Серьезный удар по К. был нанесен развитием естествознания и философии в 19 в. Главным противником К. стал эволюционизм, который после выхода в свет работы Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) получил распространение во многих отраслях знания. Реакция христианских мыслителей была двоякой. С одной стороны, были предприняты попытки модернизировать креационистскую доктрину, привести ее в соответствие с данными науки. Наиболее влиятельной попыткой синтеза христианского вероучения и эволюционизма стало учение П.Т. де Шардена, которое было осуждено римско-католической Церковью. Несмотря на осуждение тейярдизма, во второй половине 20 в. христианские философы и теологи (К. Ранер, Б. Лонерган, А. Морено, В. Маркоцци и др.) продолжали разрабатывать различные варианты «теистического эволюционизма». С другой стороны, представители религиозного фундаментализма выступили с критикой эволюционизма. Борьба велась не только идейными, но и административными средствами. Напр., в 1925 в С Ш А по инициативе протестантских фундаменталистов в Даутоне (Теннеси) прошел так называемый «Обезьяний процесс», а затем в некоторых южных штатах были приняты законы, запрещавшие преподавание дарвинизма. Начиная с 1930-х в биологии формируется креационистское направление, сторонники которого критиковали положения о самопроизвольном зарождении жизни и естественном переходе от низших форм материи к высшим. Многообразие форм органического мира, рассматривалось ими как результат божественного творения. В1960— 1980-е в США, а затем и в других странах, креационистское движение получило большой размах. Это движение имеет свой организационный центр — Институт креационных исследований при Колледже христианского наследства в Сан-Диего (Калифорния) — и свое теоретическое оформление в виде так называемого «научного К.». Теологи и ученые, объединяющиеся вокруг Института креационных исследований, используют трудности при решении таких проблем современной науки, как природа «Большого взрыва», происхождение жизни и человека и т.п. В христианской теологии встречается также термин «креацианимизм» (от лат. creatio — сотворение и anima — душа), которым обозначают учение о творении человеческой души. Согласно этому учению, душа каждого человека создается Богом в момент физического зачатия и тогда же соединяется с телом. Сторонники противоположного учения (Тертуллиан, М. Лютер) считают, что душа дана Богом первому человеку (Адаму) при его сотворении, а далее она передается (лат. traduco — передаю) от отца детям при их зачатии. Это учение называют «традуционизмом».

Эволюционное учение в наши дни подвергается разносторонней критике и претерпевает своеобразный кризис. Связано это с тем, что в мире идет, как и раньше, активное насаждение религии. Наряду с дарвиновской биологией преподаются религиозные культуры. К ужасу современных ученых, опросы показывают, что даже среди учителей биологии есть немалый процент сторонников креационизма. Многие удивляются: как можно быть креационистом, когда в мире существуют множественные доказательства эволюции? Попробуем разобраться, почему сторонников данной теории так сложно переубедить.

Разумный замысел

Откуда произошел человек? – На этот вопрос креационисты всегда отвечали однозначно. Отвергая научный подход к происхождению человека и других организмов, они придерживаются «концепции разумного замысла»: все живое на Земле чудесными силами создал Бог. У всего есть создатель, так и у нашей планеты есть свой творец. Подобно мастеру, который обладает всеми необходимыми умениями, Бог сотворил человечество, животных и растений, Землю и всю Вселенную. Сторонниками креационизма являются не только христиане, но и те, чья философия объясняет происхождение человека ненаучными методами. Не все религии являются прямыми оппонентами науки: буддизм, например, открыт научному познанию. Христианство, иудаизм и ислам наиболее критичны по отношению к эволюционным доказательствам и в свою очередь считают неправдоподобным научное объяснение природным явлениям.

Самым известным объяснением происхождения всего на Земле является Библия. И все процессы, так или иначе связанные с эволюцией, христианские и иудейские креационисты объясняют библейскими случаями. Так на шестой день Бог создал человека. А Всемирный потоп – причина сегодняшнего расположения ископаемых. Те факты, которые наука получила в ходе исследования процессов эволюции, креационисты не приемлют, так как они противоречат Библии. До сих пор они проводят исследования, в попытке доказать многие библейские явления. Одним из таких исследователей является Джеральд Шредер, считающий, что описанные в Библии случаи не противоречат научным фактам. Он попытался дать свое объяснение сотворению мира: эти шесть дней, за которые Бог создал Землю и человека, он приравнял миллиардам лет, за которые эволюция совершила свое развитие. Следует принять во внимание, что многие ученые, даже лауреаты Нобелевской премии, на сегодняшний день также являются сторонниками существования разумного замысла при создании Вселенной.

Расцвет креационизма

Свой пик развития креационизм получил в период с XVII до начала XIX века. Сторонниками креационизма были такие ученые-естествоиспытатели, как Жорж Кювье, Карл Линней, Джон Рей, Чарлз Лайель. Они утверждали, что все организмы существуют в первозданном виде – такими, как их создал Творец. Исследуя сложные организмы, эти ученые отвергали видовые изменения, а признавали лишь постоянство формы. К такому утверждению они пришли, основываясь на сходстве видов, сопоставляя образцы ископаемых с современными организмами.

Образцом креационистических взглядов можно считать труд богослова Уильяма Пейли «Естественная теология, или Доказательства существования Бога и Его атрибутов, собранные из наблюдений за природой». Доказательства Пейли произвели на людей огромное впечатление в свое время и звучали довольно убедительно. Так, мир, подобно сложному часовому механизму, должен быть создан мастером-разработчиком, так как у всего на Земле есть «часовщик». В пример Пейли приводит строение глаза. Глаз, по его мнению, существует для того, чтобы видеть, как телескоп существует для того, чтобы помогать видению. Вот только телескоп создал человек, а кто создал сам орган? Ученые до сих пор не могут полностью искусственно воспроизвести человеческое зрение, так как оно в доли секунды выполняет многомиллионные процессы. Поэтому никто, кроме Творца, не способен к созданию таких вещей – так утверждают креационисты.

Дарвин – главный враг креационистов?

С развитием теории трансформизма об изменчивости видов Ламарка и дарвиновской теории естественного отбора креационизм начал переживать некий упадок, так как все больше появлялось сторонников научного подхода. Теперь креационисты стремились если не развенчать естественные теории, то хоть объединить научные достижения с библейскими объяснениями.

Почему же так сложно признать дарвиновское учение об эволюции? Возможно, креационистам кажется неправдоподобной любая точка зрения, которая противоречит их взглядам, и сложно отвергнуть то, что в детстве и на протяжении всей жизни преподносилось, как истинное и единственное. Здесь необходимо расширить рамки скептицизма и впустить в жизнь нечто новое. Сложно принять дарвиновскую эволюцию и потому, что человек изначально привык, что у всякой замысловатой вещи есть свой создатель, а для ее воплощения нужен хитроумный план.

Тем не менее, креационизм продолжает свое развитие и в современном мире, однако к научной точке зрения не относится.

Литература

Марков А. Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью.

Национальная академия наук и институт медицины США. Происхождение жизни: наука и вера.

Шабанов Д. А. Опровергнута ли теория эволюции?

Креационизм (от лат. creatio – создание, сотворение) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. В основу креационизма иудейской, христианской, мусульманской религий легла идея о шестидневном творческом акте Бога, в ходе которого из ничего была создана живая и неживая природа. В патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом. По представлениям древних китайцев, мир также развивается по ступеням. Скажем, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, ци) делится на два начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение. Вместе с Небом и Землей человечество составляет великую Триаду, каждый член которой порождает свой, особый мир, а вместе – всю «тьму вещей». Буддистская картина бытия представляет собой космологическую пирамиду, состоящую из 31 уровня существования. Если более детально проанализировать каждый уровень буддистской картины бытия, можно увидеть, что в нее включены все учения, предшествовавшие буддизму. И вместе с тем в учении Будды сделан огромный шаг вперед благодаря сфере чистого сознания, утверждению безначальности бытия.

Формирование представлений о космосе и Вселенной

Космос – это мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу). Первым мир назвал космосом Пифагор. Он обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Плутарх начинает свою «Естественную историю» с прославления космоса. Научная концепция космоса зародилась около 200 лет назад, когда И. Кант выдвинул гипотезу об образовании планет из пылевой туманности, окружавшей некогда Солнце. Гипотезы Канта (1755) и Лапласа (1796) не смогли объяснить некоторые существенные особенности строения Солнечной системы. Они были отвергнуты. Из других гипотез наибольшей популярностью пользовалась гипотеза Д. X. Джинса (1916). Но и она оказалась не окончательной.

Механистическая Вселенная И. Ньютона – это Вселенная твердой материи, состоящей из атомов – маленьких и неделимых частиц, фундаментальных строительных блоков. Они пассивны и неизменны, их масса и форма всегда постоянны. Самым важным вкладом Ньютона в модель греческих атомистов (во всем остальном схожую с его моделью) было точное определение силы, действующей между частицами. Он назвал ее силой тяготения и установил, что она прямо пропорциональна взаимодействующим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния. В ньютоновской системе тяготение – довольно таинственная сущность. Она представляется неотъемлемым атрибутом тех самых тел, на которые действует: это действие осуществляется мгновенно, независимо от расстояния.

Другой существенной характеристикой ньютоновского мира оказывается трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии, которое абсолютно, постоянно и всегда пребывает в покое. Различие между материей и пустым пространством ясное и недвусмысленное. Итоговым образом такой Вселенной является гигантский и полностью детерминированный часовой механизм. Частицы движутся в соответствии с вечными и неизменными законами, а события и процессы в материальном мире представляют собой цепь взаимозависимых причин и следствий.

Концепция квантовой теории, рожденная на рубеже веков, и се философские приложения воспринимались непросто. Выяснилось, что у субатомных частиц очень абстрактные характеристики, двойственная природа. В зависимости от организации эксперимента они проявляют себя иногда как частицы, а иногда как волны. Квантовая физика предложила научную модель Вселенной, которая радикально не похожа на модель классической физики. На субатомном уровне мир твердых материальных тел распался на сложную картину волн вероятности. Известные сейчас частицы не могут подвергаться дальнейшему делению. В физике высоких энергий, где используются процессы столкновения, материя может делиться многократно, но не на более мелкие части. Осколки оказываются частицами, созданными из энергии процесса столкновения. Субатомные частицы являются, таким образом, разрушимыми и неразрушимыми одновременно.

Теория процессов А. Янга серьезно претендует на роль будущей картины Вселенной. Его модель имеет четыре уровня, которые определяются ступенями свободы и ограниченности, и семь последовательных ступеней: свет, ядерные частицы, атомы, молекулы, растения, животные и люди. Янгу удалось открыть фундаментальный порядок вселенского процесса, который повторяется вновь и вновь на различных уровнях эволюции во Вселенной.

Виталистические теории

Витализм (от лат. vitalis – жизненный) – философское воззрение, согласно которому в организмах имеется особая жизненная сила (от лат. vis vitalis), которая собственно и определяет специфику, характер и структуру жизни. Витализм сформировался во Франции. Наиболее рельефно смысл витализма выразил Луи Дюма (1765–1813). До появления витализма жизненные процессы трактовались в основном с точки зрения механистических и физико-химических взглядов. Однако достижения биохимии и физической химии успешно противостояли витализму. В прошлом веке виталистические теории возродились в виде неовитализма. Этот термин впервые ввел в 1856 г. немецкий патолог П. Вирхов в своем стремлении отмежеваться от традиционных представлений витализма. Не отвергая мысль о том, что в мире есть причинность и царствует закон, неовитализм доказывает, что в жизни организмов проявляет себя особая сверхмеханистическая жизненная закономерность.

Неовитализм выступал против дарвиновского учения. Неожиданно в биологии воскресло понятие формы. Непосредственно этим понятием воспользовался неовитализм и, опираясь на него, пытался доказать свой тезис об «автономии органического» и автономии жизни. Один из видных представителей неовитализма Якоб фон Икскюль (1864–1944) – немецкий биолог, зоопсихолог, философствующий теолог. Он один из основоположников этологии – науки, изучающей поведение животных в естественных условиях. Он сделал важный вклад в решение проблемы взаимодействия биологического организма и среды. Икскюль считал, что материализм XIX в., утверждая, что вся действительность состоит исключительно из сил и материи, проглядел третий существенный фактор – форму. В «Теоретической биологии» он поставил этот фактор на надлежащее место, удерживаясь от психологических и метафизических ассоциаций. Он говорил с позиции чисто анатомии, как объективный естествоиспытатель. Согласно Икскюлю, даже у любого элементарного организма можно обнаружить определенную «сеть запоминаний» и определенную «сеть действия». На любой из них можно понять, как действуют различные функциональные сети. В этом проявляется сама суть жизни. Раздражители внешней среды, которые животное способно воспринимать в силу своей строительной схемы, составляют единственную действительность, существующую для него, и в силу этого физического барьера оно отгораживается от всех остальных цепей существования.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное и философское учение о творении мира и человека Богом.

Пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния Креационизма воз­ник­ли в про­цес­се раз­ви­тия кос­мо­го­нических ми­фов бла­го­да­ря тер­ми­но­ло­гической фик­са­ции от­ли­чия ак­та тво­ре­ния от других дей­ст­вий бо­же­ст­ва (био­ло­гического по­ро­ж­де­ния, ре­мес­лен­но­го из­го­тов­ле­ния, борь­бы и т. п.), вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве фак­то­ров кос­мо­го­нического про­цес­са. В ла­тент­ной фор­ме креа­цио­ни­ст­ские эле­мен­ты при­сут­ст­ву­ют уже в ар­ха­ических ми­фо­ло­ги­ях Древ­не­го Вос­то­ка (древнеегипетской, шу­мер­ской, ас­си­ро-ва­ви­лон­ской), од­на­ко наи­бо­лее яв­но тен­ден­ция к Креационизму про­яви­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии ев­ре­ев. Как свое­об­раз­ный тип он­то­ло­гии, Креационизм вы­ра­бо­тал­ся главным образом в рам­ках вет­хо­за­вет­ной и но­во­за­вет­ной тра­ди­ций, пер­во­на­чаль­но — в хо­де позд­не­ан­тич­ной ре­цеп­ции биб­лей­ско­го по­ве­ст­вова­ния (в осо­бен­но­сти в книге Бы­тие и в Еван­ге­лии от Ио­ан­на) о Со­тво­ре­нии ми­ра. Пред­став­ле­ния о тво­ре­нии бы­ли так­же свое­об­раз­но пе­ре­ра­бо­та­ны в ара­бо-му­сульманские тра­ди­ции, сфор­му­ли­ро­вав­шей свою вер­сию креа­цио­низ­ма.

Хри­сти­ан­ский Креационизм по­лу­чил раз­вёр­ну­тую фор­му­ли­ров­ку в пе­ри­од пат­ри­сти­ки — сна­ча­ла в рам­ках биб­лей­ской эк­зеге­зы, а за­тем в хо­де раз­ра­бот­ки основных прин­ци­пов хри­сти­ан­ско­го сис­те­ма­тического бо­го­сло­вия. По­ня­тий­ные сред­ст­ва для та­кой фор­му­ли­ров­ки бы­ли вы­ра­бо­та­ны на греческом языке в со­чи­не­ни­ях Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, Ори­ге­на и кап­па­до­кий­ских от­цов, на ла­ты­ни — пре­ж­де все­го в тво­ре­ни­ях блаженного Ав­гу­сти­на, ус­та­но­вив­ше­го в ка­че­ст­ве пер­вич­но­го он­то­ло­гические раз­ли­че­ния веч­но­го и не­из­ме­няе­мо­го Твор­ца и вре­мен­ной и из­мен­чи­вой тва­ри, а так­же в со­чи­не­ни­ях Ио­ан­на Ско­та Эриу­ге­ны, раз­ли­чав­ше­го та­кие ви­ды сущ­но­стей, как «тво­ря­щее и не­со­тво­рён­ное», «тво­ря­щее и со­тво­рён­ное», «не­тво­ря­щее и со­тво­рён­ное». По­ня­тие Креационизма на­шло от­ра­же­ние в Сим­во­лах ве­ры, со­дер­жа­щих оп­ре­де­ле­ние еди­но­го Бо­га как Твор­ца.

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния в ка­че­ст­ве уче­ния Креационизм про­ти­во­сто­ял как различным вер­си­ям не­оп­ла­то­нической тео­рии эма­на­ции, так и на­ту­ра­ли­стическим пред­став­ле­ни­ям о фор­мо­об­ра­зо­ва­нии и упо­ря­до­че­нии веч­но су­щей ма­те­рии (смотри Фор­ма и ма­те­рия). В хо­де дис­кус­сий во­круг по­ня­тия тво­ре­ния вы­яви­лось ло­гическое за­труд­не­ние — с од­ной сто­ро­ны, тво­ре­ние долж­но мыс­лить­ся как акт, с другой сто­ро­ны, его нель­зя оп­ре­де­лить как со­бы­тие во вре­ме­ни, — ко­то­рое по-раз­но­му ре­ша­лось различными фи­ло­со­фа­ми и бо­го­сло­ва­ми. Тер­ми­но­ло­гическое оформ­ле­ние Креационизм по­лу­чил в средневековой схо­ла­сти­ке. В «Сен­тен­ци­ях» Пет­ра Лом­бард­ско­го впер­вые бы­ло за­кре­п­ле­но стро­гое раз­ли­чие ме­ж­ду «creare» («из ни­че­го де­лать не­что») и «facere» («соз­да­вать из имею­ще­го­ся ма­те­риа­ла»). Опи­ра­ясь на не­го, Фо­ма Ак­вин­ский обос­но­вал от­ли­чие тво­ре­ния (creatio) от воз­ник­но­ве­ния (generatio) с по­мо­щью ари­сто­те­лев­ских по­ня­тий воз­мож­но­сти и дей­ст­ви­тель­но­сти. По мыс­ли Фо­мы, generatio — это осу­ще­ст­в­ле­ние на­лич­ной воз­мож­но­сти, creatio пред­став­ля­ет со­бой чис­тый акт, ко­то­ро­му ни­ка­кая воз­мож­ность не пред­ше­ст­ву­ет; по­это­му пер­вое мо­жет про­ис­хо­дить по­сте­пен­но, а вто­рое мыс­ли­мо толь­ко как не­де­ли­мое и аб­со­лют­но про­стое.

Раз­ли­че­ние тво­ре­ния и воз­ник­но­ве­ния сыг­ра­ло клю­че­вую роль в тео­ло­гических и фи­лософских дис­кус­си­ях о про­ис­хо­ж­де­нии ду­ши: в про­ти­во­по­лож­ность тра­ду­цио­низ­му, со­глас­но ко­то­ро­му ду­ша вме­сте с те­лом пе­ре­да­ёт­ся че­ло­ве­ку от ро­ди­те­лей, Креационизм ут­вер­жда­ет, что она со­тво­ря­ет­ся Бо­гом и со­еди­ня­ет­ся с те­лом мла­ден­ца.

В ра­цио­на­ли­стической фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни Креационизм стал по­сте­пен­но при­ни­мать всё бо­лее ог­ра­ни­чен­ные фор­мы, от кон­цеп­ции Р. Де­кар­та о веч­ном тво­ре­нии до различных вер­сий де­из­ма.

Креационизм в био­ло­гии. Кон­цеп­ция по­сто­ян­ст­ва ви­дов, рас­смат­ри­ваю­щая мно­го­об­ра­зие ор­га­нического ми­ра как ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния. Сфор­ми­ро­ва­лась в конце XVIII — начале XIX веков в свя­зи с пе­ре­хо­дом к сис­те­ма­тическому изу­че­нию мор­фо­ло­гии, фи­зио­ло­гии, ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов, по­сте­пен­но вы­тес­нив­ше­му пред­став­ле­ния транс­фор­миз­ма о вне­зап­ных пре­вра­ще­ни­ях ви­дов и воз­ник­но­ве­нии ор­га­низ­мов в ре­зуль­та­те слу­чай­но­го со­че­та­ния отдельных ор­га­нов (Эм­пе­докл, Лук­ре­ций, Аль­берт Ве­ли­кий и др.). Сто­рон­ни­ки идеи по­сто­ян­ст­ва ви­дов (П.С. Пал­лас) до­ка­зы­ва­ли, что ви­ды ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют, что они дис­крет­ны и ус­той­чи­вы, а диа­па­зон их из­мен­чи­во­сти име­ет стро­гие пре­де­лы. К. Лин­ней ут­вер­ждал, что ви­дов столь­ко, сколь­ко их бы­ло соз­да­но во вре­мя тво­ре­ния ми­ра. Сме­ну флор и фа­ун в па­лео­нто­ло­гич. ле­то­пи­си Ж. Кю­вье объ­яс­нял тео­ри­ей ка­та­ст­роф, ко­то­рая в тру­дах его по­сле­до­ва­те­лей (Ж.Л.Р. Агас­си­са, А. Д’Орбиньи и др.) при­ве­ла к по­сту­ли­ро­ва­нию де­сят­ков пе­рио­дов пол­но­го об­нов­ле­ния ор­га­нического ми­ра Зем­ли. Мно­го­крат­ные ак­ты тво­ре­ния отдельных ви­дов при­зна­вал Ч. Лай­ель. Бла­го­да­ря ши­ро­ко­му и бы­ст­ро­му при­зна­нию идеи эво­лю­ции под влия­ни­ем дар­ви­низ­ма, чис­ло при­вер­жен­цев Креационизма в био­ло­гии уже в середине 1860-х годов силь­но со­кра­ти­лось, од­на­ко идеи Креационизма ак­тив­но об­су­ж­да­лись в фи­лософских и ре­лигиозных док­три­нах. Не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­еди­нить идею эво­лю­ции с пред­став­ле­ни­ем о Бо­ге как её из­на­чаль­ной при­чи­не и ко­неч­ной це­ли (Н.Я. Да­ни­лев­ский, П. Тей­яр де Шар­ден и др.). На­чи­ная с 1960-х годов в США, а за­тем в Западной Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние «на­учного креа­цио­низ­ма», воз­ник­ли мно­го­численные об­ще­ст­ва и ака­де­мии, от­стаи­вав­шие те­зис, что ес­те­ст­во­зна­ние пол­но­стью под­твер­жда­ет дос­то­вер­ность биб­лей­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния о со­тво­ре­нии Все­лен­ной и че­ло­ве­ка, а тео­рия эво­лю­ции — лишь од­но из воз­мож­ных объ­яс­не­ний раз­ви­тия ор­га­нического ми­ра. Боль­шин­ст­во био­ло­гов, ис­хо­дя из ре­аль­но­сти эво­лю­ции в це­лом и ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в ча­ст­но­сти, от­вер­га­ют «тео­рию ра­зум­но­го тво­ре­ния» и счи­та­ют, что до­ка­за­тель­ст­ва «на­учного креа­цио­низ­ма» стро­ят­ся на не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии современной тео­рии эво­лю­ции.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *