На этом сайте я их собирала долго и упорно — организован он страшно неудобно. Каждого автора надо открывать отдельно. Я копировала стихи себе, потом распечатала и отметила хорошее, потом в электронном виде поудаляла всё кроме отмеченного, потом под каждым хайку подставила имя автора… Вот результат столь титанического труда. По частям посылала в рассылку «Заповедник бумажного тигра». Кстати, подписаться на неё можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/culture.news.arefievatigr. А вам посылаю целиком. В конце приписаны хокку и хайку из других источников, некоторые анонимные.

Оля

Искрящийся снег.
Роется в куче помойной
Тощая крыса.
(Витя Зилов)

Полуденное солнце
Изглодало облака — в небе
Рыбьи кости.
(Витя Зилов)

Ягоды рябины! —
Радуется с птицами
Дождевой червяк.
(Витя Зилов)

Вдруг стало грустно
Одинокая щетка зубная
В старом стакане.
(Витя Зилов)

Так уходит лето —
На веревке третий день
Мокрое белье.
(Витя Зилов)

Старый парк.
Справляет нужду собака
На опавшие листья.
(Витя Зилов)

Здравствуйте, дядя! —
Мне дети кричат во дворе.
А, вроде, недавно…
(Витя Зилов)

Осень в самом разгаре,
Даже с фонарных столбов
Падают желтые листья.
(Сап-Са-Дэ)

Снег растаял
Как только я понял,
Что началась зима.
(Сап-Са-Дэ)

Утро Нового Года.
Только снежинки кружатся
Совсем как в прошлом году.
(Сап-Са-Дэ)

Июльский полдень.
Греется на крылечке
Старуха с косой.
(Сап-Са-Дэ)

Дети кpичат за окном.
Сколько бы лет ты ни пpожил,-
Дети кpичат за окном.
(Алексей Верницкий)

Стрекоза
На твоем мизинце —
Больше не сидит…
(Две Кобяки)

Губами соприкасаясь,
Менялись тем, что внутри, —
Теперь бутылка пуста.
(Две Кобяки)

Хочешь войти? Не выйдет!
Нынче она
Не в себе.
(Две Кобяки)

Ветром
Лист унесло —
Сухое место осталось.
(Две Кобяки)

Знать неспроста
Повешен на ручку двери
Левый носок…
(Две Кобяки)

Старый кот
Ловит рыбу
В миске на полу.
(Две Кобяки)

Я сегодня
Какой-то разбитый.
Осколки зеркала.
(Две Кобяки)

За стеною
Сосед бьет жену.
Как мне одиноко!
(Две Кобяки)

Не допивай!
Видишь —
Два головастика.
(Две Кобяки)

Знойный полдень.
Хорошо хоть ты спряталась от солнца,
Маленькая моя тень!
(Две Кобяки)

Темнота.
Искры из глаз
Освещают путь.
(Две Кобяки)

На голой ветке —
Детская рукавичка.
До свиданья, короткий день.
(Две Кобяки)

Когда же ты,
Наконец, лопнешь,
Мой воздушный шар?
(Две Кобяки)

Собрал чемодан.
Тараканы
Провожают молча.
(Две Кобяки)

прошел дождик
через дырочки зонта
светит солнце
(Голда)

музыка, хлопушки,
гирлянды, цветы:
елку хоронили
(Голда)

утренний туман
над горячим озером
в фарфоровой кружке
(Голда)

разноцветные камни
весь пляж бы забрал домой
сумки тяжелы
(Голда)

в тени небоскреба
серый одуванчик
так и не увидит солнца
(Голда)

в тени ветвей
скачет
тень воробья
(Голда)

снег идет
между двумя фонарями
притаилась ночь
(Голда)

вечернее окно
в нем тоже я,
но печальней
(Голда)

твои глаза без очков
такие мудрые
и такие слепые
(Голда)

солнце коснулось снеговика
капельки пота
на его лбу
(Голда)

слепой
пальцами разглядывает
статуэтку
(Голда)

фонарь погас
еще одна тень
умерла на моих глазах
(Голда)

как пусто
в твоей чашке
уже полгода пыль
(Голда)

наступая на лужу
голос трости
переходит на шепот
(Голда)

зеленый свет
отражение поезда
набирает скорость
(Голда)

зима пришла
вода
остолбенела
(Голда)

морозно
большое облако наговорил ты мне
я маленьким тебе отвечу
(Голда)

узкая улица
тень прохожего падает
под колеса машины
(Голда)

зима
сквозь бутылочное стекло
все зеленеет
(Голда)

на грани весны
одной ногой по снегу,
другой по луже
(Голда)

пришла весна
на старом кладбище
новые ростки
(Голда)

Я был травою,
И стану травою вновь
Для будущих трав.
(О’Санчес)

Вся ночь впереди.
Нырнула в омут лунный
Душа собачья.
(О’Санчес)

Рассвет встает
В твоих очках,
Лежащих на столе.
(Валерия Крестова)

Печальный день —
Грустные солнечные зайцы,
Свесив уши,
Сидят на подоконнике.
(Валерия Крестова)

Кто-то идет
Внизу под окнами
Тишина.
(Валерия Крестова)

Вдоль асфальта
Пушинка летит
Рядом с моей тенью.
(Валерия Крестова)

Дождь.
Собака идет по асфальту,
Опираясь на свое отражение.
(Валерия Крестова)

Автобус тронулся,
Забрав с собой
Отражение остановки.
(Валерия Крестова)

Солнечный день.
Кот стережет добычу,
Не открывая глаз.
(Валерия Крестова)

Сентябрь.
На капоте такси —
Следы кошачьих лап.
(Валерия Крестова)

Заморозки.
На ночной остановке
Подпрыгивает последний пассажир.
(Валерия Крестова)

Первые заморозки.
Посетители ночных кафе,
Синеватые под утро.
(Валерия Крестова)

Зимний вечер
Уличный пес
Смотрит в окна кафе
(Валерия Крестова)

На перекрестке судеб
Ветром
Снесло указатель.
(Валерия Апрельская)

Открыто улыбнулось
Навстречу моим рукам
Старое пианино.
(Валерия Апрельская)

Скорой помощи

Поминутно
У телефонной трубки
Пульс проверяю.
(Валерия Апрельская)

Сколько полных лет? —
Врач меня спросил.
«Полных?..» — я задумалась.
(Валерия Апрельская)

Утро.
Мы не слышим друг друга
За запахом кофе.
(Валерия Апрельская)

Тебе

Стали похожи
Мои стихи друг на друга;
И все — на тебя.
(Валерия Апрельская)

Весне

Тетради стихов
Радостно рву на листы —
На кораблики!
(Валерия Апрельская)

В день рождения

Подари мне
Игрушечный телефон —
Буду тебе звонить

Здесь раньше был мост.
Одиноко вброд бредут
старые столбы.
(Игорь Бурдонов)

Хмурое утро.
Тихо бредут мужики
за самогоном.
(Игорь Бурдонов)

Кто прочтёт тебя,
моё бедное хайку,
когда я умру?
(Игорь Бурдонов)

Вода прозрачна.
В ней рыбка неподвижна.
Только что была.
(Е. Акатова)

Имена девочек на асфальте,
Прохожу по ним
от детства все дальше.
(Георгий Мнацаканов)

Удивляюсь простым вещам —
Совпаденью куска сыра с хлебом,
Своих ног с ботинками.
(Георгий Мнацаканов)

в тумане иду.
вещи проявляются
своевременно
(Сергей Зорохович)

безоблачный день.
сегодня как и вчера
пусто в кармане
(Сергей Зорохович)

по своим делам
в пустом дворе разошлись
цепочки следов
(Сергей Зорохович)

в трещинах камня
каждый увидит что-то.
смотри подольше
(Сергей Зорохович)

в ночи за окном
снег слетается сверху
на свет фонарей
(Сергей Зорохович)

каллиграфия
птичьих следов понятна
бродячему псу
(Сергей Зорохович)

старой газетой,
читая обрывки слов,
окна оклею
(Сергей Зорохович)

там, где нет славы,
будды и патриархи
спокойно пьют чай
(Сергей Зорохович)

запах тамбура.
начинается твое
путешествие
(Сергей Зорохович)

снегопад в ночи.
не дыши и услышишь
как падает снег
(Сергей Зорохович)

негромко дышит
по эту сторону звезд
создавший Творца
(Сергей Зорохович)

черный
в синем небе
крик вороны
(Сергей Зорохович)

все места
по своему
одинаковы
(Сергей Зорохович)

бумажный змей —
хороший повод
долго в небо смотреть
(Сергей Зорохович)

моргнул
и снова огромный мир
из ничего
(Сергей Зорохович)

сначала во сне
зазвенел будильник
потом на столе
(Сергей Зорохович)

когда живешь во сне,
кажется,
что некуда просыпаться
(Сергей Зорохович)

зима
кот дорогу перебежал
белым по белому
(Сергей Зорохович)

Взяв в руки певучую скрипку,
Коснувшись смычком осторожно,
Забыл, что играть не умею:
(Михаил Якушев)

Котенок пытается лакать
Сплошное молоко
Первого в жизни снега.
(Станислав Бурнашев)

Только по тому,
Как гаснут и загораются звезды,
Вижу, как кот идет по ветви.
(Станислав Бурнашев)

Собака лает,
Чужой, иду по селу
Корова смотрит:
(K-Real)

«Стыд потеряли!»-
Старуха сказала мне.
Жаркое лето.
(K-Real)

Ну я придумал!
Даже сам возбудился
Экий я право
(K-Real)

Безмолвие. Тень
Пролетающей птицы
Скользит по снегу
(Gleb Secretta)

«и это пройдет»
на снегу напишу вдруг.
и пройду мимо
(Gleb Secretta)

поздние листья.
невостребованные
осени письма
(Gleb Secretta)

на той же лавке
никого не ждет нищий.
одиночество
(Gleb Secretta)

закрытая дверь.
полоска света под ней.
войти не решусь
(Gleb Secretta)

ищу бутылку —
вдоль кромки моря иду.
давно нет писем
(Gleb Secretta)

от непогоды
в телефонной кабинке
укрылся старик
(Gleb Secretta)

в моей ладони
стала теплой монета.
позвонить или…
(Gleb Secretta)

асфальтовый рай.
дождь смывает дождь мелом
нарисованный
(Gleb Secretta)

слушаю и молчу.
стучат по стеклу двушкой
нетерпеливо
(Gleb Secretta)

который уж день
все на той же странице
книга раскрыта
(Gleb Secretta)

к чистому листу
тянется снова рука
неуверенно
(Gleb Secretta)

перепрыгну вдруг
трещинку на асфальте
глупо, по-детски
(Gleb Secretta)

полон до краев
в дождь забытый на пляже
зонтик от солнца
(Gleb Secretta)

Март. Серое небо в полмира.
Дворник, взявши лопату,
Убивает последний снег.
(Павел Гончар)

Алмаз и пепел —
Химик плевал на разницу,
Я — нет.
(Павел Гончар)

В луже
Облако
И червяк.
(Павел Гончар)

Отпечаток твоих губ —
Поцелуй
На краю стакана.
(Павел Гончар)

На миллион осколков
Зеркало пруда
Разбито ветром.
(Павел Гончар)

Снег падает на мой город.
На отсыревший бетон,
На поднятые воротники.
(Павел Гончар)

В который раз,
Устав читать о вечном,
Завариваю крепкий чай.
(Павел Гончар)

Всю ночь горю в лихорадке,
Может быть, это любовь.
А может быть — грипп.
(Дама Каэда)

Зеркала
повсюду носят с собой
свою тишину.
(Дама Каэда)

Весна

Писает пьяный
Себе на штанину и
Улыбается
(Лё)

Под сливой в цвету
Хотел тебя распластать…
Не дала опять.
(Лё)

Христос воскресе
Сказал я муэдзину
Радуйтесь же все!
(Лё)

Что оригами,
Что икебана твоя
Все мне едино…
(Лё)

Падают с неба
парашютисты. Достал
День десантника…
(Лё)

Он вспоминает,
Как был неосторожен
На ложе любви…
(Лё)

Тихо шаманю:
Съел поганок, иду. А
Звезды все ярче.
(Лё)

Ну что ты молчишь?
Подойди же, и дай мне
На пиво денег
(Лё)

Не прислоняться!
На стекле прочитал. И
Облокотился.
(Лё)

Зима осталась
В сердце твоем недобром.
О, злопыхатель!
(Лё)

В тумане скользит
Темный клубок с узелком.
Ёжик куда ты?
(Лё)

Аврора. Грязный
Балтиец на палубе
Сморкаясь в кулак
(Лё)

Избранным буду!
Сказал и отсёк себе
Крайнюю плоть он
(Лё)

Тонкой снежинки
Я вязь изучал, боясь
Дыханьем убить.
(Владимир Юровицкий)

Горы

Камень полетел.
Как он летел подробно…
Наконец вздохнул.
(Владимир Юровицкий)

Повисла нога.
Прошло одно мгновенье.
Потом я понял.
(Владимир Юровицкий)

Вдруг все прожилки
У камня резко видишь.
О, осторожней.
(Владимир Юровицкий)

Жизнь

Тик-так, тик-так, тик-…
Ужель и без нас, всегда
Тик-так, тик-так, тик…
(Владимир Юровицкий)

Стыдясь
Отводит зеркало мой взгляд
Подальше от себя…
(Андрей Замилов)

Лежу — гляжу на облака,
А кто-то видит их
С изнанки.
(Андрей Замилов)

А все же,
На кого похожи мы…
С небес?!
(Андрей Замилов)

С трудом задремал.
Увидев дождик во сне
Проснулся от слёз
(Сергей Тутов)

Листья опали.
какой же ты голый, клён!
смущаясь смотрю.
(Сергей Тутов)

В елочном шаре
Отражение
Прошлого года
(Graf Mur)

И никто не заметит
Как тихо умирает
Еще один день
(Graf Mur)

Раскаты грома
Из собачьей будки
Торчит настороженный нос
(Graf Mur)

Всю долгую зимнюю ночь
Жалоба ржавой вывески
Забытого магазина.
(Александр)

В ужасе киоскерша:
На глазах устарели
Газетные новости!
(Александр)

Одни зеленеют
Среди пожухлой травы
Стекла бутылки.
(Александр)

Осенний вихрь
Вместе с листьями треплет
Рыжие уши щенка.
(Александр)

Души сугробов…
Потянулись на север
Белые облака.
(Александр)

в чайнике ночи
лист луны заварю
исполню стихи строкой
(Дмитрий Кудря)

ощущение вечности
водилось под потолком
коммунальной квартиры
(Дмитрий Кудря)

в пустой песенке
спустя много лет
капелька ностальгии
(Дмитрий Кудря)

Создатель,
прикуривая после трудового дня,
заронил искру божию
(Дмитрий Кудря)

мыльный пузырь вдохновения
и начинай всё сначала
(Дмитрий Кудря)

гении
оставляют наш мир
нараспашку
(Дмитрий Кудря)

сменяет волну
волна —
мелькнёт ли знакомая?
(Дмитрий Кудря)

в посудине нынче
вчерашнее завтра
завтрашнее вчера
(Дмитрий Кудря)

1. надо что-то сделать
2. со всего воротит
3. вот где место чуду
(Дмитрий Кудря)

вероятность сна
допустимость боли
на небе — ничего лишнего
(Дмитрий Кудря)

в окна глаз
заглядывая бесцеремонно
что-то ищет мир
(Дмитрий Кудря)

древний Будда
на обочине шоссе
размышляет о
(Дмитрий Кудря)

хорошее начало
если твоя вершина
оказалась на плоскогорье
(Дмитрий Кудря)

делаю вид
что понимаю
что делаю вид
(Дмитрий Кудря)

добрый и злой
опять обменялись масками
и продолжают
(Дмитрий Кудря)

на пути к дао
оно всегда
у тебя за спиной
(Дмитрий Кудря)

в пустыне слов
пути приводят
к оазисам молчаний
(Дмитрий Кудря)

отшельник жил
в мундштуке сигареты
в трещинке
(Дмитрий Кудря)

сад жизни внутри
сад жизни снаружи
всё дело — в ограде
(Дмитрий Кудря)

на границе тишины и молчания
великая стена дао
(Дмитрий Кудря)

за Беспредельным
пасётся беспризорное
(Дмитрий Кудря)

всякое достижение —
лишь формы
полученные взаймы
(Дмитрий Кудря)

смотри прозрачное
слушай беззвучное
оставь круг открытым
(Дмитрий Кудря)

камни
из которых слажено сердце
должны быть как ветер
(Дмитрий Кудря)

мысль изреченная есть
или её нет
ты веришь, чувак?
(Дмитрий Кудря)

стремиться к просветлению
искать тьму с фонарём
(Дмитрий Кудря)

знающий молчит
незнающий говорит
молчим словами
(Дмитрий Кудря)

от великого до смешного
и обратно
вот это жизнь
(Дмитрий Кудря)

однажды
воткнутый на ночлег
пустит корни мой посох
(Дмитрий Кудря)

ничто под луной не вечно,
только в стране дураков
никак не угомонятся
(Дмитрий Кудря)

в стране дураков
каждый второй лелеет мечту —
стать вторым
(Дмитрий Кудря)

медики страны дураков
всерьез задумались над проблемой
лечения временем
(Дмитрий Кудря)

в стране дураков
все думают
буквально обо всем
(Дмитрий Кудря)

при желании понять можно всё —
гласит главный принцип
страны дураков
(Дмитрий Кудря)

«стих стих» — ёмко отозвался о
своем свежем творческом бессилии
наш известный современный поэт
(Дмитрий Кудря)

я борюсь с белыми пятнами
в искусстве, — заявил наш
известный современный художник
(Дмитрий Кудря)

«дурак-дурак, а умный» —
так начинался недошедший до нас
эпос о перводураке
(Дмитрий Кудря)

«слава Богу, еще никто не объяснил,
что же такое дурак» — пошутил
наш известный современный философ
(Дмитрий Кудря)

совсем необязательно,
чтобы твоей родиной
была именно эта страна
(Дмитрий Кудря)

Трусость и леность
Даже из белой мухи
Готовы сделать слона.
Но для самурая
И слон всего лишь снежинка.
(Маккавити)

Под кимоно
Сложно заправить свитер.
А придётся!
(Эсвет)

Скрежет зубов
На промысел вышел чиновник.
И впрямь дурная погода.
(Эсвет)

Время замерло вдруг!
Я тоже смотрел на закат
В прорезь прицела…
(Иван)

на теплом люке
ничьей собаке снятся
теплые сны

падает снег.
в сугроб
падаю я

кромкой забора
воздушное такое кружево
колючей проволоки

«да, я напился!»
человек ночью в парке
говорит с луной

А я хокку вообще
сочинил первый раз.
Первый блин — комом.

На весь двор
детский крик:
«Мама! Ладуга!»

Кокон в листве спрятан.
Кто оно? —
Существо в нем.

Ходить по воздуху?
Очень просто,
когда мир подставляет свои ладони.

Мыслей ненужных
полна голова?
Сломай телевизор.
(Джон Че)

Улыбаюсь и
пою песни все утро —
ты мне приснилась

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Традиционное японское хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. Переводы и хайку, сочинённые на других языках, принято записывать в три строки.

садзарэгани аси хаинобору симидзу канна Маленький краб побежал по ноге. Чистая вода. Мацуо Басё

В одной из этих частей, как правило, содержится «киго» – сезонное слово или словосочетание, дающее понять, в какое время года происходит действие стиха. Это может быть прямое указание на сезон – «осенний вечер», или же слово, за которым закреплено то или иное сезонное значение, например, «луна», «ирисы», «краб» и т.д.

Хайку выделилось как жанр в процессе развития поэтической игры по дописыванию чередующихся трехстиший и двухстиший, называемой «хайкай-но рэнга» (дословно «шуточная рэнга»), впоследствии «рэнку».

Важным звеном рэнку было первое трехстишие, называвшееся хокку (начальная строфа). Хокку обладало особыми качествами по сравнению с другими строфами цепочки: наличием киго, а также «кирэдзи» – паузы между двумя частями строфы. Кроме того, хокку обладало недосказанностью, незавершенностью, многосмысленным толкованием и тем самым побуждало читателя или участника сложения рэнку к сотворчеству в процессе развёртывания цепочки образов.

Постепенно хокку стали восприниматься как самостоятельные произведения и дали начало жанру ХАЙКУ, который занял одно из главных мест в японской поэзии.

Хайку завоевало множество поклонников по всему миру. Пишут хайку и на русском языке.

Если и вас заинтересовал этот жанр, то попробуйте при написании хайку придерживаться нескольких правил, приведённых ниже. Это поможет вам писать трёхстишия приближенно к классическому пониманию хайку. Потом, когда правила будут усвоены, вы можете их «забыть» и перейти к написанию хайку в современном ключе, как это сегодня делают многие и на родине хайку. Сейчас в Японии существует несколько сотен школ хайку, составляющих две больших группы: школы «классического хайку» и школы «современного хайку».

Формальные моменты: количество слогов, кирэдзи, киго

Количество слогов и строк

Вопрос о количестве слогов в хайку, написанном на русском и других языках, уже давно считается решённым. Русские слоги и звуковые единицы в японском – это разные вещи, можно лишь придерживаться общей схемы расположения слогов, помня про краткость и лаконичность. Пишите в три строки. Не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза, т.е. располагайте в каждой строчке не более 10 слогов. Старайтесь одну из строчек делать чуть длиннее остальных двух. Также допускается использование только строчных букв.

Сезонные слова

После длительных многолетних литературных дискуссий и попыток отойти от канона современные японские поэты всё же согласились признать обязательным наличие в хайку сезонных слов. По их мнению, киго необходимы – потому что они влекут за собой определённые ассоциации, значительно расширяющие смысловую и эмоциональную ёмкость стихотворения. К тому же традиция использования сезонных слов сформировалась гораздо раньше хайку – в поэзии танка – и составляет важную часть японской художественной культуры.

В русской литературной традиции такая привязка слов к определённым сезонам не выражена столь отчетливо. Но всё же рекомендуется включать в хайку слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. Например «сажаем картошку» – поздняя весна, «бенгальские огни» – Новый год и т.д. При этом важно находить точные и лаконичные слова, переносящие читающего в то же самое ситуативное пространство действия хайку, что подразумевал автор.

Ты улыбнулась. С медленной льдины вдали Птица взлетает. Андрей Шляхов

Если же вы хотите написать о каком-то исключительном природном явлении, свойственном только вашей области, городу или деревне, то пишите хайбун (небольшая прозаическая зарисовка, увенчанная хайку), иначе вас поймут только живущие рядом с вами.

Режущее слово

Разделительное слово (кирэдзи) не имеет аналогов вне японского языка и заменяется знаками русской пунктуации – точка, тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие – то есть интонационно, так как сами знаки могут быть опущены автором.

Двухчастность

Хайку должно читаться легко и естественно. Не пишите хайку в три разных предложения – трёхстишие будет выглядеть «рваным».

Также обычно не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части, разделяя их знаками пунктуации и смысловой разбивкой и говоря в каждой из них о разном. Чем дальше будут разнесены части – при внутреннем тяготении друг к другу – тем сильнее будет пробегать ток от одного полюса стиха к другому. Например:

бабье лето… над уличным проповедником смеются дети Владислав Васильев

Взору предстаёт живописная, чуть ироничная сценка, поданная без давления на восприятие читателя, даже с некоторой загадкой – две части стиха разнесены довольно сильно. Но присмотревшись, можно разглядеть связующие ниточки, которые заставляют звучать пространство между строк: тепло бабьего лета в первой строке и смех детей в третьей, бабье лето как последний островок сезонной жизни природы и – проповедник как посредник между людьми и «истиной». «Будьте как дети» – приходит на ум под смех детей… Кто же приходит к людям и возвещает о мире ином, о лучшей доле и т.п. в тот момент, когда мир этот еще столь хорош и чарующ в своём последнем перед осенними холодами всплеске тепла, цветенье трав, празднестве цвета ещё не облетевшей листвы…

Не пишите лишнего, но и не отсекайте нужное

В хайку – минимум слов. Поэтому каждое значит очень много. Создавая хайку, отбирают только самые необходимые, точные слова.

Взгляд на жену – и снова лепит кувшин гончар. Багджо

Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись. Избегайте повторов слов, однокоренных слов, смыслов – любого масленого масла – если это не является осознанной задумкой.

планы на новый год заваленный бумагами стол планы на новый год С.М.Ли

Любое художественное произведение – это место встречи автора и читателя. Но для хайку это утверждение особенно актуально – ввиду малости его объёма. Понятное с полуслова человеку одной культурной традиции может быть не понятным человеку, живущему в другой стране, с другими обычаями и привычками. В хайку такое сотворчество возможно только если они оба – автор и читатель – находятся в едином смысловом и культурном поле.

Точно так же может оказаться игрой в пустые ворота описание опыта человека с другой, нежели читатель, «эмоциональной планеты». Поэтому если вы хотите написать хайку, которое смогут понять другие люди, прежде подумайте, как построить мост от образа, появившегося у вас в сознании, – к образу, который должен возникнуть у возможного читателя.

стал я стар молодая картошка зелёный лук Боруко

Показывайте, а не рассказывайте!

Рисуйте картину, показывая самый минимум, но закладывайте в него толику смыслового пороха. Акцентируйте внимание на одной-двух взаимосвязанных деталях так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок. Читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ.

Утренний сумрак. У дырок в заборе большие очереди Polay Первый летний дождик. Раскрываю и… складываю зонт. Феликс Тамми

Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова

Не надо говорить высокопарно, пафосно или использовать «словечки», понятные только вам. Показывайте всё таким, какое оно есть. Но соединяйте образы внутри хайку так, чтобы они могли задеть, тронуть читателя, заставить его задуматься. Представьте, что вы режиссёр кинокартины, и всё, что у вас есть – это три мгновенья и изображения, которые можно снять без спецэффектов; ещё у вас есть запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – всё то, что можно воспринять органами чувств…

ёлочный базар. сняв варежку ребёнок гладит иголки Светлана Бобкова

Ещё на заре формирования жанра творцы хайку называли его поэзией искреннего чувства и глубокой мысли. Для того чтобы хоть на секунду изменить читающего, чтобы соединить в трёх строках вечное и преходящее, природное и человеческое, высокое и обыденное – чтобы сказать многое через малое, показав при этом тесную взаимосвязь всего сущего, хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Такая смысловая концентрированность и точность может быть достигнута несколькими путями.

Не разжёвывайте, а недоговаривайте

Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование.

то один, то другой вздрогнет лист на яблоне Ореховая Соня

Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подводя читающего к развёртыванию своей цепочки ассоциаций. Эффект, вызываемый хайку, сравним (по мысли Алексея Андреева) с эффектом недостроенного моста: перебраться по нему на «противоположный берег» можно лишь достроив его в своём воображении.
Откажитесь от слов «какая тоска», «мне так плохо», «любовь ушла» и т.д.

маленький мальчик смотрит вслед поездам… закатное солнце Владислав Васильев потише радио лицом прижался к стеклу листок за окном Petrovich_dk случайная встреча – зовём своих детей именами друг друга Тайша и в самом большом доме нет места для сорванных кувшинок Константин Карабчеев

Используйте приём контраста и противопоставления – объектов, планов, явлений, ощущений…

С яростным треском Раскрываю полено Внутри тишина Андрей Шляхов капель по крышам переводят в летний вольер бегемотов Вячеслав Канин Застряли в пробке. Неспешно проплывает Белая тучка. Юрий Рунов Шум паровоза. Дрожат Слоники на комоде. Александр Врублевский Нет звёздам числа По дну бездны бредём Я и моя собака. Кицунэ

Сопоставляйте, сравнивайте – объекты, планы, явления, ощущения…

Это один из самых распространённых приёмов в хайку. Размещайте рядом родственные объекты и явления. Только забудьте про слова «как», «будто», «словно», «похож» – просто находите те точки времени и пространства, где совпадение случается само.

Залюбовался Огнём осенних листьев Бывалый пожарный SKYdancer туман над рекой. мальчишки с удочками клюют носами Шеба поздняя пасха пробует все куличи дождик на пляже Широки Мируками в сквере белят стволы деревьев… первые мини Олег Тэнгу полнолуние. на одну пуговицу застёгнут твой плащ Глеб Секретта замело все пути… сосед выходит во двор со своею дорожкой Тайша

Приём общей строки

Вторую строчку можно читать и с первой и с третьей. Этот приём создаёт объём стиха, но не стоит придумывать специально поворотную строку – только чтобы сделать «перевёртыш». Как и всякий приём, поворотная строка хороша там, где она уместна.

полнолуние меж балконных прутьев кошачья морда Леонид Попов закрыт журнал на самом интересном месте перемена Лена Талаева ночь напролёт не шелохнувшись падает снег Алексей Грохотов

Каламбуры, использование омонимов, игра слов

В русском языке омонимии гораздо меньше, чем в японском, но её тоже можно использовать.

вино октября под тёплым дождём побродить, настояться… Тэнгу Паром отходит Рвётся душа на ветру… Прощай и не плачь. О’Санчес ветер в грядках прихватил на живую нитку пару капустниц Алексей Грохотов раннее утро… прислушиваюсь ко второму дыханию Константин Микитюк темнеет в твоих глазах зажигаются первые огоньки Михаил Бару рождественский дождь сел в лужу снеговик Ореховая Соня

Аллюзии, литературные и культурно-исторические ассоциации

Сон или явь? Трепетанье зажатой в горсти бабочки… Ёса Бусон

«У Бусона это осязаемо достоверное ощущение зажатой в горсти бабочки, но эта конкретная бабочка может восприниматься шире – как человеческая жизнь вообще, а у более подготовленного читателя слова «сон» и «бабочка», поставленные рядом, неизбежно вызовут ассоциацию с известной притчей Чжуанцзы. Тому однажды приснилось, что он бабочка, и, проснувшись, он не мог понять – то ли он Чжуанцзы, которому приснилось, что он бабочка, то ли он бабочка, которой приснилось, что она Чжуанцзы. Таким образом, смысл стихотворения всё более и более расширяется – так брошенный в воду камень оставляет после себя расходящиеся в стороны круги на воде». (Т. Соколова-Делюсина. Японская поэзия. М., 1999).

в море о камни изрезала ноги: русалочья бухта. Наталия Хараг

То, что ноги были поранены не просто в какой-то там бухте, а именно в Русалочьей, сразу выводит конкретное событие за рамки опыта отдельного человека – вспоминается сказка Андерсена… «Русалочья» прочитывается как культурно-историческая реминисценция, то есть воспринимается как приём, широко распространённый в классической японской поэзии. Стих воспринимается естественно и легко – именно из-за изящной аллюзии.

Необычное в привычном

Старайтесь показывать необычное в привычной ситуации. У средневековых японских хайдзинов много трёхстиший, построенных на этом принципе, часто сопровождаемых восклицанием, например: «и вдруг – глициний цвет».

в раме небо меняют рекламный щит Дарья Баталина перед лекцией то, что сейчас напишет стирает с доски Светлана Бобкова на цыпочках подходит к кровати разбудить дитя Светлана Бобкова Густо замешан На жёлтых листьях Первый снеговик Нора перед парадом расстреливают облака Марина Хаген

Кратко о том, чего не стоит делать при написании хайку

  1. Не пишите в рифму, она даёт чувство завершённости, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
  2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
  3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
  4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
  5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
  6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
  7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное её прочтение.
  8. Приём ради приёма делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.

хлопнула калитка закрываются на ночь лепестки ромашки Этель Янова не везёт этот трамвай в парк Белка к старости столько извилин в мозгу… мысль потерял! Wanja-san

Ищите тайну. Недостроенный мост

Когда в хайку сополагаются или контрастируют два понятных образа – с этим всё ясно, мост строится и даёт нам перейти из одного видимого пространства в другое. Но бывают хайку, в которых виден только один берег – тот, с которого всё начинается, на котором стоит один конец моста. Другой же – теряется в загадочной дымке недовысказанного в стихе. Мы можем только почувствовать глубину и манящую красоту бытия сквозь умело созданные междустрочия хайку, разложить же на составляющие неуловимый аромат, витающий вокруг такого стиха, – так просто не удёется, его можно только вдохнуть… Надо очень пристально, нежно и глубоко, почти медитативно внимать миру, природе, своей душе, и тогда, быть может, смотрящему да откроется…

грохочет прибой. девушка с телефоном смотрит на воду Глеб Секретта

И напоследок – одна восточная притча, перекликающаяся с поэзией хайку

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.

Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение мастера Лин-чи, который считался непревзойдённым знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:

– Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.

Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть с ними. Шорох листьев – и сад ожил! Мастер сказал:

– Теперь всё в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен.

Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.


Уэмура Сёэн, «Свежая зелень», 1940 г.
Как-то я уже писала о любимой своей передаче на Японском телевидении – «Пурэбато!», от англ. Pressure Battle! Популярные певцы, актёры, телеведущие, модели, спортсмены, политики и прочие знаменитости соревнуются в традиционных искусствах: икэбана, каллиграфия, акварель, шитье и т.п. Основная рубрика этой передачи – это написание хайку по заданной теме. Оценивает и исправляет стихи известная поэтесса Нацуи Ицуки, как говорят создатели самой передачи, «ядовитая на язык». Уничижительные комментарии Нацуи-сэнсэй составляют немалую часть рейтинга передачи)) Но стихи она правит совершенно волшебно.
Некоторое время назад я стала записывать хайку участников, исправленные Нацуи-сэнсэй, иногда она могла бы в полной мере считаться соавтором стихотворения, а иногда бывают настолько чудесные стихи, что в поправках они и не нуждаются. В первой части – хайку наиболее популярных и часто появляющихся участников передачи. Как отличается фирменный стиль каждого!
FUJIWARA Фудзимон
Ждёт скорый поезд
И печалится об уходящей весне
Футляр виолончели.
Меж гор завод
По производству осенних облаков
На полную работает мощь.
Американской
Зубной пасты цвета
Надувной плавательный круг.
У полицейской собаки

Перед кончиком носа –
Тьма сезона дождей.
Как молодая листва
Шелестят на ветру
Распашонки младенца.
Я знаю, луна
Рождается из ладоней
Огромной Будды статуи.
Пишу о причинах
Вымирания мамонтов.
Пью газировку.
Рядом с капитаном
Пингвин.
Солнечный зимний день.
Поднимается запах снега
От ждущей указаний
Взлетной полосы.
На моржа
Всё ещё действует наркоз.
Летнее небо.
Ёкоо Ватару
Солнечные очки
Сниму. Буду один на один
С синевой моря.
Первый крик малыша.
Зимой тепло.
И лица, лица, лица.
В тысячелетнем
Лесу деревьев ветер
И сухих листьев аромат
От весеннего солнца
Радостно на душе.
И тут, и там, и тут.
Кончается осень.
На проспекте голуби
Курлычут.
И звуки реки,
И закуска, и выпивка.
Летом в прохладе ресторана сижу.
На плетёном лежаке
У моих ног
Линия морского горизонта.
Летняя шляпка
В ночном поезде
На полке осталась.
Вперед и вперед иду,
Но будто в лабиринте
Дорога из цветущей сакуры.
Накада Ёсико
В императорский дворец!
Звучит эхо от стука копыт.
Первая сакура.
В спецкампусе школы
В этом году всего один
Новый ученик.
У восточного неба
До самого дна воды
Падают алые листья клёна.
От свистка поезда
Удивился заяц.
В снежные поля!
Под промокшей насквозь
Рубашкой
Прячется жук.
Fruit Punch Мураками
Приближается метель из лепестков сакуры
Ударом локтя
Встречу её.
Весною дни кажутся длиннее.
В зеркале машины
Крошечное небо.
В лесу заброшенный автобус.
Цвета ржавчины
Даже гортензии.
Ночью прояснилось.
Кажется, вот-вот
Отклеится луна!
Найти самый алый кленовый лист!
Как будто мы ищем
Чешую дракона.
Слепящее солнце.
На пустом
Школьном дворе кошка.
В таблице химических элементов
Я два забыл.
Весенний ветер.
Резец по дереву
Беру другой. Летний дождь
Вырезать хочу.
В автомобильной пробке
Сдулся на сиденье
Плавательный круг
Чихара Junior
Бейсбольную кепку надели
На бронзовую статую.
Весенний алый закат.
На свежем снегу
Пересекаются параболы
Струй мочи.
К баку мотоцикла на 750 кубов
Прижимаюсь
Холодной ночью.
Отложим карты
И вместе все в Новый Год
Сходим в храм.
На статую Будды
С ненавистью смотрит боксер.
Утренняя луна.
Внезапный гром.
Меняю цепь.
Ногти черны.
Выпускной в средней школе,
Объединенной со старшей.
Громкий зевок.
На подставку для кукол хина
Тихо взбирается
Старая кошка.
В холодный летний дождь
Светофор по требованию
Никак не переключится с красного.
NON STYLE Исида
У пиджака школьной формы
Длинными остались рукава.
А я выпускаюсь.
Поставлю точку на мечтах.
Сейчас, когда прекратился снег,
Стану отцом.
Палящий жар шумящего большого города.
Вырваться бы к шуму прибоя…
Умэдзава Томио
И лепестки сакуры
Тоже вошли в вагон.
Вокзал пронизывает ветром.
Сэндвич с ветчиной.
Горчица бьёт в нос!
Вот и лето пришло.
Под пасмурным небом северного края
Вниз смотрят тёмные гортензии цветы.
За окном машины
Дождь ли в пену взбивает
Цветы гортензии?..
Два друга
В день выпускного
В больничной палате.
У края дороги положен
Один лишь букет.
Радуга.
Сладко и нежно
Грудь сосёт.
Вспотел!
Убрали табличку с именем
Из больничной палаты.
Цветёт гортензия.
Под перчаткой
Прячется кольцо.
Давно с тобою не встречались.
Вечерняя школа.
Выученное тихо повторяет
Её подбородок.
Хигасикокубару Хидэо
Болото, где воют
Бродячие собаки.
Лепестки сакуры на воде.
Памятника любви к учению
Больше нет. И на его отпечаток
Падает сакура.
Начало сезона дождей.
Провожает флот
Тысяча зонтов.
Нет быка.
В темноте хлева
Зажигаем бенгальские огни.
Лето кончается.
Босанова
И линия морского горизонта.
Осенний закат.
Красный и чёрный.
Наши малыши весом в тысячу грамм.
Горят алым кленовые листья
На серебряных рудниках гор Ивами
На месте казни рабочих
Конец весны.
В стене слоновьего вольера
Длинные трещины.
Тёплый летний ветер.
Брови отца
В день получения медали за труд.
Как собака
Преследует гроб и хватает
Снежная буря.
Весной вернулись холода.
К палатке уличного торговца
Протез прислонен.
Пожар в здании потушили.
В грязной воде стоят
Одуванчики.
Чешуйчатые облака
Проплывают в железных прутьях
Одиночной камеры.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *