма, ей не свойственен монотеизм. Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, освобождении от сансары, достижении божественного сознания. В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.

Джайнизм отрицает суть кастовой системы и противоречит брахманизму. Учение гласит, что абсолютно каждый, независимо от принадлежности к определенной касте и сословию, может спастись от сансары. И хоть эта религия имеет схожесть с буддизмом, эти религии имеют отличия. Например, в том, что джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Храм Ранакпур

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

  • Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
  • Абсолютно все живое обладает душой.
  • Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
  • Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
  • Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
  • Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
  • Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
  • Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
  • Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
  • Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
  • Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм Кхаджурахо

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

В зависимости от того, кем именно является джайн, строгость соблюдения обетов будет разной. Монахами этические принципы выполняются максимально строго.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов «Ненасилие – главный принцип Джайнизма”

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи. Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока.

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

Так как самым большим грехом для джайна является причинение вреда живым существам (химса), монах должен подметать перед собой дорогу специальной метелкой и процеживать воду для питья, чтобы не допустить убийства даже незаметного для невооруженного глаза существа. Также нельзя джайну перемещаться в темноте, так как он не видит, куда ступает.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.

Шветамбары идут на ритуальную службу

Джайнизм сегодня

На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.

Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D

Читайте далее:

21. Джайнизм

Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана. Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей – тиртхакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное время существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в. н. э.) был составлен канон. Джайнистское учение провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут сансары.

Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло. Бог – это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и сансары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). Человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики.

В джайнизме абсолютизированы, в частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также различные умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

В джайнизме сформировалось два направления: ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары, более умеренный подход провозглашали шветамбары.

Следующая глава >>

Глава 13 Оппозиционные учения: джайнизм

Глава 13 Оппозиционные учения: джайнизм Ортодоксальные религиозные доктрины древней Индии, генетически восходившие к религии и мифологии арийских вед, были тесно связаны с системой сословного неравноправия, которая нашла свое выражение в виде варн. На основе

Джайнизм в истории Индии

Джайнизм в истории Индии Хотя джайнизм как религия в принципе был открытой доктриной, формально доступной для любого, кто пожелал бы к ней присоединиться, широкой популярности и множества сторонников это учение так и не приобрело. Видимо, этому не следует удивляться –

Джайнизм

Джайнизм Одним из проповедников середины I тысячелетия до н. э., который создал учение, положившее начало новой религии — джайнизму, достаточно влиятельной в Индии и в наши дни, был Вардхамана (с момента достижения им «просветления» его называют Махавирой, или Джиной).

Джайнизм В период раннего средневековья и до начала мусульманских завоеваний джайнизм был процветающей религией в Раджпутане. Джайнская община и позднее занимала важное место в коммерции, банковском деле, администрации. Было много судей-джайнов по всей Индии, а не

21. Джайнизм

21. Джайнизм Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана. Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей – тиртхакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное время

ЛЕКЦИЯ № 4. Джайнизм и буддизм

ЛЕКЦИЯ № 4. Джайнизм и буддизм 1. Условия возникновения новых религий в Индии В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются

2. Джайнизм

2. Джайнизм Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских

ДЖАЙНИЗМ

Религия
Политеистическая, национальная
Одна из традиционных религий Индии

Название и символика

Название этой религии (на санскрите джайна-дхарма) происходит от одного из имен (титулов) ее основателя – Джины Махавиры. Последователей джайнизма называют джайнами.

История возникновения и развития

Джайнизм возник приблизительно в V в. до Р. Х. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар).

Основатель джайнизма Вардхамана (досл. «процветающий») Джнятрипутра, называемый также Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»), был старшим современником Будды. Он родился 30 марта 599 или 540 г. до Р. Х. Вардхамана был сыном Сиддхартхи (другие имена – Шреямса и Яшашви), правителя государства Вадджи в племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали. Мать Вардхаманы звали Тришала (также Видехадатта или Приякарни). По джайнскому преданию, уже в утробе матери Вардхамана начал практиковать принцип ахимсы («ненанесения вреда»), стараясь не двигаться, чтобы не причинять боль своей матери. Вардхамана получил блестящее образование, подобающее царевичу, считается, что он проявлял особые способности, а также невероятную смелость. Позднее он женился на дочери царя Калинги царевне Яшоде (Яшодхаре), и у него родилась дочь.

После кончины родителей Вардхамана испросил у старшего брата разрешение уйти из мира и в возрасте 30-и лет начал аскетические странствования, отдав даже свои волосы богу Индре. Двенадцать лет он вел суровую жизнь аскета. Спустя шесть лет Вардхамана присоединился к будущему лидеру философской школы адживиков Маккхали Госале (еще через шесть лет Вардхамана разошелся с ним).

Как и его родители, Вардхамана следовал предписаниям «ордена» Паршвы. (Паршва или Натха считается в джайнизме 23-м тиртханкаром, предшественником Джины, жившим примерно за 250 лет до него). От членов ордена требовалось соблюдение четырех основных обетов: не вредить (ахимса), не присваивать чужого, хранить целомудрие и воздерживаться от лжи. Однако Вардхамана реформировал орден. К обетам Паршвы он добавил отказ от одежды, бодрствование, суровые посты и длительные медитации.

В 557 г. до Р. Х. на десятый день луны месяца вайсакх (май – июнь), в местечке Амбхигриям у дерева на берегу речки Риджупалика Вардхамана достиг всеведения (кевала-джняна). По учению джайнов, оно «бесконечно, превосходно, не имеет препятствий и полно…». Он также узрел все состояния всех живых существ в мире – что они думали, говорили и делали в каждый момент своего бытия. Именно с этого времени он стал Джиной – победителем своей кармы.

На следующий день после обретения «всеведения» Джина дошел до селения Модхьям Пава и остановился в саду, где 11 жрецов собирались совершить жертвоприношение. Джина объяснил им бессмысленность жертв и ритуалов, и они стали его первыми учениками – ганадхарами. Наиболее знаменитыми из них были Индрабхути и Судхарма, а также ученица Чанданабала, возглавившая впоследствии джайнских монахинь.

Последние два года своей жизни Махавира усердно постился и проповедовал свое учение. Он скончался (по учению джайнов, «ушел в нирвану») в возрасте 72 лет в 527 или 468 году до Р. Х. Это произошло за полтора часа до рассвета в городке Пава (близ совр. Патны) недалеко от берега Ганга. Хранителем учения Махавира оставил Индрабхути.

На четырнадцатый год после достижения Махавирой «всеведения» среди его последователей произошел раскол: его зять Джамали подверг критике его учение и увел с собой 500 монахов.

Джайнизм достаточно быстро распространился. Еще при жизни Джины общину его учеников поддерживали некоторые восточногангские правители. Вскоре к учению джайнов примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара.

Первые датированные сведения о джайнах относятся к эпохе Маурьев. Они содержатся в наскальных надписях царя Ашоки (III в. до Р. Х.). Возможно, приверженцами джайнизма были Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати.

В III в. до Р. Х. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. В это же время часть групп отделилась от общины и последовала на юг за мудрецом Бхадрабаху.

В первые века по Р. Х. джайны стали активно переселяться на юг Индии (возможно, причиной этого был голод). Именно в это время единая община стала распадаться на два направления. Оставшиеся на севере стали называться шветамбары, а те, кто отправился на юг – дигамбары. Каждое из течений настаивало на том, что именно оно является аутентичным наследником Джины и ганадхаров.

Джайнизм стал весьма популярен на юге Индии – в Карнатаке и Тамилнаде. Здесь он пользовался поддержкой многих царствующих династий: Сатаваханов (до III в. по Р. Х.), Кадамба (IV – VI вв.), Чалукьев (VI – VIII вв.), Паллавов (V – IX вв.). В V в. на юге джайнизм стал доминирующей религией. Его идеологическим центром стала т. н. «сангха Ваччхирананды», созданная в 470 году в г. Мадураи.

С VI – VII вв. под влиянием индуизма в джайнизме начинается активное строительство храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма также в Гуджарате и в Центральной Индии. Один из наиболее известных храмовых комплексов находится на горе Абу на юго-западе Раджастхана.

Хотя в Х – XII вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в южных регионах, джайнизм продолжал удерживать здесь свои позиции. С XIII в. южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, к концу XVI в. джайнская община на юге заметно ослабла. Однако, в отличие от буддизма, джайнизм не исчез и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы адаптации к правлению Великих Моголов.

Священные тексты

Джайнизм не признает святости и безоговорочного авторитета Вед. В то же время джайны создали значительную по объему собственную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.

Священные тексты джайнизма называются Агама или Сиддханта. Считается, что первые последователи Джины Махавиры сохранили его учение в устном предании в виде 14 разделов, называемых пувва («первые»). Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одной анге («часть») – книге поучений. Они образуют ядро джайнского канона. В 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена.

В I – II вв. Умасвати кодифицировал как собственно религиозное, так и философское наследие всего джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре. Главная часть канона была утверждена на соборе в Паталипутре в III в до Р. Х. Окончательная кодификация канона произошла только в V в. на соборе шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), т. е. через девять веков после смерти Джины Махавиры.

Как и буддийский канон, джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой передачи. Основные вехи этой передачи связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельст вуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите.

Дигамбары этого канона не признают, считая, что первоначальный священный текст утерян. У них есть собственные авторитетные тексты более позднего происхождения.

Вероучение и мифология

Джайнизм, как и буддизм, стал альтернативой традиционному брахманизму с его окостенелым ритуализмом. В противовес распространенному в его время фатализму Джина предлагал практическую «философию действия» – путь освобождения от колеса перерождений через суровую аскезу и ненасилие. Согласно вере джайнов, человеку лучше получить ранение или даже принять смерть, нежели самому причинить насилие.

Богословие в европейском понимании в джайнизме практически отсутствует. Джайнизм утверждает: нет необходимости говорить о Создателе или Первопричине мира, т. к. Вселенная вечно существовала и вечно будет существовать. Символом вечного круговорота бытия является калачакра – «колесо времени». Бесконечные изменения мира естественны и не связаны с вмешательством каких-либо божественных сил. Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, время совершения которых неисчислимо. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.

В каждом цикле в мир приходят тиртханкары – своеобразные духовные проводники, способные указать путь к выходу из цепи перерождений. Всего в цикле их 24: Ришабха, Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабха, Сувидхи (Пушпаданта), Шитала, Шреямса, Васупуджья, Вимала, Ананта, Дхарма, Шанти, Кунтху, Ара, Мали (по учению шветамбаров, – единственная тиртханкар-женщина), Мунисуврата, Неми, Ариштанеми, Паршва и Махавира. В каждом цикле бывает 63 великих личности (шалака-пуруша), в их число входят тиртханкары, 12 всемирных императоров (чакравартинов) и 9 триад героев – баладэв, васудэв и пративасудэв.

В восходящие периоды (утсарпини) люди увеличиваются в размерах, возрастает продолжительность их жизни, нет необходимости в законах и собственности, т. к. все потребности удовлетворяются. В периоды упадка (авасарпини), напротив, уменьшаются размеры людей и их силы, деградирует нравственность, и человек становится безвольным существом.

Сейчас, по учению джайнов, человечество живет в эпоху упадка, и последний из 24-х тиртханкаров (им считается Джина Махавира) уже приходил.

Джайнская космология утверждает, что Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, не доступный восприятию и проникновению, в котором нет ничего, кроме пространства. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. При этом мир по форме состоит из трех усеченных конусов, из которых верхний и средний сложены основаниями, а нижний и средний соединяются вершинами. Нижний конус – Аддхалока, верхний – Урдхвалока, средний – Мадхьялока. Есть также неканоническое представление, по которому мир имеет форму человеческого тела (Лока-пуруша).

Каждый из миров-конусов в свою очередь состоит из слоев: нижний – из семи, верхний – из десяти (у дигамбаров – из одиннадцати) слоев и 62-х (у дигамбаров – 63-х) подслоев.

В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг которого концентрическими кругами расположены другие бесчисленные океаны и континенты. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Посреди Джамбудвипы находится мировая гора Мандара или Меру, являющаяся центром мира. У ее основания и по склонам располагаются райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса, в каждой из которых есть по четыре храма, ориентированных по сторонам света, и по четыре священных лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделена шестью горными цепями на семь земель, а по окружности материка возвышается алмазная стена и решетка из драгоценных камней.

Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, жителей ада, божеств и сиддхов (джив, достигших освобождения). Сиддхи не сливаются с Абсолютом, но сохраняют свою индивидуальность. Они живут в имеющей форму диска Сиддхакшетре над небесами верхнего мира.

В джайнизме имеются многочисленные списки и классификации божеств и духов. Общее число богов не поддается счету. Согласно мифологии джайнов, в среднем мире у каждой местности, горы, водоема или дерева есть свое божество. Как правило, в текстах об этих божествах не сообщается ничего, кроме имен, обычно совпадающих с названием предмета, в котором они обитают.

Кроме того, выделяется 4 класса божеств, обитающих в нижнем и верхнем мирах:

  1. Бхаванавасины, живущие в Ратнапрабхе – верхнем слое нижнего мира;
  2. Вьянтара или ванамантара, живущие в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира;
  3. Джйотишка – божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром;
  4. Вайманика – небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира.

Боги каждого класса отличаются продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, способностью трансформации и т. п. Каждый класс делится на подклассы и районы обитания (северные и южные). Правитель каждого подкласса богов носит титул ндры. Индры имеют жен, советников, слуг, войска и военачальников, часто воюют друг с другом.

Обитатели адов – нарака населяют земли нижнего мира. Всего насчитывается 8 400 000 горячих и холодных адов. Ады описываются как ямы, где живут, непрестанно мучая друг друга, бесполые дурно пахнущие существа, похожие на черных ощипанных птиц.

Этика

Согласно Махавире, рождаясь, человек оказывается в ситуации полного одиночества перед лицом и жизни, и смерти. Идеал Махавиры – аскет и мудрец, устранившийся от мира, предвидящий кармические последствия своих действий и способный полностью контролировать их.

Цель человеческой жизни состоит в стремлении к «трем драгоценностям» (триратна):

  1. Правильным воззрениям (самьягдаршана);
  2. Правильному познанию (самьягджняна);
  3. Правильному поведению (самьягчарита).

1. Под правильными воззрениями подразумевается джайнское представление о мире.

Джайнизм признает существование бесчисленных вечных духовных существ – джив, которые способны самостоятельно действовать и познавать себя. Джива имеет тело (шарира) и ауру (лешья).

Кроме того, существует неживая природа – аджива. Она атомистична, встречается в различных комбинациях и отношениях и не осознает себя. Существует пять типов адживы: пространство (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материя или вещество (пудгала) и время (кала).

Дживы взаимодействуют с кармической материей, в результате чего обретают тела и рождаются в мир в виде живых существ, попадая в круговорот рождений и смертей (сансара). Их целью является полное освобождение от уз материального мира – мокша.

В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях – две, в животных – три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.

2. Правильное познание. включает средства познания (прамана) и методы (найя). Особую роль в джайнской теории познания играет доктрина «неодносторонности» (анэкантавада), утверждающая, что всякое высказывание об объекте познания условно и неполно, поэтому лучший метод – метод возможного. Утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, поскольку каждую вещь мож но рассматривать с разных точек зрения. Всего их 350.

3. Правильное поведение предполагает подвижничество и самодисциплину. Подвижничество позволяет преодолеть карму, а самодисциплина предотвращает приток нового «кармического вещества». Выйти из колеса перерождений могут только подвижники-аскеты.

И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти «великих обетов» (махаврата), называемых также ану-врата: воздержания от нанесения вреда любым живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья) и отказа от суетных привязанностей (апариграха).

Есть также восемь дополнительных обетов (шила-врата). Пять из них носят название «дисциплинарных» (шикша-врата).

Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством (т. к. это связано с уничтожением растений и убийством мелких животных и насекомых, живущих в земле). Необходимо процеживать воду и носить специальную повязку, чтобы случайно не проглотить летящее насекомое). Прежде джайны также носили с собой специальные метелки, чтобы подметать перед собой дорогу, а в ночное время вообще не выходили из дому.

Нарушение обетов и «правильного воззрения» называется в джайнизме атичара.

Чтобы еще дальше продвинуться по пути самосовершенствования, миряне могут совершать паломничества, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить покаяние (хотя бы в сезон дождей).

Джайнизм – одна из самых аскетических религий. К любым чувственным удовольствиям джайны относятся как к греху. Культивируется безразличие как к удовольствию, так и к боли. Идеальным завершением жизни джайна (особенно аскета) считается смерть от голода в результате поста (саллекхана).

Культ

В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий:

  1. Ритуалы мирян;
  2. Ритуалы монахов и аскетов;
  3. Храмовые ритуалы.

1. Миряне должны дважды в день утром и вечером читать парамештха-мантры и соблюдать шесть повседневных обязанностей (авашьяка):

  • Полное соблюдение основных обетов в течение 48 минут (самайика). Это время проводится в медитации или чтении священных текстов;
  • Восхваление тиртханкаров;
  • Почитание аскетов и учителей (вандана);
  • Покаяние за совершенные проступки;
  • Отказ от намерений совершать вредные действия;
  • Временное «отречение от тела».

Кроме того, в память о сожжении тела Ришабхи трижды в день (утром, днем и вечером) совершается обряд жертвоприношения огня.

Существуют и обряды «жизненного цикла», т. н. «пятнадцать священных действий». С зачатием и рождением связан обряд очищения – гарбхадхана. Затем совершается обряд пумвасана, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь. Во время родов семикратно призывают богиню Амбики. На третий день наставник (гуру) совершает обряд поклонения солнцу, вечером – луне. На шестой день в доме совершается ритуал почитания «восьми матерей» – богинь-защитниц: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры.

Обряд наречения имени – намакарана связан с составлением гороскопа ребенка. Наставник называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где совершается поклонение тиртханкарам. Здесь старейшая женщина торжественно произносит имя перед изображением Джины.

Начало обучения мальчиков сопровождается обрядом упанаяна. В возрасте пяти лет ребенок посвящается в тайны священного алфавита. От учителя ученики получают пояс и священный шнур (яджнопавита). После окончания обучения (обычно в возрасте 16 лет) проводится ритуал подношения пищи гуру.

Вступление в брак также окружено сложным ритуалом. Время свадьбы определяется астрологом. Затем в домах родителей жениха и невесты проводится обряд поклонения богиням-матерям: Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре. Во время свадьбы совершаются обряды «призывания счастья», подношения молока и риса и т. п. Затем жениха и невесту несколько раз обводят вокруг священного огня.

Следующим в череде обрядов жизненного цикла является ритуал принятия временных обетов благочестия: врата и пратима. Обеты врата связаны с отвержением всего злого и принятием благочествивого образа жизни, а 11 обетов пратима вводят мирянина в сферу аскетической практики.

Последний ритуал связан с окончанием жизни благочестивого мирянина. Он длится несколько дней. Рядом с умирающим постоянно находится гуру, читающий мантры и молитвы. Перед смертью джайны передают пожертвования для храма, монастырей, аскетов и нищих. Затем они укрепляются в следовании заповедям джайнской религии и направляют свои мысли к пяти высшим божествам (Парамештхи). После смерти следует кремация. Траур соблюдается в течение десяти дней. В это время близкие умершего посещают храм, где поклоняются образу Джины, и монастырь, где им читают проповедь о бренности всего земного.

Несмотря на то, что в обрядах жизненного цикла постоянно встречается обращение к тем или иным божествам, джайны считают, что почитание богов не имеет большого значения для выхода из колеса перерождений. Этому, главным образом, способствует почитание тиртханкаров.

Из культовых практик джайнизма примечательна публичная исповедь (прати-крамана), во время которой, по верованиям джайнов, происходит духовное очищение.

2. Обряды монахов и аскетов разделяются на повседневные и специальные. Повседневные исполняются всеми без исключения монахами. В четыре часа утра монахи читают парамештхи-мантру, затем совершают процедуру ритуального очищения, медитируют, читают или переписывают священные тексты. Обычно в 10 часов утра монахи выходят на сбор милостыни. После возвращения в монастырь делается своеобразное «испытание совести» – обдумываются все прегрешения, которые монах мог совершить, собирая подаяние. Затем следует покаяние и обряд очищения. Пища принимается до захода солнца. В конце дня совершается медитация и снова читается парамештхи-мантра.

Специальные ритуалы связаны с посвящением в монашество, ученичеством и испытанием. Всего существует три этапа посвящения: брахмачарья, через три года – кшуллака (эта ступень связана с обрядом дикша, содержащим «пять отвержений» зла, и получением новых мантр). Затем, еще через три года – самайика-чаритра. Только на последнем этапе решается вопрос о том, останется ли человек монахом или вернется в мир в качестве домохозяина. Окончательное получение монашеского сана связано с обрядом правраджья, который совершается в специально выбранный астрологом день в чистом уединенном месте, на котором растет «благое дерево» или перед домом гуру. Здесь возводится алтарь, читаются гимны. Затем посвящаемому обривают голову, он получает новую одежду и новое имя. В прежние времена джайнские монахи вырывали себе руками все волосы на голове и на лице (обряд назывался кешалунчана). Затем новый монах (садху) совершает обряд поклонения своему гуру и монашеской общине.

Особые ритуалы связаны с посвящением монаха в звание чтеца (вачана), учителя (упадхьяя) и мастера (ачарья). Самым торжественным является обряд посвящения в ачарьи.

Смерть монаха также сопровождается специальными ритуалами. Траур длится 10 дней.

3. Храмовая служба начинается в 6.30 утра, когда служитель (пуджари) после омовения открывает храм. При этом он произносит слово «ниссахи» – формулу, которая означает, что он оставил все мирское. Затем пуджари окрашивает специальной пастой идол тиртханкара, совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв специальную позу йогамудрасана, он читает гимны и мантры. После этого пуджари звонит в колокол и произносит формулу «ависсахи», означающую его возвращение в мир. На э том служ ба заканчивается. В некоторых школах джайнизма в открытом почитании тиртханкаров могут участвовать миряне.

Особые ритуалы связаны с созданием идолов Джины (ратиштха). Обряд предваряется очищением места, где будет создаваться изображение, астролог выбирает благоприятное время. После завершения работы идол обмывают и с торжественной процессией вносят в храм. Затем устраивается ритуальная трапеза для духов и божеств – церемония разбрасывания печенья (бхутабали). После этого читаются мантры и совершается поклонение благим божествам. Идол обмывают, затем всем божествам, находящимся в храме подносят питье и гирлянды цветов. В особых случаях вывешиваются флаги со священными символами (существует множество типов таких флагов для каждого из тиртханкаров и других божеств. Обряд длится 8 дней. Подобные же церемонии проводятся при обновлении идола.

Раз в году проходит специальная храмовая процессия – ратхаятра, в память о процессии мирового царя Махападмы, главного покровителя джайнизма.

Праздники

Главный священный праздник джайнов – Парьюшана отмечается, согласно предписанию Джины Махавиры, в сезон дождей. Он начинается с поста. Затем миряне принимают обеты и живут как монахи, проводя целые дни в медитации и молитве в монастыре или в уединении.

30 марта в честь годовщины со дня рождения Джины Махавиры отмечается праздник Махавир джаянти.

В октябре – ноябре празднуется общий с индуистами праздник Дивали. Джайны в этот день зажигают огни в память о нирване Махавиры. В храмы приносят сладости, совершается особое паломничество в Паву.

В пятый день осеннего месяца карттика (ноябрь – декабрь) отмечается праздник праведного знания Джняна-панчами. В этот день поклоняются священным текстам и проводят обряд очищения книг от пыли и насекомых.

Дважды в год, весной и осенью джайны в течение девяти празднуется Сиддха-чакра-пуджа – праздник всех святых. В эти дни в храмах почитают священное колесо сиддха-чакру. Каждый день его омывают в пруду.

В праздники джайны не устраивают народных гуляний или танцев, поскольку веселье считается не подобающим суровой реальности жизни. Праздники джайны проводят в постах и молитвах, отправляются в паломничества к святыням.

Духовенство

Наибольшим авторитетом у джайнов пользуются монахи и аскеты. К монахам как правило обращаются за совершением необходимых ритуалов. Однако у части джайнских общин сохранилась кастовая система, поэтому у них существуют жрецы-брахманы, совершающие богослужебные обряды в храмах и частных домах.

Специальные храмовые служители называются пуджари.

Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи – знатоки авторитетных текстов и ачарьи – духовные наставники.

Организационная структура

Сам Махавира заложил основы четырехчастной структуры джайнской общины: монахи, монахини, миряне и мирянки. Общины делились на группы, возглавляемые руководителями – ганадхарами. Махавира составил «уставы», а также правила «исповеди» для каждой из перечисленных категорий своих последователей.

Распространение

Джайнизм зародился в Восточной Индии оттуда широко распространился по всей стране. Со временем центром джайнизма стала Западная Индия, в частности, штат Гуджарат. В современной Индии всего около 3 млн. джайнов (0,5 % населения). Несмотря на весьма небольшую численность, джайны имеют значительное влияние в индийском обществе, т. к. они традиционно занимались торгово-ростовщической деятельностью и сегодня занимают ключевые позиции в экономике.

Литература

  1. «Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм» Издательство «Республика», М., 1996.

ДЖАЙНИЗМ — индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом в VI—V вв. до н. э. в качестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и открытое для всех слоев населения. Основателем его считается странствующий проповедник Вардхамана, прозванный Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»). Философия джайнов отвергает бытие Бога, утверждает реальность внешнего мира, верит в наличие многих первичных субстанций. При этом духовная реальность, душа и вообще живое (джива) признается выше неживых субстанций (ад жива). Поэтому одной из главных черт джайнизма является сострадание ко всем существам и принцип ахимсы — непричинения вреда живому. Карма (как совокупность всех тенденций, порожденных жизнью души в ее прошлых воплощениях) считается основой, на которую «налипает» более грубая материя. Цель — избавиться от кармы, освободить дживу от материи и достичь освобождения (мокши). В центре учения — проблема личности и обоснование путей ее перехода от несовершенного бытия к совершенному — нирване. Для этого необходимы истинная вера, истинное познание, праведная жизнь. Члены общины Джайнов (миряне) должны выполнять пять основных обетов: не вредить живому, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не стяжать. Соблюдается также множество дополнительных самоограничений. Особо строгие правила жизни соблюдаются монахами-аскетами. Джайнизм до настоящего времени сохранил в Индии значительное влияние (несколько миллионов приверженцев) в основном среди торговцев и ремесленников (сельское хозяйство, сопряженное с убийством живых существ, неприемлемо для джайнистов).

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *