В своей работе «Золотая ветвь» Фрэзер высказал гипотезу о том, что магию можно рассматривать в качестве своего рода примитивной науки, основанной на логических ошибках, имевших место при формулировании отдельных законов, но исторически значимой в том отношении, что она предложила взгляд на мир как на место, в котором события происходят не случайно, но управляются некими законами. В этом смысле магия рассматривалась им как нечто, не тождественное религии: религия исходит из анимизма, т.е. представления о мире как пространстве для действия духов, а магия — из идеи «естественного закона», предполагающего «взгляд на природу как на совокупность событий, совершающихся в неизменном порядке без вмешательства антропоморфных существ». Последняя идея послужила основой для появления в будущем научного мировоззрения.

«Как магия, так и наука, — пишет Фрэзер в своей «Золотой ветви», — открывают перед тем, кто знает причины вещей и может прикоснуться к тайным пружинам, приводящим в движение огромный и сложный механизм природы, перспективы, кажущиеся безграничными».

В то же время, Фрэзер, как и большинство исследователей своего времени, придерживался стадиального подхода, выделяя магию, религию и науку как три этапа развития человеческого мировоззрения. Магическое мировоззрение, по Фрэзеру, доминирует в первобытных обществах, но затем постепенно вытесняется религиозным, которое, в свою очередь, вытесняется наукой.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *