22.11.2019

Ночной поезд Nightjet австрийской федеральной железной дороги ÖBB

Поезд вместо автомобиля или самолета: в Германии и Австрии благодаря росту экологического сознания и поддержке властей увеличивается спрос на поездки по железной дороге.

Казалось бы, кто еще готов в наши дни путешествовать в центре Европы в спальных вагонах, если можно куда быстрее (и чаще всего дешевле) добраться до цели на самолете, доехать на автомобиле или на дневном скоростном поезде? Это в России с ее огромными расстояниями и дорогими авиабилетами поезда со спальными местами — привычное дело. А в странах ЕС абсолютное большинство людей знакомо с ними разве что по экранизациям романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе».

ÖBB открывает новые маршруты и заказывает поезда у Siemens

Однако именно в наши дни в центре Европы спрос на такие путешествия стал заметно расти. Во всяком случае у австрийской государственной железнодорожной компании ÖBB, предлагающей 26 маршрутов со спальными вагонами, на некоторых из них рост пассажиропотока в первом полугодии 2019 года превысил 10%. Например, на таких направлениях, как Вена-Гамбург, Вена-Цюрих или Мюнхен-Рим.

Отдыхающие пассажиры в купе спального вагона ÖBB на маршруте Цюрих-Гамбург

Поэтому ÖBB вводит теперь новый маршрут: с января 2020 года ее ночные фирменные поезда Nightjet два раза в неделю будут курсировать между Веной и Брюсселем. Объявление об этом «вызвало прямо-таки бурю восторга» среди австрийцев в Брюсселе, свидетельствует информационный портал Belgieninfo, созданный немецкоязычными экспатами, работающими в Бельгии, в частности, в структурах Европейского Союза. Видимо, отмечается на сайте, «путешествовать по Европе на поезде вновь соответствует духу времени».

Очевидная примета этого нового духа времени — растущая экологическая сознательность. Ее чувствует и глава ÖBB Андреас Маттэ (Andreas Matthä). По его словам, дискуссии о защите климата явно способствуют росту спроса на путешествия в спальных вагонах. «Так что мы на этом не остановимся», — объявил он при презентации нового маршрута в столицу ЕС. Уже решено в декабре 2020 года пустить Nightjet по линии Вена-Амстердам. А немецкому концерну Siemens тем временем заказаны 13 новых таких поездов, которые австрийская железная дорога начнет получать в ближайшие два года.

Грета Тунберг породила «чувство стыда за полеты»

Немецкое информационное агентство dpa даже задается вопросом, не начался ли «ренессанс спальных вагонов». В статье под весьма показательным заголовком «Привет от Греты» отмечается, что после того, как юная шведская экоактивистка Грета Тунберг в январе этого года в течение 65 часов добиралась в поездах из Стокгольма в швейцарский Давос и обратно, чтобы выступить перед участниками Всемирного экономического форума, «у многих возникло ощущение стыда из-за того ущерба, который авиаперелеты наносят климату».

«Короткие авиарейсы только для насекомых» — гласит надпись на плакате молодых экоактивистов в Берлине

В немецком языке даже появилось слово Flugscham («стыд за полет»), о чем DW уже подробно писала в статье «Немцы требуют защиты климата и готовы за это платить». В ней, кстати, отмечалось, что аналогичное шведское слово Flygskam появилось в начале 2018 года, когда имя Греты Тунберг еще никто не знал.

Популярный в Швеции бывший биатлонист, олимпийский чемпион Бьёрн Ферри, ставший спортивным комментатором одного из телеканалов, объявил тогда, что ради защиты климата впредь будет ездить в командировки только на поездах, как долго бы это ни длилось, чтобы тем самым не участвовать в загрязнении атмосферы парниковым газом CO2.

Deutsche Bahn помогает ÖBB на маршрутах в Германии

Так что идея витала в воздухе, и железнодорожные компании на нее теперь реагируют. В той же Швеции растет предложение маршрутов с возможностями для комфортного сна, и правительство социал-демократов и «зеленых» финансово поддерживает этот процесс. О возрождении классических спальных вагонов, отмененных в 2009 году, подумывает, согласно dpa, федеральная железная дорога Швейцарии SBB.

Немецкая государственная компания Deutsche Bahn, отказавшаяся от таких вагонов в 2016 году, возрождать эту услугу (пока) не собирается, однако она предоставляет машинистов и локомотивы австрийской ÖBB, у которой значительная часть ночных маршрутов проходит именно через Германию. Среди них и самая рентабельная на данный момент линия Берлин-Цюрих, обслуживаемая ежедневно.

Для справки: все упомянутые страны входят в пятерку железнодорожных лидеров Европы по числу километров, которые их жители проезжают за год, на душу населения. Согласно данным SBB, в 2017 году активнее всего поездами пользовались в Швейцарии, затем идут Франция, Австрия, Швеция, Германия. Так что именно эти рынки способны задавать тренды для всего континента.

Поезда Nightjet рассчитаны на обеспеченную публику

Конечно, поездки в спальных вагонах — это очень узкий, нишевый рынок, рассчитанный на хорошо зарабатывающую публику. На том же маршруте ÖBB Берлин-Цюрих место в купе на три человека с завтраком меньше, чем примерно за 180 евро в один конец, найти будет не так уж легко.

А полет с авиадискаунтером может обойтись в три и даже четыре раза дешевле, особенно, если не брать с собой багаж. Так что растущее предложение австрийской железной дороги рассчитано на клиентов, у которых нет необходимости жестко экономить, и на командированных.

Если, например, говорить о новом маршруте Вена-Брюссель, то тут основная целевая группа — это сотрудники различных структур Европейского Союза. Неслучайно поезда Nightjet начнут обслуживать это направление в конце января, к окончанию зимних каникул Европарламента, и сделают перерыв в июле-августе, во время летних отпусков в столице ЕС.

Плакаты на вокзалах ФРГ сообщают: поезда Deutsche Bahn используют экологическую электроэнергию

Короче, спальные вагоны погоду в отрасли, конечно же, делать не будут. Однако их растущая популярность весьма симптоматична, она наглядно иллюстрирует явно наметившийся тренд: растущее число европейцев при поездках внутри Европы все чаще вместо самолетов или автомобилей выбирает электропоезда.

И делают они это как из экологических соображений, ради защиты климата, так и просто потому, что многим нравятся комфортные ночные путешествия на поезде. Автор портала немецкоязычных экспатов в Бельгии Belgieninfo в предвкушении нового маршрута ÖBB Вена-Брюссель описывает, не закрывая глаза на отдельные неудобства, с каким удовольствием она впервые за два десятилетия проехалась недавно в спальном вагоне.

Материальные стимулы для перехода на железнодорожный транспорт

Да и существование вот уже скоро десять лет еженедельного железнодорожного сообщения Москва-Ницца, осуществляемого Российскими железными дорогами (РЖД), говорит о том, что путешествие даже с двумя ночами в поезде может иметь немало привлекательных сторон для вполне обеспеченной публики.

Поезд РЖД на вокзале в Ницце

Теперь задача европейских политиков — с помощью материальных стимулов сделать массовым наметившийся тренд отказа от самолетов в пользу поездов. С этой целью правительства Франции и Германии, к примеру, увеличивают с 2020 года налоги на авиаперелеты, особенно на рейсах в пределах Европы. В то же время в ФРГ с 1 января снизят НДС на железнодорожные билеты с 19% до 7%, что приведет к удешевлению поездок в поездах дальнего следования примерно на 10%.

Одна эта мера, полагает Deutsche Bahn, увеличит число ее пассажиров на пять миллионов в год. Стратегическую цель на предстоящее десятилетие в Берлине видят в том, чтобы к 2030 году полностью прекратить пассажирские авиаперелеты внутри Германии, а вместо этого соединить крупнейшие города страны высокоскоростными магистралями, по которым поезда ходили бы каждые полчаса. Этот план получил название Deutschland-Takt.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Закрытие угольных электростанций

Правительство ФРГ решило к 2038 году прекратить использование в электроэнергетике угля — самого вредного для климата ископаемого энергоносителя. Уже в 2022 году общая мощность угольных электростанций сократится на четверть. Ускоренными темпами будут закрывать те, что работают на импортном каменном угле. За свертывание добычи бурого угля ряд регионов Германии получит многомиллиардные компенсации.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Развитие возобновляемой энергетики

К 2030 году 65% потребляемой в Германии электроэнергии должны производиться из возобновляемый источников (ВИЭ), прежде всего — с помощью ветра и солнца. На момент принятия программы в сентябре 2019 года этот показатель составлял около 43%. Среди мер стимулирования развития ВИЭ — повышение материальной заинтересованности местных органов власти в установке на своей территории ветрогенераторов.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Введение сертификатов на выбросы CO2

Тот, кто выбрасывает в атмосферу значительные объемы парниковых газов, должен за это платить. Таков смысл системы CO2-сертификатов, введенной в Европейском Союзе еще в 2005 году для промышленных предприятий. В Германии с 2021 года приобретать подобные сертификаты обязаны будут также компании, продающие потребителям различные виды топлива. В результате оно должно подорожать.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Повышение цен на топливо

Цена CO2-сертификатов, согласно правительственной программе, будет в 2021-25 годах планомерно расти. Это должно привести к постепенному удорожанию, в частности, бензина и дизельного топлива на заправочных станциях. Цель правительственной программы — подтолкнуть автомобилистов к более экономному расходованию нефтепродуктов и, в конечном счете, к переходу на экологичные виды транспорта.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Стимулирование электромобильности

Правительство ФРГ расширило и продлило до 2025 года программу стимулирования покупки полностью электрических автомобилей и заряжаемых от розетки плагин-гибридов. Так, скидка на электромобили по цене до 40 тысяч евро увеличена с 4 до 6 тысяч евро, для более дорогих моделей она составляет 5 тысяч евро. Одновременно решено в 2020-21 годах установить 50 тысяч новых общедоступных станций зарядки.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Увеличение налога на авиабилеты

Выбросы от работы авиадвигателей весьма способствуют парниковому эффекту, поэтому правительство ФРГ стремится сократить число авиаперелетов, особенно внутри Германии и Европы. Один из пунктов программы защиты климата — повышение с 1 апреля 2020 года налога на авиабилеты. В частности, на 5,65 евро до 13,03 евро при вылете из аэропортов на территории Германии по внутриевропейским маршрутам.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Налоговые льготы железной дороге

Чем больше пассажиров предпочтут автомобилям, междугородним автобусам и самолетам электропоезда, тем лучше для климата, считает правительство ФРГ. Один из пунктов его программы — снижение НДС на железнодорожные билеты с 19% до льготных 7% с 1 января 2020 года и, в результате, их удешевление в поездах дальнего следования на 10%. Недополученные налоги казне компенсирует сбор с авиапассажиров.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Запрет дизельного отопления домов

Значительные выбросы CO2 возникают при обогреве зданий. Во многих немецких домах, прежде всего — индивидуальных, все еще действуют отопительные системы на мазуте или солярке, зачастую очень старые и малоэффективные. Государство готово взять на себя 40% расходов на их замену современными экологичными технологиями. А с 2026 года установка дизельных котлов будет вообще запрещена.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года Поддержка энергосберегающего жилья

Чем больше в здании применяется энергосберегающих технологий, тем меньше энергии требуется для его отопления. Поэтому с 2020 года правительство Германии в рамках программы защиты климата будет предоставлять налоговые льготы всем домовладельцам за установку в окнах энергосберегающих стеклопакетов и за теплоизоляцию стен и крыши.

1 | 9 05:20 мин. Культура и стиль жизни | 07.09.2017

Самая увлекательная поездка на поезде

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *