Содержание

14. Что такое знаменитый философский камень, который долго и безуспешно пытались открыть поздне-средневековые алхимики

Открытие И. Давидовича заставляет по-новому взглянуть средневековую алхимию и некоторые связанные с ней загадки.

Сегодня принято считать, что алхимия это «донаучное направление в развитии химии. ВОЗНИКНУВ В ЕГИПТЕ (3–4 вв. н. э.), алхимия получила особенно широкое распространение в Западной Европе (11–14 вв.). Главная цель алхимии — нахождение так называемого «ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ»… Положительная роль алхимии — в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средства) способов получения практически ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка) и др.» , с. 38.

Изготовление философского камня считалось ВЕЛИКИМ ДЕЛОМ. Пишут так. «Гермес Трисмегист… — мифический основатель алхимии, отождествлявшийся с древнеегипетскими богами: Тотом (богом мудрости), Пта (покровителем искусств и ремесел) и др… Гермес объединил в своем лице религию, медицину и астрономию, ПРИМЕНЯЛ ТРИ ОСНОВНЫХ ВЕЩЕСТВА ДЛЯ «ВЕЛИКОГО ДЕЛА» — ПОЛУЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ» , с,26, комментарий 10.

Таким образом, главной целью алхимии — возникшей, кстати, в Египте, то есть именно там, где был изобретен геополимерный бетон, — было получение ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ. Или «научного камня», поскольку слово «философия» в Средние века означало науку вообще.

Сегодня историки думают, что философский камень средневековой алхимии — это камень, превращающий железо в золото. Такого камня, естественно, не существует. То есть, историки предлагают считать, что средневековые алхимики занимались, в общем-то, пустым делом, глупостями. Искали несуществующий философский камень. И лишь иногда, между делом, случайно открывали полезные вещи. «На Западе вера в философский камень побуждала к исследованиям, которые окутывались мистикой и описывались на аллегорическом языке… У некоторых убеждение в магической мощи философского камня было настолько твердым, что они составляли прописи, которые кажутся нам теперь наивными» , с. 45.

Но после открытия И. Давидовича мы начинаем совсем по-другому смотреть на древнюю алхимию. И начинаем понимать, что «научный» или «философский» камень — это не плод воображения средневековых невежд, а важнейшее открытие древности, геополимерный бетон. Это искусственный камень египетских пирамид, храмов и статуй. По-видимому, очень многие «загадочные» древние каменные сооружения неимоверных размеров — и не только в Египте — были изготовлены из философского камня, то есть геополимерного бетона.

Когда секрет чудесного камня оказался утерян, многие алхимики — в том числе и западно-европейские — старались вновь обрести его. Но это им не удалось. Отсюда, вероятно, и возникла легенда о бесконечных и безуспешных попытках средневековых алхимиков найти философский камень. В конце концов, опыты были прекращены, а сами слова «философский камень» обросли сказочным содержанием. Якобы это был чудодейственный камень, способный превратить железо в золото.

Более того, оказывается, в истории алхимии известно, что ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ УЖЕ БЫЛ КОГДА-ТО ИЗВЕСТЕН В ЕГИПТЕ, НО ПОТОМ СЕКРЕТ ЕГО БЫЛ УТРАЧЕН , т. 2, с. 216.

Существует замечательная средневековая легенда о том, как некий египтянин Адфар, житель египетской Александрии, нашел книгу древнего мудреца Гермеса, из которой узнал, как изготовить философский камень. Адфар, как говорится в легенде, научил этому искусству молодого римлянина Мориенуса, рис. 171. Через какое-то время египетский царь Калид (вероятно, средневековый КАЛИФ XVI–XVII веков, то есть турецкий султан) потребовал от своих алхимиков изготовить философский камень. Но они не смогли этого сделать. Однако Мориенус приехал к Калиду и изготовил камень. После чего царь приказал отрубить остальным алхимикам головы. Но Мориенус исчез, не открыв секрета.

Рис. 171. Старинное изображение Мориенуса, вероятно условное. С гравюры де Вриеса. Взято из , с. 79

Однако, через некоторое время слуга царя Калида (калифа?) все-таки нашел Мориенуса и стал расспрашивать его, как изготовить камень. Мориенус ответил на заданные ему вопросы. По его словам, философский камень состоял из четырех составляющих. Для получения камня, сказал Мориенус, надо сперва РАЗРУШИТЬ , т. 2, с. 217. И действительно, бетон делается из РАЗРУШЕННОЙ, РАЗДРОБЛЕННОЙ ПОРОДЫ.

Необходимость нескольких, по-видимому четырех, составляющих, тоже хорошо соответствует искусственному геополимерному камню. Который получается в результате химической реакции нескольких компонент , с. 69–70. Мориенус назвал составные части философского камня загадочными именами, вроде белого дыма, зеленого льва и т. д. . Впоследствии алхимики пытались истолковать эти понятия, но неудачно, поскольку философского камня так и не получили.

Сегодня, после открытия И. Давидовича загадка философского камня, египетских пирамид и других подобных каменных сооружений исчезает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

2.4. А. С. ПУШКИН БЕЗУСПЕШНО ПЫТАЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К АРХИВАМ ПО ИСТОРИИ «ПУГАЧЕВСКОЙ ВОЙНЫ»

2.4. А. С. ПУШКИН БЕЗУСПЕШНО ПЫТАЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К АРХИВАМ ПО ИСТОРИИ «ПУГАЧЕВСКОЙ ВОЙНЫ» Итак, до конца XVIII века существовало очень большое, — то есть самое большое в мире — по утверждению Британской Энциклопедии 1771 года, — и самостоятельное сибирско-американское

18. Бетон и философский камень

18. Бетон и философский камень В , гл. 7, мы, в частности, решаем проблему строительства пирамид. Египтологи рисуют нам красивые, но фантастические картинки на эту тему. Речь идет, кстати, не только о пирамидах, но и о других колоссальных сооружениях Древнего Египта. Нам

Как пытались справиться с ситуацией состоятельные евреи

Как пытались справиться с ситуацией состоятельные евреи Фрау Либерман, в чьем доме бывает столько гостей, ничуть не беспокоится. У нее еще есть время, она может сделать выбор — либо стать добровольной затворницей в своей красивой квартире (чтобы не пришлось носить на

10.8. Философский камень

10.8. Философский камень Открытие И.Давидовича заставляет по-новому взглянуть на цели и значение средневековой алхимии. В скалигеровской истории принято считать, что алхимия — это «донаучное направление в развитии химии. возникнув в Египте (3…4 вв.н.э.), алхимия получила

41. Знаменитый гунн Аттила был современником знаменитого русского князя Владимира Так говорят немецкие средневековые книги В скалигеровской хронологии это абсолютно невозможно

41. Знаменитый гунн Аттила был современником знаменитого русского князя Владимира Так говорят немецкие средневековые книги В скалигеровской хронологии это абсолютно невозможно Немецкие средневековые хроники, называемые сагами, оказывается, многое могут рассказать о

18. Бетон и философский камень В , гл. 7, мы, в частности, решаем проблему строительства пирамид. Египтологи рисуют нам красивые, но фантастические картинки на эту тему. Речь идет, кстати, не только о пирамидах, но и о других колоссальных сооружениях Древнего Египта. Нам

2.15. Знаменитый Холопий город, который должен был быть под Новгородом, на самом деле находился под Ярославлем

2.15. Знаменитый Холопий город, который должен был быть под Новгородом, на самом деле находился под Ярославлем С летописным Великим Новгородом связано одно исключительно известное — как в русских, так и в западно-европейских источниках — предание. О нем пишут даже

5. Знаменитый Гунн Аттила был современником знаменитого русского князя Владимира Так говорят немецкие средневековые книги В скалигеровской хронологии это совершенно невозможно

5. Знаменитый Гунн Аттила был современником знаменитого русского князя Владимира Так говорят немецкие средневековые книги В скалигеровской хронологии это совершенно невозможно Немецкие средневековые хроники, называемые сагами, оказывается, очень многое могут

20. Что такое знаменитый «Золотой Телец», которого отлили израильтяне?

20. Что такое знаменитый «Золотой Телец», которого отлили израильтяне? Мы уже говорили, что падение ярославского метеорита отразилось в Ветхом Завете также в виде популярного сюжета, когда Моисей, воспламенившись гневом на израильтян, в гневе разбивает на куски каменные

Глава двенадцатая ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

Глава двенадцатая ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ Несомненно, вавилоняне сыграли немалую роль в создании основ наших наук. С начала II тысячелетия до н. э. они вносили в каталоги и тщательно классифицировали все, что попадалось им на глаза; эту информацию они передавали следующим

Философский камень

Философский камень Извечная мечта человека сохранить молодость, исцелить болезни, продлить жизнь шла рука об руку с его страстью владеть драгоценными металлами. Золото как символ власти, успеха, благополучия вошло в наш язык. «Золотым веком» называют народы взлеты своей

Готфрид Лейбниц и Философский камень Елена Белега

Готфрид Лейбниц и Философский камень Елена Белега Накануне Иванова дня, 3 июля, в два часа после обеда в церкви св. Николая проходил обряд крещения. Когда пастор взял ребенка на руки, чтобы облить, трехдневный мальчик, к удивлению всех, внезапно поднял головку, вытянул

Александр Иванов, автор книги «Химия — просто», подготовленной совместно с проектом «Курилка Гутенберга», рассказывает, откуда взялась идея загадочного артефакта и как алхимики пытались добыть золото нетрадиционными средствами.

Из случайных открытий химическое искусство рано или поздно должно было превратиться в планомерную работу. И первой чётко выраженной заманчивой целью на этом пути стало желание человека найти «философский камень». Итак, что же такое «философский камень»? Почему наши предки так стремились его найти и какими методами для этого пользовались? По правде говоря, предмет их вожделения представлял собой вовсе не камень, а… жидкость. Своего рода эликсир, обладающий чудодейственными свойствами. Главной ценностью такого эликсира считалось то, что незначительной его дозы хватало бы для превращения неблагородных металлов (например, меди и железа) в металлы благородные — серебро и золото.

Кстати, именно из тех времён к нам и пришло понятие о «благородных металлах». Такое название эти металлы получили главным образом за свой красивый внешний вид в изделиях и характерные только для них физические свойства. Например, основные благородные металлы — золото, серебро и платина — на воздухе практически не окисляются, даже при плавлении. Другими словами, под благородными металлами следует понимать химически стойкие металлы, с трудом вступающие в химические реакции. Возьмём для сравнения, например, железо. Оно не является благородным металлом, так как окисляется (ржавеет) на воздухе. Вот если бы автомобили изготавливали из золота или платины — им бы сносу не было. Но и цена, разумеется, была бы запредельной. А уж стоимость «жигулёнка», изготовленного, допустим, из осмия или родия, вообще равнялась бы цене пожизненного абонемента полётов
на Марс!

Впрочем, в описываемое время о последних двух элементах ничего ещё не знали, а о «жигулях» тем более не слышали. Что же касается «философского камня», то в те давние времена его наделяли воистину чудодейственными свойствами: способностью лечить всевозможные болезни, дарить людям долголетие и даже бессмертие, превращать злых людей в добрых, а грешников — в праведников. Неудивительно поэтому, что очень многими овладевало непреодолимое желание приобрести столь драгоценный эликсир любой ценой и за любую цену.

Поскольку мечты о наступлении «золотого века» отражаются во многих древних сказаниях, можно предположить, что мысль о превращении обычных металлов в золото владела умами людей с доисторических времён. Получение первых металлических сплавов лишь подкрепило их грёзы. Если мы нагреем в фарфоровой чашке смесь из 9 частей меди и 1 части олова (вспоминаем математику за 3 класс), то получим сплав, обладающий совершенно другими свойствами, нежели отдельно взятые медь или олово. А после шлифовки данный сплав вообще приобретает блеск, подобный блеску золота. В древности этот процесс рассматривали так: в ходе химических реакций характерные свойства того или иного вещества отделяются и сообщаются (передаются) другим веществам в любом заданном количестве.

Слово алхимия впервые встречается у арабов. Скорее всего, они просто добавили арабскую приставку «ал» к слову «химия», которое имеет египетское происхождение и переводится как «египетская наука». Человеком, впервые изложившим в своих сочинениях мысль о превращении металлов, а также описавшим способы, применённые им для осуществления этих процессов, был арабский учёный Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи (780–840). Жизнь Гебера покрыта мраком неизвестности. Известно лишь, что во второй половине VIII века он преподавал медицину в арабской академии в Севилье. Оставшиеся после него сочинения свидетельствуют о богатом багаже знаний учёного.

Именно Геберу мы обязаны знакомством с важнейшими веществами, реа­гентами, без которых в настоящее время не сможет обойтись ни одна научная лаборатория, ни одна отрасль химической промышленности. К таким реагентам относятся, в частности, соляная и азотная кислоты, смесь которых известна под названием «царская водка». Кроме того, именно Гебер научил получать соли, квасцы, купоросы и т. д. искусственным путём. Он был добросовестным и ответственным исследователем: все свои наблюдения описывал откровенно и подробно. При этом отличался необыкновенной скромностью — никогда не кичился своими заслугами, не выпячивал своё имя. И если бы не его столь же добросовестные преемники, мы, возможно, никогда не узнали бы об открытиях Гебера.

Как же складывалась судьба алхимиков в столь переменчивые и небезопасные времена? Тем, кто соблюдал осторожность, повезло более-менее спокойно заниматься алхимией всю жизнь, дожить до старости и умереть собственной смертью. Однако таковые составляли меньшинство. Большинство же, менее осторожное, безжалостно истреблялось церковью, подозревавшей их в сношении с дьяволом, или становилось жертвой жадных князей, всеми силами старавшихся выпытать у них тайну получения «философского камня». Костёр, виселица либо пожизненное заключение — вот, собственно, основные варианты окончания жизни адептов алхимии. Особо незавидным было положение придворных алхимиков. Если после многократных неудачных попыток изготовить золото они признавали свою беспомощность, их с позором изгоняли. Если же они теми или иными способами изготавливали поддельное золото, их заключали в темницу и подвергали страшным пыткам, дабы выведать правду. Ну а если вскрывался обман, их облачали в обклеенную блёстками одежду и вешали на позолоченной виселице.

Так, известно, что примерно в 1602 году шотландский дворянин Александр Сетоний совершил в Голландии ряд «удачных» превращений неблагородных металлов в золото. Это сделало его знаменитым на весь мир. Спустя какое-то время Сетоний поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгефера в Страсбурге, где продолжил заниматься выделыванием золота. Когда же он покидал Страсбург, то оставил гостеприимному хозяину толику «философского камня», и Гюстенгефер тоже начал заниматься алхимией. Узнав об этом, император Рудольф II пригласил Гюстенгефера в Прагу. Но тот к этому времени израсходовал последние остатки «философского камня», так и не получив ни грамма золота, поэтому закончил свою жизнь в тюрьме. Самого же Сетония судьба занесла в Саксонию, где князь (курфюрст) Христиан II, обуреваемый жаждой обогащения, заточил его в тюрьму с целью выведать рецепт получения «философского камня». Однако изобретатель стойко хранил тайну.

В то же самое время у Христиана II гостил польский шляхтич Михаил Седзивой, также алчущий дармовых богатств. Получив у курфюрста разрешение на свидание с Сетонием, он помог последнему бежать. Вместе они прибыли в Краков, где, к большой скорби шляхтича, Сетоний вскоре скончался от нанесённых ему в тюрьме увечий. А вот у Седзивоя остался «философский камень» и он начал заниматься алхимией. В 1604 году он прибыл в Прагу к императору Рудольфу II и даже поделился с ним частью «философского камня». Однако помимо желания обогатиться Седзивой был обуреваем ещё и жаждой славы. Поэтому он заявил, что якобы самостоятельно постиг искусство изготовления «философского камня». О последствиях нетрудно догадаться.

Разные князья стали добиваться его визитов. Так, из Праги Седзивоя пригласили в Штутгарт, где уже имелся свой придвор ный алхимик — лорд Иоганн Генрих фон Мюлленфельс. Последний долгое время пользовался всевозможными привилеги ями и считался знаменитым алхимиком, но в действительности не имел ни малейшего представления о способах изготовления «философского камня». Конечно же, он сразу распознал в Седзивое опасного для себя конкурента, поэтому, притворившись доброжелателем, внушил тому, что в Штутгарте из него якобы хотят выбить тайну любой ценой, и надоумил бежать. Доверчивый Седзивой поддался уговорам, однако во время побега фон Мюлленфельс подло напал на него, силой отнял «философский камень», а самого взял в заложники. Благодаря проявленному коварству фон Мюлленфельс вскоре прослыл истинным адептом алхимии и был даже щедро награждён.

На его беду, Седзивою удалось бежать из плена и рассказать всем об обмане. Фон Мюлленфельса постигла закономерная кара — его повесили на «виселице алхимиков». Седзивой же дожил до 1646 года, но ни один эксперимент по превращению неблагородных металлов в золото больше не был у него удачным. Вот так закончилась одна из средневековых «Санта-Барбар», связанных с алхимией. Шли годы, и постепенно алхимия спустилась с высокого пьедестала науки до положения фокусничества. Известно ведь, что наука требует бережливого к себе отношения. Её цель — истина. Те же, кто использует науку для недостойных целей, сами, образно говоря, роют себе могилу.

Да, в Средние века поощрялись различные суеверия, подавлялась любая свободная мысль, для развития наук просто не было подходящей почвы. Вот почему алхимия, став опорой суеверия и обмана, из науки превратилась в лженауку. Но поскольку человеку свойственно заниматься самообманом, после «философского камня» люди ещё долго гонялись за разными новыми чудесами. Например, сначала увлеклись палингенезией, т. е. выращиванием (воспроизведением) растений из золы, а затем и вовсе замахнулись на создание (синтез) искусственного человека, так называемого «гомункулуса». А если вспомнить, что ещё совсем недавно (буквально в 2016 году) в Интернете были широко распространены и даже популярны видеоролики о создании гомункула в домашних условиях, останется лишь с горечью признать, что циклична не только история, но и, увы, человеческая глупость.

Философский камень
Информация об объекте
Расположение

Сейчас единственный известный камень уничтожен

Предназначение
  • Превращение металлов в золото
  • Приготовление Эликсира жизни.
Тип

камень

Обладатель(и)
  • Николас Фламель

Древняя наука алхимия занималась созданием Философского Камня, легендарного вещества, наделённого удивительными силами. По легенде, камень мог превратить любой металл в чистое золото. С его помощью также можно было приготовить эликсир жизни, который делал бессмертным того, кто выпьет этот эликсир.

Философский камень (англ. Philosopher’s Stone) — некая субстанция (видимо, внешне всё-таки напоминающая камень), которую искали (действительно искали в реальном мире) средневековые алхимики. Требования к философскому камню варьируются, но его способность превращать любые металлы в золото декларируется всегда. После достаточного развития химии и открытия молекулярной теории стало понятно, что ни физическим, ни химическим способом превратить какой-либо металл в золото невозможно. Это под силу разве что ядерной физике, но тогда полученное золото обойдётся намного дороже добытого обычным путём.

Камень хранился в Сейфе №713 банка Гринготтс

В книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень» камень давно создан Николасом Фламелем, алхимиком, который действительно жил в Европе в XIV-XV веках. Камень из книги обладает не только свойством превращать любой металл в золото, но и является средством создания эликсира жизни, что ещё больше увеличивает его ценность. По словам Дамблдора, эликсир жизни позволил Николасу и его жене Пернелле прожить «лишних» шесть столетий. Совместное решение директора и Николаса уничтожить Философский камень приведёт к неизбежной смерти четы Фламелей, а это наводит на мысль, что либо Философский камень был найден случайно и его создание повторить нельзя, либо Фламель и Пернелла уже пресытились этой жизнью и решили, наконец, уйти на вечный покой. Об этом упоминается в книге «Гарри Поттер и Философский камень», где Дамблдор разъясняет недоумевающему Гарри, что у Фламеля остался ещё небольшой запас эликсира жизни, чтобы привести свои дела в порядок.

Информация с Pottermore словами Роулинг

Философский камень на Pottermore

«Я не изобретала концепцию Философского камня, который и так является легендарным веществом. Люди верили, что он реален, и сделали его поиски настоящей целью алхимии.
Свойства «моего» философского камня соответствуют большинству атрибутов его древнего описания. Камень делал возможным превращение недрагоценных металлов в золото, а также из него изготавливался Эликсир жизни, который мог сделать вас бессмертными. «Подлинный» камень алхимиков — предшественников физиков и химиков, таких, как Исаак Ньютон и настоящий Николас Фламель, — являлся целью поисков, иногда даже целью всей жизни, разгадки его создания.
В большинстве старых текстов, в которых он фигурирует, камень описывается по-разному, как красный или белый. Эти цвета важны в большинстве подсчётов алхимиков, а также им часто придают символическое значение.»

Внешний вид камня

  • В книге камень описан как «кроваво-красный».
  • Когда создатели первого фильма спросили у Роулинг, как должен выглядеть философский камень, она ответила: «Как неограненный рубин».
  • В первом фильме бутафорский камень, сделанный из пластика, походил скорее на леденец, чем на драгоценность. Чтобы он блестел и переливался в кадре, на камеру была помещена небольшая лампочка.

Появления

Философский камень

  • Гарри Поттер и Философский камень (Первое появление)
  • Гарри Поттер и Философский камень (фильм)
  • Гарри Поттер и Философский камень (игра)
  • Гарри Поттер и Кубок Огня (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Орден Феникса (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Орден Феникса (игра) (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Принц-полукровка (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Дары Смерти (Только упоминание)
  • Harry Potter: A Pop-Up Book (Только упоминание)
  • LEGO Гарри Поттер: Персонажи Волшебного Мира (Только упоминание)
  • LEGO Гарри Поттер: годы 1-4

]

Благодаря входящим в его состав человеческим душам (стоящим настолько дорого, что алхимического эквивалента им, вероятно, не существует — это основная причина провала человеческих трансмутаций) камень дает алхимику большую свободу действий, чем что-либо еще.

Многие из главных событий в серии вращаются вокруг попыток братьев Элриков заполучить этот камень и вернуть свои первоначальные тела, которые они отдали за нарушение закона алхимии.

Начинающим алхимикам следует помнить: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и даже красная тинктура не дарит владельцу никаких новых знаний и возможностей. Философский камень только усиливает способности алхимика, расширяя сферу влияния владельца в соответствии с его навыками.

Состав и свойства философского камня

Точный процесс создания философского камня показан не был, но известно, что он получается путем трансмутации живых людей — причем, чтобы камень оставался эффективным в течение долгого времени, жертв требуется немало. Их души составляют как силу, так и физическую основу существования философского камня.

Распространено заблуждение, что свойства самого камня позволяют преодолеть закон равноценного обмена, но это не более, чем иллюзия. Сила философского камня позволяет совершать усиление трансмутации, но камень становится слабее каждый раз после использования, потому что его могущество исходит от душ, которые используются в качестве «топлива». Когда все души оказываются использованы, камень прекращает свое существование.

Физическое обличье

Философский камень может существовать в различных формах, от шероховатого, подобного углю камня до вязкой жидкости или даже человека (как Ван Хоэнхайм). Как правило, мощность камня прямо пропорциональна размерам (как следствие, размеры отражают количество заключенных в камне душ).

История

Манга и ТВ-2

Первый известный философский камень был преобразован первым гомункулом, позже взявшим себе имя «Отец», который использовал в качестве сырья души людей Ксеркса. Это событие породило легенду о стране, которая была разрушена за одну ночь. Более поздние философские камни были преобразованы (по приказу гомункулов) доктором Тимом Марко и его коллегами-алхимиками из ишварских пленных (а позднее — и из самих знавших о камне исследователей). Камни из этой серии не были полноценными — каждый из их был сделан только из тринадцати заключенных. В манге камень, который использовал святой отец Корнелло, также был одним из этой серии.

Принято считать, что философский камень — не более, чем легенда. Тем не менее многие поколения алхимиков продолжают его поиск, надеясь при помощи камня стереть ограничения, которые закон равноценного обмена накладывает на алхимию. Хотя в более прагматичные времена легенда о философском камне может существовать только в причудливых грезах романтиков, легендарный усилитель, по сути, является реальностью.

ТВ-1

В серии аниме 2003 года первый известный камень был создан Хоэнхаймом Светлым и Данте примерно за 400 лет до начала основных событий. Оба алхимика использовали силу камня, чтобы переселять свои души из тела в тело, надеясь, что таким образом смогут жить вечно. Камень Данте исчерпывает свой ресурс после того, как та переносится в тело Лайлы, отчего гниение тела, и без того неизбежное из-за «изношенности» души, только ускоряется. Чтобы спасти свою жизнь, Данте пытается заполучить камень Альфонса Элрика.

В этой версии присутствует также т.н. «красный камень» — несовершенная копия философского.

Альфонс утверждает, что название «философский камень» возникло из-за того, что тот воплощает «мечту мыслящего человека — всепобеждающий разум». Позднее Баск Гран говорит, что философский камень имеет и другие имена: «камень мудреца», «небесный камень», «великий эликсир», «красная тинктура» и «пятый элемент».

«Священная звезда Милоса»

В фильме как Крета, так и Аместрис сражались за контроль над Землей Милоса в течение многих веков из-за слухов о том, что философский камень был в городе. В то же время один из легендарных предметов, который Милосский народ пытается использовать для восстановления своей независимости, называется «Сангвиник». В конечном счете, оба этих объекта, как оказалось, суть одно и то же, так как Сангвиническая звезда на самом деле — вариант философского камня, который, по-видимому, полагается на ценность крови многих людей, а не на их души. Способ, используемый для создания звезды, гуманен, но для него требуется куда больше времени, чем для «традиционной» методики, предложенной Отцом. На самом деле, когда Джулия Крайтон готовится поглотить недавно созданную Звезду, Эд предупреждает ее, что та поглотит ее душу, что указывает на аналогичную камню основу звезды. Эдвард также утверждает, что Сангвиническая Звезда, которую проглотил Эшли Крайтон, чтобы спасти свою жизнь, деформирует душу Эшли. Только после того, как оба Крайтона высвободили звезды, которые они поглотили, брат и сестра возвращаются к своему естественному самоощущению.

Красный камень

Хотя в ТВ-2 это всего лишь одно из прозвищ, приписываемых философскому камню, в ТВ-1 красный камень — отдельный вид усилителя трансмутаций, опирающийся на структуру легендарного философского камня. Подобно философскому камню, красный камень позволяет алхимикам трансмутировать без помощи круга, обходить закон равноценного обмена и даже обладает способностью предоставлять продвинутые алхимические навыки не практикующим алхимию. Однако, как несовершенная смесь, созданная мирскими методами, красные камни нуждаются в силе истинного философского камня и являются нестабильными, разрушаясь после случайного числа трансмутаций. Красные камни, легко производимые массово, выступают в качестве основного способа питания гомункулов и раздаются алхимикам, чьи способности и запретные амбиции гомункулы намерены использовать. Под действием специальной печати тела гомункулов отторгают красный камень, что стало причиной гибели Жадности и Страсти, и чему подверглась Лень.

Красная вода

В отличие от методов, с помощью которых создаются философские камни, красные камни изготавливаются путем сжатия большого количества красной воды в единую кристаллическую форму. Эта малиновая жидкость является чрезвычайно токсичной, но мощной смесью других алхимических катализаторов и может быть легко произведена в больших количествах. Алхимик Нэш Трингам предложил способ кристаллизации красной воды путем введения ее в тело живого существа (например, человека). К счастью, его сыновья Флетчер и Рассел позже обнаружили, что аналогичная эффективная кристаллизация происходит, когда красная вода вводится в организм растений.

Вероятно, учитывая атрибуты красного камня и красной воды, они смоделированы по образцу киновари.

Интересные факты

  • По сути, единственное, что мешает созданию философского камня — это соображения морали.
    • Эд и Ал отказались от поиска оного, узнав, что его создание требует человеческих жертв.
    • Доктор Марко дезертировал из-за психологической травмы, полученной в результате экспериментов.
    • Высшие офицеры Центрального командования не имеют проблем с принесением в жертву людей (в первую очередь, смертников), чтобы создать несколько более слабых камней.
    • Баск Гран отвечал за философские камни, созданные в лаборатории №5 (ТВ-1).
    • В ТВ-1 существует второй барьер для создания философского камня — сила алхимика, пытающегося его создать: Хоэнхайм почти убил себя, трансмутируя камень, и был спасен только благодаря вмешательству его возлюбленной Данте.
  • Несмотря на ужасающий метод создания камня, если он уже существует, у большинства нет никаких сомнений в его использовании: Альфонс был готов использовать камень против Гордыни и Кимбли.
  • Философские камни распадаются и исчезают, когда они израсходованы; живой философский камень, находясь на грани истощения, быстро стареет и показывают следы трансмутации на своем теле.
  • Интересно отметить, что в манге и ТВ-2 Ван Хоэнхайм, будучи человеческим философским камнем, казалось, мог использовать больше энергии из своего камня, чем кто-либо другой, из-за того, что индивидуализировал каждую из 536 329 душ внутри себя. Сила была настолько велика, что Ван был в состоянии блокировать несколько энергетических взрывов Отца после того, как последний поглотил «Бога».
    • Это может указывать на то, что добровольное согласие душ на участие в трансмутации увеличивает процент энергии, которую они способны передать алхимику (иными словами, мотивация лучше — КПД выше).
    • Однако, кажется, из-за силы Отца все души во время остановки взрыва были сожжены и оставили Хоэнхайма только с его собственной душой.
  • В ТВ-1 Данте говорит в какой-то момент, что она не знала, как сделать философский камень, но это, скорее всего, ложь. Более чем вероятно, что она просто не хотела пытаться из-за риска, связанного с созданием камня.
  • Поскольку у каждого человека есть душа, каждый человек технически является философским камнем, позволяя талантливому алхимику использовать собственную душу для трансмутаций. Однако считается, что это сокращает продолжительность жизни алхимика.
    • Эд — единственный известный алхимик, который добился этого. Он использовал данную технику дважды: сначала — чтобы исцелиться после ранения, полученного во время сражения с Кимбли, затем — во время битвы с Гордыней, чтобы противостоять слиянию сознания гомункула с его собственным.
  • Концепция красных камней была получена из заключения Эдварда Элрика о том, что философский камень отца Корнелло был подделкой, основанного на том, что он исчерпал силу и распался. В сюжетной линии манги это просто неверное предположение: камень Корнелло просто израсходовал все свои души, и, поскольку Эд еще не узнал об истинном происхождении камней, он первоначально поверил легенде и предположил, что их энергия должна быть бесконечной.

Сторонние ссылки

  • «Философский камень» на Википедии.

Примечания

  1. Манга, глава 59 — «Алхимия зла»

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *