Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 19» г. Кандалакша

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: «Лирика в поэзии и музыке»

Учитель музыки

I квалификационной

категории

Нестеренко Жанета

Петровна

Кандалакша

Мурманская область

2011 год

Открытый урок

Лирика в поэзии и музыке

Тема: Лирика в поэзии и музыке.

Цель – формирование у учащихся эмоционального отношения к музыкальному образу.

Задачи:

1) образовательные:

– проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, полученных и сформированных на предыдущих уроках;

– обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание урока;

2) воспитательные:

– прививать любовь к классической музыке;

– развивать чувство причастности к родной природе;

3) задачи развития учащихся:

– учить слушать и понимать музыку, ценить её красоту;

– учить импровизации;

– содействовать формированию навыков музыкального слуха;

– развивать чувство ритма, творческое воображение;

– развивать мелкую моторику.

Ход урока

Звучит «Элегия» С. Рахманинова. Учащиеся заходят в класс.

Ребята, поприветствуем друг друга и гостей нараспев, с помощью «канона» (мальчики начинают, девочки продолжают). Голос не напрягаем, поём легко, изящно. (Пропевание.)

Тема нашего сегодняшнего урока – лирика в поэзии и музыке. Обратимся к словарю: лирика – от греческого lyrikos – «поющий», «чувствительный»; а поэзия (тоже слово греческого происхождения) – это стихотворная, ритмически построенная речь.

Музыка! Так что же это такое? – Это огромный волшебный мир. Мир звуков. На первый взгляд, может, и непонятный… Но вслушайтесь внимательно – и вы услышите то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… А может, сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнышка?

Да, музыка – это целый мир, в котором соседствуют природа и мы с вами.

Звучит «Элегия» С. Рахманинова. На музыкальном фоне:

Тихо-тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

В разноцветной, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речной пеной,

Чутко дремлют лес и луг,

Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой.

Красивая музыка Сергея Рахманинова, замечательные стихи Константина Ибряева. Здесь и лирика в поэзии, и лирика в музыке!

В поэзии – всё многообразие музыки: музыка природы, музыка времён года, песни грустные и весёлые… Музыка живёт и в лирических произведениях. Она несёт надежду и спасение, возвеличивает любовь… В музыке выражено божественное начало, и силу его люди признавали всегда.

Талантливо написанная музыка часто становится новым открытием, и тогда, например, какое-нибудь известное стихотворение продолжает жить собственной жизнью так же, как и его музыкальный «двойник».

Удивителен в этом смысле небольшой музыкальный сюжет о зимнем вечере. Давайте послушаем музыкальный фрагмент из известного альбома «Времена года». Композиция называется «У камелька». Эта музыка несёт ощущение тепла, уюта пушкинского кабинета в Михайловском. Мы словно слышим тихий, неспешный разговор поэта и няни Арины Родионовны. («У камелька»)

А за окном – «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». Вы наверняка помните, из какого стихотворения эти строки. Какому автору они принадлежат? (А. С Пушкин. «Зимний вечер».)

Стихи Пушкина очень музыкальны. Каждая строчка звучит какой-то своей особой, удивительно прекрасной мелодией.

Вопросы:

— Ребята, а вы знаете, кто написал музыку к стихотворению «Зимний вечер»? (Михаил Яковлев – друг Пушкина, с которым вместе учился в лицее.)

— А к какому жанру относится это музыкальное произведение? (Романс.)

— Что же такое романс? (Романс – это сольная песня с музыкальным сопровождением.)

— А как вы думаете, к какой группе произведений относится этот романс? Музыка вокальная или инструментальная? (Вокальная.)

Яковлева «Зимний вечер»: работа по вокалу (исполнение детей).

По вокалу это сложное и в то же время очень тонкое произведение. Постарайтесь почувствовать выразительность мелодии и сопровождения.

А как прелестен танец снежинок из удивительно прекрасного балета-сказки «Щелкунчик»! Кто-нибудь из вас знает, как точно называется этот танец? – «Вальс снежных хлопьев».

Движение чистоты, хрупкости, трепетности… Вслушиваясь в зимнюю мелодию, счастливо и тревожно замирает сердце.

Слушаем фрагмент.

Давайте попробуем украсить эту волшебную мелодию музыкальным треугольником и валдайскими колокольчиками – негромкими, переливающимся, прозрачными звуками, и через пластику рук оживить зимнюю фантазию танцем жестов.

Пластический этюд «Зимняя фантазия»: игра духовых музыкальных инструментах.

Показ иллюстраций с изображением зимнего пейзажа.

Мы видим заснеженный лес, угадываем начало бури. Вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе. Ветер дует всё сильнее и сильнее. И вот уже всё кругом занесено белым пушистым снегом. Утихла вьюга. Деревья стоят, словно зачарованные, в кружевном снежном уборе на фоне чистого, голубого неба.

Попробуем исполнить основную вокальную мелодию зимнего вальса под звуки металлофона. Приспосабливаем свой голос к звучанию пластин.

Распевка.

Уснули сосны. И снятся им прощальные танцы зимнего бала. Давайте заглянем в сон этих сосен, ставший уже весенним. Песня композитора Виктора Калинникова под названием «Сосны» принадлежит к числу классических произведений.

Исполнение.

Далее – работа над песней Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» (слова А. Коваленкова). Отрабатываем темп и динамику куплетов.

Динамика – «сила», громкость звучания; темп – «время», скорость исполнения музыкального произведения.

Итак, 1-й куплет (медведь неторопливо идёт по зимнему лесу) поётся спокойно. 2-й куплет (лисица поднимает панику) начинается более подвижно, динамика звучания усиливается. А 3-й куплет – снова спокойно. Такой разбор композиции помогает нам выразительнее исполнить каждый куплет этой сюжетной детской песни.

Поют ребята.

А теперь попробуем озвучить текст и с помощью оркестровой импровизации.

Пение под духовой оркестр и сольная партия (девочка).

Таким образом, в лирических произведениях, будь то стихи или музыка, передаются чувства, настроения, мысли автора произведения. На нашем занятии мы смогли проследить за тем, как из звуков окружающего мира рождаются музыкальные, как они всё больше и больше приобретают власть над литературой, срастаются с ней, делаясь её частью, – подобно стихотворению, которое становится в песне, романсе и т. д. частью музыки.

Домашнее задание.

Пожалуйста, постарайтесь дома заполнить таблицу. В ней нужно отразить, какие чувства и настроения передаются классическими музыкальными произведениями (это могут быть романсы, пьесы, песни, в том числе те, что звучали сегодня на уроке).

Назовём таблицу так: «Копилка чувств».

Генри Оливера Уокер «S 1896 лирики в Библиотеке Конгресса » сек Томас Джефферсон Строительство

Лирическая поэзия — это формальный тип поэзии, который выражает личные эмоции или чувства, обычно произносимый от первого лица. Это не эквивалент текстов песен , хотя они часто находятся в лирическом режиме. Этот термин происходит от формы древнегреческой литературы , лирики , которая определялась музыкальным сопровождением, обычно на струнном инструменте, известном как лира . Этот термин обязан своим значением в теории литературы разделению, разработанному Аристотелем на три широкие категории поэзии: лирическую, драматическую и эпическую .

Метры

Многие лирические стихи зависят от регулярного размера, основанного либо на количестве слогов, либо на ударении. Наиболее распространены следующие счетчики:

  • Ямбический — два слога , с коротким или безударным слогом, за которым следует длинный или ударный слог.
  • Хрохаический — два слога, из которых за длинным или ударным слогом следует короткий или безударный слог. В английском языке этот метр почти полностью встречается в лирической поэзии.
  • Пиррова — два безударных слога
  • Анапестический — три слога, первые два из которых короткие или безударные, а последний длинный или ударный.
  • Дактилический — три слога, первый из которых длинный или ударный, а два других коротких или безударных.
  • Спондаический — два слога, с двумя последовательными длинными или ударными слогами.

Некоторые формы имеют комбинацию метров, часто с использованием другого метра для припева .

История

Античность

Алкей и Сафо изображены на аттическом краснофигурном калате ок.  470 г. до н.э.

Греция

Основная статья: греческая лирика

Для древних греков , лирическая поэзия имела точный технический смысл: стих , который сопровождался лира , кифарой или barbitos . Поскольку такие произведения обычно исполнялись, они также назывались мелочной поэзией. Лирический или melic поэт отличались от автора пьес (хотя афинская драма включала хоровые оды, в лирической форме), автор хореи и ямбические стихи (которые читались), автор элегого ( в сопровождении флейты, а не лира) и писатель эпоса. Ученые эллинистической Александрии создали канон из девяти лирических поэтов, заслуживающих особого критического изучения. Среди этих архаичных и классических музыкантов-поэтов были Сафо , Алкей , Анакреон и Пиндар . Архаичная лирика характеризовалась строфической композицией и живым музыкальным исполнением. Некоторые поэты, такие как Пиндар, расширили метрические формы в одах до триады, включая строфу , антистрофу (метрически идентичную строфе) и эпод (форма которой не соответствует форме строфы).

Рим

Среди основных сохранившихся римских поэтов классического периода только Катулл (N ° 11, 17, 30, 34, 51, 61) и Гораций ( Оды ) писали лирические стихи, которые, по мнению некоторых комментаторов, больше не предназначались для быть спетым, но вместо этого читать или декламировать. Остались только формы, лирические метры греков, адаптированные к латыни. Катулл находился под влиянием как архаических, так и эллинистических греческих стихов и принадлежал к группе римских поэтов, называемых Neoteroi («Новые поэты»), которые отвергали эпическую поэзию вслед за Каллимахом . Вместо этого они сочиняли короткие отточенные стихи в различных тематических и метрических жанрах. Римские любовные элегии Тибулла , Проперция и Овидия ( Amores , Heroides ), с их личными формулировками и чувствами, могут быть тематическим предшественником значительной части лирической поэзии средневековья, ренессанса, романтизма и современной, но эти произведения были составлены в элегических куплетах. так что не было лирики в древнем смысле этого слова.

Китай

Основная статья: Классическая китайская поэзия

Во время Китая «s периода Воюющего , то Песни Чу собраны Цюй Юань и Сун Юй определила новую форму поэзии , которые пришли из экзотической долины Янцзы , недалеко от Вой и Хуанхэ родины традиционных стихов четыре-символов , собранных в Книга песен . Различные формы нового Chu ci обеспечивали больше ритма и большую свободу выражения.

Средневековый стих

Газель , возникшая в персидском языке X века , представляет собой поэтическую форму, состоящую из куплетов, которые объединяют рифму и припев . Формально он состоит из короткой лирики, составленной в один метр с единственной рифмой. Центральная тема — любовь. Среди известных авторов — Хафиз , Амир Хусро , Аухади из Мараге , Алишер Навои , Обейд и закани , Хакани Ширвани , Анвари , Фарид ад-Дин Аттар , Омар Хайям и Рудаки . Газель была введена в европейскую поэзию в начале 19 — го века немцев Schlegel , фон Хаммер-Purgstall и Гете , который назвал Хафиз его «близнецом».

Лирика в европейской литературе средневековья или эпохи Возрождения означает стихотворение, написанное таким образом, чтобы его можно было переложить на музыку — независимо от того, было это на самом деле или нет. Конкретная структура, функция или тема стихотворения могут различаться. Лирическая поэзия Европы этого периода была создана пионерами придворной поэзии и куртуазной любви, в значительной степени без ссылки на классическое прошлое. В Трубадурах , путешествия композиторов и исполнитель песен, начали процветать в конце 11 — го века и часто подражали в последующих веках. Труверы были поэтами -композиторами, которые были примерно современниками трубадуров и находились под их влиянием, но сочиняли свои произведения на северных диалектах Франции . Первый известный труверы был Кретьен де Труа ( фл. 1160-80s). Доминирующей формой немецкой лирической поэзии того периода был миннесанг , «любовная лирика, основанная в основном на фиктивных отношениях между рыцарем и его знатной дамой». Первоначально имитируя лирику французских трубадуров и труберов, миннесанг вскоре установил особую традицию. Был также большой массив средневековой галицко-португальской лирики . Еврейские певцы-поэты средневековья включали Иегуду Галеви , Соломона ибн Габирола и Авраама ибн Эзру .

В Италии Петрарка разработал сонетную форму, впервые предложенную Джакомо да Лентини и » Вита Нуова» Данте . В 1327 году, по словам поэта, вид женщины по имени Лаура в церкви Сент-Клер д’Авиньон пробудил в нем непреходящую страсть, воспеваемую в Rime sparse («Рассеянные рифмы»). Позднее поэты эпохи Возрождения, копировавшие стиль Петрарки, назвали этот сборник из 366 стихотворений Il Canzoniere («Песенник»). «Лаура» во многих отношениях является кульминацией средневековой куртуазной любовной поэзии и началом любовной лирики эпохи Возрождения.

Бхаджан или киртанен является индуистской преданной песней . Бхаджаны часто представляют собой простые песни на лирическом языке, выражающие эмоции любви к Богу . Известные авторы включают Кабира , Сурдаса и Тулсидаса .

Китайская поэзия саньцюй была китайским поэтическим жанром, популярным с династии Цзинь XII века до начала эпохи Мин . Драматурги начала XIV века, такие как Ма Чжиюань и Гуань Ханьцин, были известными писателями Саньцюань. Вопреки обычной традиции использования классического китайского , эта поэзия была написана на народном языке.

16-ый век

В Британии 16-го века Томас Кэмпион писал лютневые песни, а сэр Филип Сидни , Эдмунд Спенсер и Уильям Шекспир популяризировали сонет .

Во Франции плеяда -включая Ронсар , Дю Белле и Баиф -aimed порвать с более ранними традициями французской поэзии, в частности , Маро и Великие риторики -И начал имитирующие классическую греческую и римские формы , такие как оды . Любимые поэты школы — Пиндар , Анакреон , Алкей , Гораций и Овидий . Они также получают Petrarchan циклов сонета .

Испанская религиозная поэзия адаптировала текст для религиозных целей. Известными примерами были Тереза ​​Авила , Иоанн Креста , Сор Хуана Инес де ла Крус , Гарсиласо де ла Вега и Лопе де Вега . Хотя Луис де Камоэнс более известен своим эпосом » Os Lusíadas» , он также считается величайшим португальским лирическим поэтом того времени.

В Японии нага-ута («длинная песня») было популярным в то время лирическим стихотворением. В нем чередовались пятисложные и семисложные строки и заканчивались дополнительной семисложной строкой.

17ый век

Лирическая поэзия была доминирующей формой английской поэзии 17-го века от Джона Донна до Эндрю Марвелла . Стихи этого периода были короткими. Редко повествовательные, они имели тенденцию к интенсивному выражению. Среди других известных поэтов той эпохи — Бен Джонсон , Роберт Херрик , Джордж Герберт , Афра Бен , Томас Кэрью , Джон Саклинг , Ричард Лавлейс , Джон Милтон , Ричард Крэшоу и Генри Воган . Немецкий лирический поэт того времени — Мартин Опиц ; в Японии это была эпоха известного автора хайку Мацуо Башо .

18-ый век

В 18 веке лирическая поэзия пришла в упадок в Англии и Франции. Атмосфера литературной дискуссии в английских кофейнях и французских салонах не соответствовала лирической поэзии. Исключения составляют тексты Роберта Бернса , Уильяма Каупера , Томаса Грея и Оливера Голдсмита . Немецкие лирические поэты того периода включают Иоганна Вольфганга фон Гете , Новалиса , Фридриха Шиллера и Иоганна Генриха Фоса . Кобаяси Исса был японским поэтом-лириком в этот период. В » Энциклопедии» Дидро Луи шевалье де Жокур описал лирическую поэзию того времени как «тип поэзии, полностью посвященной сантиментам; это ее сущность, ее основной объект».

19-го века

Портрет Уильяма Вордсворта Бенджамина Хейдона 1842 г.

В Европе лирика стала основной поэтической формой XIX века и стала синонимом поэзии. Романтическая лирическая поэзия состоит из рассказов от первого лица о мыслях и чувствах в определенный момент; чувства были крайними, но личными.

Традиционный сонет был возрожден в Великобритании, и Уильям Вордсворт написал больше сонетов, чем любой другой британский поэт. Другие важные романтические лирики того периода включают Сэмюэля Тейлора Кольриджа , Джона Китса , Перси Биши Шелли и лорда Байрона . Позже в этом веке викторианская лирика была более лингвистически застенчивой и оборонительной, чем романтические формы. Такие викторианские лирические поэты включают Альфреда Лорда Теннисона и Кристину Россетти .

Лирическая поэзия была популярна среди немецкой читающей публики в период с 1830 по 1890 год, о чем свидетельствует количество поэтических антологий, опубликованных в этот период. По словам Георга Лукача , стихи Йозефа фон Эйхендорфа являются примером возрождения традиций народных песен в Германии в романтическом стиле, инициированного Гете , Гердером , Арнимом и » Des Knaben Wunderhorn» Брентано .

Во Франции также произошло возрождение лирического голоса в 19 веке. В этот период лирика стала доминирующей формой французской поэзии. Для Вальтера Беньямина , Шарль Бодлер был последним примером лирической поэзии «успешным в массовом масштабе» в Европе.

В России , Александр Пушкин на пример роста лирической поэзии во время 18 — го и начала 19 — го века. Шведские «фосфористы» испытали влияние романтического движения, и их главный поэт Пер Даниэль Амадей Аттербом написал много лирических стихов. Итальянские лирические поэты того периода включают Уго Фосколо , Джакомо Леопарди , Джованни Пасколи и Габриэле Д’Аннунцио . Среди испанских лирических поэтов Густаво Адольфо Беккер , Розалия де Кастро и Хосе де Эспронседа . Японские лирические поэты включают Танеда Сантока , Масаока Сики и Исикава Такубоку .

20 век

Дополнительная информация: лирическая поэзия 20-го века.

В первые годы 20 века рифмованная лирическая поэзия, обычно выражавшая чувства поэта, была доминирующей поэтической формой в Соединенных Штатах, Европе и британских колониях . Английские грузинские поэты и их современники, такие как А.Е. Хаусман , Вальтер де ла Маре и Эдмунд Бланден, использовали лирическую форму. Бенгальский поэт Рабиндранат Тагор получил похвалу от Уильяма Батлера Йейтса за его лирические стихи; Йейтс сравнил его с поэтами-трубадурами, когда они встретились в 1912 году.

Однако актуальность и приемлемость лирики в современную эпоху была поставлена ​​под сомнение поэтами- модернистами, такими как Эзра Паунд , Т.С. Элиот , HD и Уильям Карлос Уильямс , которые отвергли английскую лирическую форму XIX века, считая, что она слишком полагался на мелодичный язык, а не на сложность мысли. После Второй мировой войны американская новая критика вернулась к лирике, отстаивая поэзию, в которой традиционно использовались рифма, размер и строфы, и которая была скромно личной в лирической традиции. Лирическая поэзия, посвященная отношениям, сексу и семейной жизни, стала новым мейнстримом американской поэзии в конце 20-го века после конфессиональных поэтов 1950-х и 60-х годов, таких как Сильвия Плат и Энн Секстон .

21-го века

С развитием Интернет-коммуникационных технологий поэзия стала популярной в различных онлайн-СМИ, особенно в подкастах . Кевин Янг, редактор стихов The New Yorker , отметил, что «подкасты соединяют поэзию с живым существом».

дальнейшее чтение

В Wikisource есть текст статьи Британской энциклопедии 1911 года » Лирическая поэзия» .
  • Вильгельм, Джеймс Дж. (Редактор), Lyrics of the Medium Ages: антология , Нью-Йорк: Garland Pub., 1990.

ISBN «Текст песни панджаби» 0-8240-7049-6

25 октября 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы.

Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Отличительные особенности лирической поэзии

В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.

Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.

Даже исторические события поэт-лирик описывает как фрагмент собственной жизни. Страшные картины материнской скорби в поэме Ахматовой «Реквием» приближают к нам эпоху сталинских репрессий, а стихи Цветаевой о муже, офицере царской армии, заставляют живо почувствовать трагедию расколовшейся на два стана России.

Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.

Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.

Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.

Из истории лирики

  1. Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.
  2. В средневековье колоссальную роль в развитии жанров (что это?) сыграла лирика трубадуров и миннезингеров (французских, итальянских и немецких поэтов, перенесших в свои художественные произведения рыцарский культ Прекрасной Дамы).

    В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.

    Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.

  3. В эпоху Возрождения особую популярность получил жанр сонета, превращённый Петраркой в образец любовного лирического стихотворения. «Сонеты к Лауре» — классика мирового лирического наследия. Под пером Данте Алигьери, автора «Божественной комедии», родился образ Беатриче, любовь к которой рассматривалась поэтом в философском и религиозном ключе.

    Сонетная лирика Шекспира явила собой новый тип лирического поведения. Любовное чувство стало в его произведениях более раскованным, многообразным. Английский сонет стали называть «шекспировским», а итальянский – петрарковским.

  4. В эпоху Просвещения лирика, как и другие роды литературы, поступила на службу обществу и государству. В отдельный вид выделилась гражданская лирика, представленная одой, мадригалом, стихотворением, написанным по случаю. В России яркие примеры подобных произведений дали М. Ломоносов, В. Капнист, А. Сумароков, Г. Державин.
  5. С расцветом романтизма в XIX столетии популярным стал такой лирический жанры, как баллада. Обобщая эпические и лирические черты (сюжетность, эмоциональность, обращение к истории при наличии индивидуального восприятия событий героем), баллада расширила границы поэтического языка.В Германии блестящие образцы жанра дали Гёте и Шиллер, в Великобритании – Байрон, Саути и Шелли. В России главным «балладником» считался В. А. Жуковский. В юности отдали дань уважения жанру А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
  6. В конце ХIX столетия настало время социальных, философских и психологических романов. Сложилась тенденция снисходительного отношения к любовной и пейзажной лирике. На первый план снова выступила гражданская поэзия, лучшие образцы которой даёт нам знакомство с социальной, философской и любовной лирикой Н. А. Некрасова.
  7. У истоков ХХ века лирика пошла дорогами модернизма, породив культуру «серебряного века». Затем политические катаклизмы потребовали более простых и насущных форм выражения мысли.
  8. Великая Отечественная война вызвала к жизни такое явление, как фронтовая поэзия.
  9. Поколение послевоенных поэтов разделилось на два «лагеря»: одни (Н. Рубцов, А. Передреев, В. Соколов, Ю. Кузнецов), стали творить «тихую» лирику, другие (Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Р. Рождественский) вышли на площади и стадионы, чтобы заявить о себе и своём времени во весь голос.
  10. В настоящий момент лирическая поэзия становится всё более камерной и синтетичной. Она легко взаимодействует с другими видами искусства и современными технологиями.

Виды и жанры лирики

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  1. философская;
  2. религиозная;
  3. гражданская;
  4. любовная;
  5. о природе.

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  1. стихотворение;
  2. сонет;
  3. ода;
  4. баллада;
  5. эпиграмма;
  6. эпитафия;
  7. посвящение.

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Примеры лирических произведений

В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.

Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».

Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.

Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Ссылки по схеме анализа стихотворения: otvet.mail.ru›

Вопросы к анализу стихотворения

Тема стихотворения:

пейзаж;

общественно-политическая;

любовная/интимная;

философская.

Сюжет:

есть сюжет: образы событий (…каких именно…);

без сюжета: образы чувств (…).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер:

_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;

‘_ _ _ дактиль;

_ _’ _ амфибрахий;

_ _ _’ анапест.

Рифма:

аабб – парная;

абаб – перекрестная;

абба – кольцевая.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет – художественное определение;

сравнение;

аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

ирония – скрытая насмешка;

гипербола – художественное преувеличение;

литота – художественное преуменьшение;

олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» – отсутствуют;

паралеллизм.

Стилистические фигуры:

повторы/рефрен;

риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация – например: светлый – бледный – едва заметный;

инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

аллитерация – повторение одинаковых согласных;

ассонанс – повторение гласных;

анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское «Я».

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Как делать анализ стихотворения

Для начала следует сказать пару слов о самом авторе. Если вы хорошо знаете его биографию, пишете, что типично для этого поэта в его стихах, какое направление лирики доминирует в его поэзии и т д. и т. п. В общих словах о личности поэта.

Дальше о самом стихотворении. Приводите примеры похожих стихотворений. Раскрываете тему стихотворения (с какой целью написано, о чем). Далее идут менее весомые вещи: предположения или факты о том, что повлияло на автора при написании стиха, какие эмоции и ассоциации вызывает это стихотворение.

Важно помнить, что стихотворение это зеркало души поэта, попытайтесь понять какие эмоции переживал автор в момент написания, что он чувствовал, и запишите это в свой анализ.

После основной части анализа, его можно дополнить теоретическими сведениями, например, каким размером написано стихотворение (хорей, ямб, дактиль и проч.), какими средствами выразительности богато творение (тропы, стилистические фигуры), как называется такая форма стиха и т. п.

В завершении нужно сказать в целом о лирике поэта, пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение, ваш стиль жизни.

Схема анализа стихотворения

Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихо­творения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.

Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М. И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл (так, хорей баллады В. А. Жуковского «Мщение» передает зловещий топот лошадиных копыт), в другом метр является формальным элементом, безучастным к сокровенным смыслам художественного текста, в одном стихотворении разворачивается новеллистический сюжет (цикл стихотворений Н. А. Некрасова «На улице»), в другом — лирический сюжет свернут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения (А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»). Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха. Так, важнейшая художественная задача А. С. Пушкина в элегии «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…» — передача тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает от невольных ревнивых подозрений, почти не выраженных в слове: об этой душевной муке можно лишь догадаться по лавине точек, которые обрывают стихотворение:

Никто ее любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна… ты плачешь…

………………………………………………….. я спокоен;

Но если………………………………………………………..

В апокалипсической зарисовке Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» наиболее существенным оказывается философская мысль, которая утверждает существование Бога и трагическую для человека невозможность его познать:

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Стихотворение А. А. Блока «В углу дивана», прежде всего, завораживает своеобразной мелодией стиха, которая создается не только размером, но и своеобразным синтаксическим членением стиха.

Но в камине дозвенели Угольки.

За окошком догорели Огоньки.

И на вьюжном море тонут Корабли.

И над южным морем стонут Журавли.

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нем можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.

1. Историко-биографический материал

Глубокое понимание стихотворения порой требует знания даты его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания художественного текста. Так, при анализе «Эле­гии» (1874) Н. А. Некрасова важно помнить, что в стихотворении поэт спорит с известным филологом О. Ф. Миллером, который, читая лекцию о нем, заявил, что Некрасов повторяется, постоянно обращаясь к одной и той же теме народных страданий. Важным представляется и некрасовская оценка собственного стихотворения, прозвучавшая в письме к А. Н. Еракову: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то и посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Биографический контекст поможет понять и полемическую заостренность «Элегии», и ее программный характер. Однако подобного рода сведения о стихотворении часто отсутствуют или не имеют принципиального значения для анализа текста. В этом случае историко-биографический комментарий не является обязательным.

2. Место стихотворения в творчестве поэта

При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А. С. Пушкиным в 1821 г. послание «В. Л. Давыдову» отражает бунтарский на­строй поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения:

Народы тишины хотят,

И долго их ярем не треснет.

Ужель надежды луч исчез?

Но нет! — мы счастьем насладимся,

Кровавой чаши причастимся —

И я скажу: Христос воскрес.

Однако это стихотворение начала южной ссылки не является характерным для творчества поэта в целом, в отличие от других произведений на созвучные темы («Пир Петра Первого», «Из Пиндемонти» и др.). При определении места стихотворения в твор­честве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

3. Ведущая тема

Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф. И. Тютчев «Последний катаклизм», И. А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е. А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М. И. Цветаева «Роландов Рог»). Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, т.е. может служить отправной точкой анализа произведения. К примеру, отнесение стихотворения И. А. Бунина «Вечер» к философской лирике представляется бесспорным. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».

Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения. Мотив изгнанничества, характерный для лирики М. Ю. Лермонтова, дает о себе знать в конкретном лексическом выражении в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…»: «изгнанник», «гонимый миром странник». Тот же мотив присутствует в стихотворении «Тучи» и также находит в нем словесное выражение: «Мчитесь вы, будто как

я же, изгнанники». Выявление мотива помогает понять подтекст произведения. Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества, встречи, пути и др. Для обозначения ведущего мотива в одном или во многих произведениях используется понятие «лейтмотив». Например, тоска одиночества является лейтмотивом ранней лирики В. В. Маяковского. В стихотворении «Несколько слов о себе самом» поэт создает трагический образ, который мог бы стать эпиграфом к значительной части его лирики: «Я одинок, как последний глаз / У идущего к слепым чело­века!»

4. Лирический сюжет

Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоцио­нальное состояние героя.

Наличие в стихотворении развернутого сюжета переводит произведение в лироэпический жанр. Сюжет лирического произведения может быть ослаблен, как в стихотворении А. А. Фета:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший —

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

Искусство анализа стихотворения заключается, в частности, в деликатном прикосновении к лирическому сюжету, в умении подобрать слова, способные передать события, вызвавшие к жизни конкретный сюжет. Убеждая в невозможности напрямую передать содержание стихотворения Фета, А. А. Потебня проводит эксперимент — пересказывает его сюжет: «Вот что-то пылит по дороге, и не разберешь, едет ли кто или идет. А теперь видно… Хорошо бы, если бы заехал такой-то!» Точность соблюдена, но суть сти­хотворения таким пересказом полностью уничтожается. В. Г. Белинский остроумно сравнил пересказ лирического стихотворения с бабочкой, с крыльев которой сняли пыльцу.

5. Проблемы

Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на «вечные» философские проблемы. Для художественной литературы характерно выведение проблемы в подтекст произведения, как это делает, например, Г. Р. Державин в завещательном стихотворении:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Более редким является прямая формулировка проблемы в художественном тексте:

С горы скатившись, камень лег в долине. Как

он упал? никто не знает ныне — Сорвался ль

он с вершины сам собой, Или низринут волею

чужой! Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

(Ф. И. Тютчев)

Однако и такая постановка вопроса нуждается в читательском осмыслении, ведь речь идет об основополагающей философской проблеме: существует ли сверхразум, высшая воля Бога, определяющее все, даже падение камня, или миром правит стихия случая, а человек «покинут на самого себя»? Тютчев оставляет вопрос без ответа, что создает колоссальное драматическое напряжение стиха. Искусство анализа проблематики стихотворения заключается в умении видеть и формулировать проблему, организующую поэтическую мысль.

6. Композиция

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесенность всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Приведем стихотворение В. Хлебникова:

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

Этот своеобразный поэтический реквием всему прекрасному, но обреченному на гибель нельзя членить на части, поскольку стихотворение равно одному предложению, которое вмещается в единственный катрен, а мысль, выраженная в нем, предельно спрессована.

В отличие от философской миниатюры Хлебникова стихотворение И. А. Бунина позволяет вычленить композиционные части.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

Принцип композиционного членения подскажут строфы. В первом катрене разворачивается тема признания любви к жизни через утверждение красоты природы. Однако эта тема почти без смыслового перехода трансформируется в трагическую тему неизбежного ухода из жизни и преобразуется в философский мотив пути, судьбы, счастья и страдания. Второй катрен развивает темы словно бы с остановкой, с паузой, в которой сосредоточены не высказанные героем горькие раздумья о страданиях, выпавших ему на долю, иначе нельзя объяснить начало первой строки: «И забуду я всё…» Герою есть о чем забывать, однако приговор жизни не произносится, ибо человеку даровано счастье узнать «полевые пути меж колосьев и трав», почувствовать красоту вселенной. Последние две строки позволяют читателю вместе с лирическом героем пережить высокий миг благодарности, «сладостных слез» за дар жизни, в которой есть скорби, но есть и гармония, явленная человеку в природе.

7. Лирический герой

Содержание и границы понятия «лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к постижению образа поэта. Характер героя эпического или драматического произведения раскрывается через его действия и поступки, через отно­шения с другими персонажами. Психологизм лирики сопряжен с характером лирического героя, который обнаруживается через внутреннее эмоциональное состояние, особенности картины мира, воссозданной его глазами часто в форме исповеди, лирического дневника. В итоге читателю явлена непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый голос поэта. Так, лирический герой поэзии Н. А. Некрасова предъявляет высокие требования как к миру, так и к самому себе. Это человек с раненым сердцем, тонко чувствующий чужую боль и свою вину, способный заражать силой своей страсти. Лирическое «я» порождает интонацию скорби или гнева, упрека или самообличения, мольбы или жесткого требования, ему чуждо бесстрастное созерцание, философское спокойствие при столкновении с различными проявлениями зла. Герой Некрасова, от лица которого ведется повествование, не стремится уйти от над­рывающих душу картин мрачной повседневности, он страстно желает достижения идеала справедливости и гармонии.

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать поэтическим «двойником» автора. В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Характерным примером может служить фрагмент стихотворения А. А. Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Иногда в стихотворении мир предстает сквозь призму вымышленного «я». В этом случае следует говорить не о лирическом герое, а о лирическом субъекте, который порожден авторской фантазией и является способом раскрытия чужого сознания. Таковы многие стихотворения Ахматовой. Приведем фрагмент одного из них:

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Понятие «лирический герой» актуально не для любого стихотворения. О лирическом герое трудно говорить, если художественной задачей стихотворения является постановка философской проблемы, а не изображение состояния души человека.

8. Преобладающее настроение, его изменение

В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы. Как правило, чувства лирического героя явлены в динамике. В этом отношении ярким примером может служить стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо».

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадные листы твои приемлет…

Минуту!., вспыхнули! пылают — легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утраты впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась.

Пепел милый, Отрада бедная в судьбе

моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Дважды повторено в первой строке слово-приговор «прощай». Оно утверждает бесповоротность принятого решения, что создает высокое эмоциональное напряжение еще на подступах к теме. В этом «прощай» есть решимость, но нет согласия, есть понимание неизбежного, но нет воли лирического героя: «Она велела…» Тема от первой строчки к следующим двум развивается словно бы вспять: «Как долго медлил я! как долго не хотела / Рука предать огню все радости мои!..» Многоточие в этой строке — отзыв на многоточие первой строки, являющейся знаком чрезвычайной эмоциональной выразительности, смысл которого нужно почувствовать. Какая-то мучительная мысль остановила слово поэта или это спазм душевной боли, для которой нет слов, или, напротив, так обозначена тема воспоминаний о светлом образе возлюбленной, о минутах «радости»? А может быть, в этом обрыве первой строки есть указание на собранность воли перед решительным шагом: «Но полно, час настал. Гори, письмо любви». Настроение вновь меняется: душевные страдания героя столь велики, что он утрачивает чувствительность — «ничему душа моя не внемлет». Но это лишь временное оцепенение, которое вновь сменяется острым ощущением непоправимой утраты того, что безмерно дорого: «Уж пламя жадные листы твои приемлет… / Минуту!., вспыхнули! пылают — легкий дым, / Виясь, теряется с молением моим». Остроту переживаний передают в этих строках не только многоточия, как бы «разряжающие» текст, но и нагнетание глаголов, и высокая лексика вроде слов «моление» (слово остается до конца не проясненным в тексте) и «провиденье». Следующий эмоциональный поворот означен словом «свершилось». С этого момента в поэтический текст входят слова, которые прямо передают эмоцию скорби, беззвучного плача: «Грудь моя стеснилась. Пепел милый, / Отрада бедная в судьбе моей унылой, / Останься век со мной на горестной груди…» Тема не закрыта, ибо боль разлуки не может быть изжита, но все же в последней строке звучит не отчаяние, а верность вечному чувству любви.

Вместе с тем далеко не всегда в лирическом стихотворении прослеживается изменение настроения, ибо запечатленная поэтом эмоция может быть устойчивой, а чувства статичны. Для иллюстрации обратимся к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…»

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Автор передает целую гамму чувств, острых переживаний героя, но развитие поэтической мысли не приводит к изменению настроения, поскольку чувства даны в их предельном напряжении. В стихотворении нашла свое отражение философия абсолютного приятия жизни со всеми ее радостями и горестями, счастьем и страданием. Другой пример из творчества В. В. Маяковского покажет, что стихотворение колоссального эмоционального накала может пронизывать только одно чувство:

ГОРЕ

Тщетно отчаянный ветер бился нечеловече.

Капли чернеющей крови стынут крышами кровель.

И овдовевшая в ночи вышла луна одиночить.

9. Жанр

Уже в XIX в. в лирике шел процесс разрушения жанровой системы. Этому способствовала подвижность границ между жанрами, неопределенность жанровых признаков, творческая воля художника. Чаще всего строгое отнесение стихотворного произведения к какому-либо жанру невозможно, но деление на жанры сохраняется, хотя является условным. Анализ жанровой формы стихотворения помогает глубже понять его содержание, точнее описать своеобразие его формы: увидеть совмещение нескольких жанров, новаторское изменение традиционного жанра — его трансформацию.

По мере развития литературы интерес к некоторым жанрам утрачивался: такова судьба дифирамба (жанр античной лирики: гимн в честь бога Диониса), и мадригала (жанр панегирической поэзии: небольшое стихотворение о любви, построенное на компли­ментах). В литературе нового времени дифирамб и мадригал существуют как подражания.

Основным жанром лирики является лирическое стихотворение — произведение небольшого объема, написанное стихами. Понятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкретизировать жанр своих стихотворений. Так, знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Осень» имеет подзаголовок «Отрывок», что указывает на жанр, предполагающий намеренную незавершенность стихотворения философского содержания. Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин сопровождает подзаголовком «Элегия». Этот жанр получил в поэзии гораздо большее распространение, чем отрывок.

Древние греки элегиями называли произведения, откликающиеся на широкий круг тем, написанные строго определенным размером. Позднее римские поэты сузили жанр до изображения любовных переживаний. В новое время жанр элегии оказался тесно связан с глубоко личными темами (любовными переживаниями, созерцанием природы, раздумьями о своей судьбе), которые сопровождаются настроением печали, сожаления, меланхолии. В трактате «Поэтическое искусство» Н. Буало дает такой комментарий жанру элегии:

В одеждах траурных, потупя взор уныло,

Элегия, скорбя, над гробом слезы льет.

Не дерзок, но высок ее стиха полет.

Она рисует нам влюбленных, смех и слезы,

И радость, и печаль, и ревности угрозы;

Но лишь поэт, что сам любви изведал власть,

Сумеет описать правдиво эту страсть.

Элегия В. А. Жуковского «Вечер» проникнута смешанным чувством светлой печали и обращена к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, о проблемах бытия (неизбежность смерти и роковая предрешенность судьбы, подлинные и мнимые цен­ности). Романтическая элегия писалась, как правило, ямбом, использовала определенный поэтический словарь, однако со временем она утратила эти признаки, сохранив в качестве жанрового признака определенную тональность стихотворения и характерные для элегии темы.

Некоторые жанры, подобно сонету, обладают четкими жанровыми признаками, поэтому их относят к твердым стихотворным формам.

Форма сонета предполагает определенный объем (14 стихов), специфическую систему рифм, строгую строфическую композицию. Рекомендовались, но не стали обязательными и другие правила: строфы должны кончаться точками, слова — не повторяться, последнее слово должно быть ключевым. Особое требование касалось смысловой соотнесенности строф: поэтическая мысль от строфы к строфе развивается следующим образом: тезис — развитие — антитезис — синтез. Возможен и другой вариант: завязка — развитие — кульминация — развязка. Сонет возник в XIII в. и получил широкое распространение благодаря Ф. Петрарке. Жанр имеет две разновидности.

Итальянский сонет состоит из двух катренов и двух терцетов (трехстиший). Так построено пушкинское стихотворение «Поэту». Английский сонет состоит из трех катренов и одного двустишия, такова форма многих сонетов У. Шекспира.

Сонет остается живым жанром поэзии на протяжении многих веков. К нему обращались русские поэты и XIX, и XX вв. (И. А. Бунин «Ритм», К. Д. Бальмонт «Сонеты солнца, меда и луны»).

Существуют и другие твердые стихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения. Так, во французской поэзии XV в. появился триолет, ставший особенно популярным в культурах барокко и рококо. Триолет — восьмистишие с характерной рифмовкой (abaaabab): первое двустишие повторяется в конце строфы, а четвертый и седьмой стих воспроизводят первый стих, т. е. текст первой строки трижды повторяется в стихотворении, создавая определенный мелодический рисунок. В русской поэзии жанр освоен поэтами XVIII в., но широкое распространение полу­чил благодаря поэтам серебряного века:

Рудо-желтый и багряный,

Под моим окошком клен

Знойным летом утомлен.

Рудо-желтый и багряный,

Он ликует, солнцем пьяный,

Буйным ветром охмелен.

Рудо-желтый и багряный,

Осень празднует мой клен.

(Ф. К. Сологуб)

Некоторые твердые стихотворные формы сложились в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока. Рубаи — четверостишие в лирической и философской поэзии с расположением рифм: аааа или aaba, или abab. Мировую известность получили рубай персидского и таджикского поэта и философа О. Хайяма, жившего примерно в XI—XII вв.:

Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

(Перевод Г. Плисецкого)

Газель — лирическое стихотворение, состоящее из 12—15 двустиший (бейтов) на одну рифму:

Замедли, караван, шаги. Покой души моей — уходит.

Уходит милая моя, и сердце тоже с ней уходит.

(Саади. Перевод Бану)

В японской поэзии получили распространение короткие нерифмованные стихотворения танка (пятистишие, состоящее из 31 слога) и хокку (17-сложное трехстишие). Танка — древнейший жанр японской поэзии (VIII в.). Главная мысль сосредоточена в первых трех строках, заключение — в двух последних. Для танка характерны темы любви, разлуки, странствия, времен года:

За выросшей травой

Мне сада не видать

Мне недосуг ухаживать за ним.

Я размышляю,

Вот моя отрада!

(Мибу но Тадаминэ)

Пустое, брось!

Нет тем для разговора.

Нет продолженья там,

Где мы остановились.

Любовь прошла, и нам пора расстаться!

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *