Если задуматься, то стержнем романа Тургенева «Отцы и дети» является спор. Конечно, не какой-то конкретный спор, а спор в широком, абстрактном понимании этого слова. Это спор между двумя поколениями – отцов и детей. И в центре этого спора – фигуры Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Конфликт поколений – далеко не новое явление. Он существовал всегда, однако в конце XIX принял новый оборот, обострился. Ведь это было время слома, кардинальных перемен в изни людей, ломки традиций и «брожения умов».

Базаров и Павел Петрович Кирсанов являются представителями двух полярно противоположных точек зрения.

Павел Петрович – классический аристократ, имеющий чувство собственного достоинства, воспитанный на Байроне, Шиллере, Гете. Он – истинный дворянин. Он романтик, ему довелось пережить большую любовь, которая сильно изменила его жизнь.

Базаров – совершенно другой человек. Он отрицает все, что не подтверждено наукой. Базаров – практик, он не любит пустых теоретических рассуждений. Он отрицает те ценности, которые Паел Петрович считает вечными.

Писарев считал, что Кирсанов глубоко в душе – такой же скептик, как Базаров, что герой не имеет настоящих глубоких убеждений, а живет лишь привычками. В этом есть доля истины. Это внутреннее сходство героев только подчеркивает разницу в их взглядах. Интересно, что Павел Петрович и Базаров постоянно оказываются в схожих, параллельных ситуациях. Например, «испытание любовью». Однако переживают они это испытание по-разному. Кирсанов – замыкается в себе, уезжает в провинцию. Базаров – напротив, открывает для себя новый мир. Если до этого он считал это все пустой романтикой, то теперь понимает, насколько заблуждался. Любовь делает Базарова более человечным. Перед смертью он хочет видеть любимую женщину , и это желание обычного человека, а не нигилиста.

Поздняя любовь Павла Петровича (к Фенечке) несколько смягчает героя, однако он вновь идет по тому же пути – отдаляется от людей и уезжает за границу, где его никто не знает.

Нельзя не отметить и отношение героев к народу. Павел Петрович рассуждает о патриархальном укладе, русском народе, однако, будучи аристократом далек от него. Несмотря на то, что Кирсанов живет в деревне, ему так и не удалось пообщаться с крестьянами.

Базаров относится к народу неоднозначно. С одной стороны, он лечит крестьян, разговаривает с ними, но, с другой стороны, как будто бы запрещает себе испытывать чувство участия по отношению к нему.

Нет ничего удивительного в том, что в споре Базарова и Павла Петровича Кирсанова так инее родилась истина – они чересчур бескомпромиссные люди. Однако эта бескомпромиссностью их сближает друг с другом, отдаляя от людей. Возможно, именно по этой причине в конце романа оба персонажа выпадают из поля зрения читателей: Кирсанов уезжает за границу, а Базаров умирает.

Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».

Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров – представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.

Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь…») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.


(Базаров и братья Кирсановы)

Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.

Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

Особое внимание в романе Тургенев уделяет контрастам: они проявляются не только в противопоставлении идей Базарова-младшего и старшего поколения, но и в самих описаниях героев. Так, высокий и угрюмый Евгений спорит с низеньким жизнерадостным Николаем Петровичем; основа описания Базарова – его внутренний мир, Кирсановых – внешность. Также имеет место контраст внутри самих нигилистов: Анна Одинцова, в которую влюбляется Евгений, отвергает его и любовь в целом, в то время как Аркадий Кирсанов отвергает сам нигилизм ввиду своего простодушия и любви к стихам.

В то же время нельзя не отметить схожести между героями. Базаров и братья Кирсановы являются ярыми защитниками своих идей (хотя в итоге основной защитницей нигилизма оказывается Одинцова). Семья Базаровых, несмотря на явные различия в подходах к жизни, строит отношения на любви, что подтверждает и сам Евгений.


(Базаров и Аркадий)

Конечные образы у всех персонажей, кроме Базарова, оказываются чётко обозначенными: они либо отступают от своих прежних идей (Аркадий), либо продолжают гнуть свою линию (старшие Кирсановы, Одинцова). Базаров же, напротив, оказывается в плену своей философии: он отрицает любовь, но при этом не способен устоять перед своими чувствами к Одинцовой. Символично, что главный герой оказывается единственным, кто умирает в произведении: только он один не сумел найти своё место в обществе из-за внутренних противоречий.

Конфликт между отцами и детьми в одноимённом романе Тургенева заканчивается победой идеологии старшего поколения. Тем не менее именно в такой борьбе интересов формируется человек как личность, так как не всегда важно быть абсолютно правым в споре – важно уметь слушать других и при необходимости пользоваться чужим опытом.

Иван Сергеевич Тургенев в своем знаменитом и актуальном во все времена романе «Отцы и дети» поднял проблему взаимоотношений между двумя поколениями. В ходе прочтения читатель пытается ответить на вопрос, неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей».

Вечность конфликта

Проблема поколений стала вечной в русской литературе. Многие писатели в центре своих произведений ставили противоречивые отношения «отцов» и «детей». Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль», А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума», А. Н. Островский в своей драме «Гроза» и, наконец, И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» – все эти писатели поднимали тему поколений, причем делали это в разное время. Это аргументирует то, что проблема отношений между разными поколениями всегда интересовала писателей. И ни один из них не оставил в своем произведении конфликт до конца разрешенным.

Причины

Конфликт «отцов» и «детей» характеризуется далеко не возрастными особенностями, эта проблема выходит за рамки семейного. Тема поколений говорит о противоположных мнениях в обществе конкретного периода.

Неизбежность конфликта поколений, в первую очередь, характеризуется противопоставлением мировоззренческих взглядов на общественный устрой жизни. С развитием общественных отношений меняются представления людей о нормальном существовании. Старые порядки приходят в упадок, они требуют социальных преобразований. Новое поколение чутко чувствует необходимость этих изменений, а старое поколение не желает отдавать свое первенство власти. Они не привыкли к ярким и резким изменениям.

Проявление конфликта в романе

Конфликт поколений, который в романе «Отцы и дети» представлен спором Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, неизбежен по своей сути. Главный герой произведения буквально провозглашает очистить место для нового общества. Он предлагает избавиться от всех старых предрассудков, связанных с дворянством, так как оно уже не способно к нормальному существованию. Естественно, что поколение Кирсанова не соглашается с мыслями нигилиста, оно желает сохранить позиции дворянства и показать свои достоинства.

Взгляды «отцов» и «детей» совершенно противоположны: у них разное отношение к природе, к искусству, к любви и дружбе. Спор Базарова и Кирсанова неизбежен, так как каждый из них пытается доказать другому, что его точка зрения является истинной.

Конфликт поколений возникает не только на словах, но и на деле. Своеобразным символом неразрешимости противоречий между Базаровым и Кирсановым становится их дуэль. Никто из героев не согласен признавать первенство своего соперника. Каждый защищает себя и свою позицию относительно общественного устроя.

Неизбежность и вечность конфликта в романе «Отцы и дети» проявляется также в том, что автор произведения не выражает свою позицию относительно того, чье же поколение лучше – кто прав, а кто виноват. Он демонстрирует суть противоречий, никому не присваивая победы.

И. С. Тургенев видел то, как меняется эпоха, как революционеры-демократы сменяют консервативных дворян. Писатель смог тонко передать то, что было неизбежным в самом обществе. Поэтому столкновение взглядов «отцов» и «детей» становится вечным в романе «Отцы и дети».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Неизбежен ли конфликт отцов и детей»?», докажет, что противоречия поколений являются проблемой вечной, рассмотрит причины, по которым спор становится неизбежным, а также продемонстрирует, как вечный конфликт «отцов и детей» реализуется в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых компанейских — Главные герои «Отцы и дети»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Отцы и дети»
  • для самых любопытных — Анализ «Отцы и дети» Тургенев
  • для самых крутых — Читать «Отцы и дети» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?

    • 1859;
    • 1861;
    • 1867;

Начать тест(новая вкладка)

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *