Пояснения:
Менталитет рождается в подсознании, но постепенно впитывает в себя то общее, что складывается из природных данных и социально обусловленных элементов и, в конечном итоге, выражается в представлении о жизни и окружающем мире. Он формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание.
На формирование Менталитета влияет целый комплекс факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например, общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др.
Менталитет включает в себя когнитивную сферу сознания (т.е. мироощущение, мировосприятие, знания, воззрения, верования, «чувствования», которыми обладает данная общность людей), иерархию (систему приоритетных) ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и общностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир.
Для Менталитета характерны:
нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования);
высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства или других социальных институтов, при попытках коренного изменения (Менталитет не поддается изменению под влиянием давления, в т.ч. идеологического. Он изменяется крайне медленно, поскольку отражает устойчивые привычки, нравы и формы поведения);
определенное (часто — эмоционально окрашенное и оценочное) отношение к труду, частной собственности, семье, политике, праву, религии и т.д.
Менталитет соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры. Он отражает уровень индивидуального и коллективного сознания, определяет умонастроение и жизненную позицию.
Менталитет выступает, как способность человека воспроизводить меру в дуальных оппозициях. Отличие между разными Менталитетами заключается в разном содержании, характере, направленности сферы, где может формироваться эта мера, ее ориентация на сложившиеся образцы, способность выхода за эти рамки. В одних случаях эта мера ищется в отождествлении с полюсами дуальной оппозиция, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых условий, средств и целей. В одних случаях мера ищется на чисто эмоциональной основе, в других на пути интеллектуализации и т.д.
Термин обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Реже слово «Менталитет» употребляется для обозначения образа мыслей профессионального коллектива.
Менталитет превращается в серьезную проблему на стыке культур, а также на крутых социокультурных переломах, в тех случаях, когда социокультурное противоречие, нарушение социокультурного закона носит столь глубокий характер, что требует для своего преодоления сдвигов в Менталитете. Это может иметь место, например, в условиях перехода к либеральной цивилизации, модернизации.
У каждого общества – свой тип Менталитета, все они приемлемы, надо искать пути согласия и гармонизации.

10 мая 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова и термины, которые мы в большинстве своем понимает только в общих чертах. Но зачастую этого бывает недостаточно.

Сегодня я хочу как раз обратить внимание на подобные слова — ментальный и ментальность, и пояснить их суть простыми словами.

Кому-то они могут показаться связанными с чем-то мистическим (типа, астральное тело), но тут как раз все приземленно и связано с обычными людьми, такими как мы с вами.

Причем в этой публикации речь пойдет не только про ментальность в целом, но и про проблемы ментального здоровья, которое не у всех в порядке. Ну и, конечно же, мы коснемся вопроса выявления ментальных расстройств и их лечения.

Ментальность (ментальный) — это…

Слово «ментальность» в переводе с латыни («mens») означает ум, склад души, сознания, образ мышления. В современном толковом словаре данное понятие является синонимом термина «менталитет» (от латинского mentalite — умственный).

И тот и другой расшифровываются, как сплетение разума и чувств, отражающееся в комплексе умственных и духовных установок отдельного человека либо целой группы людей.

Простыми словами ментальность – это призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Она содержит в себе морально-нравственные ценности, набор психологических и поведенческих реакций, особенности адаптации, воспитание, отношение к религии, культуру.

Важно отметить, менталитет отдельного индивида – это опыт многих поколений его рода, нации, страны, поэтому являет собой смесь глубинного, коллективного бессознательного и индивидуального сознания.

Ментальный – это значит душевный или психический.

С точки зрения психологии, ментальность – это отражение содержимого психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружением и какой образ жизни ведет. О ментальности говорят привычки, поступки и действия.

Обуславливающим фактором является окружение индивида – семья и общество.

Что значит «ментальный» в философии: конкретного определение данного понятия нет, так как и категории такой в контексте этой парадигмы не существует. Однако, отдельные теории, подразумевая ментальность, говорят о духовном настроении отдельных социальных групп.

Наглядные примеры

Что такое ментальность на простых примерах.

  1. В России в начале каждой весны празднуют Масленицу: в течение недели пекут блины, затем устраивают гуляния, в процессе которого сжигают чучело, что символизирует проводы зимы. В Индии об этом знать не знают и, возможно, ее жители покрутили бы у виска, услышав о такой традиции.
  2. Русские перроны заполнены людьми, которые прощаясь, обнимаются и целуются. Во Франции такое поведение на железнодорожных вокзалах строго запрещено – можно даже штраф схлопотать. А все из-за того, что некогда их перроны были очень узкими, и обнимающиеся мешали движению других.
  3. Если к вам придут в гости, то, скорее всего, в знак гостеприимности вы предложите им чай с чем-нибудь вкусненьким, а может и накроете богатый стол с чем покрепче. В Китае кружку чая гостю подают вместо слов «А не пора ли вам домой?» Вот что значит разная ментальность.

Виды ментальности

Если заселить группу людей на необитаемый остров: они обживутся, у них возникнут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на те или иные события внутри их общества и за его пределами.

Последующие поколения будут перенимать их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.

Различают разные виды ментальности:

  1. по типу строения общества – люди средневековья имели отличное мировоззрение от современных жителей;
  2. по расовой принадлежности (азиаты, европейцы);
  3. половой менталитет (женский, мужской) – женщины более склонны демонстрировать свои эмоции, представители мужского пола чаще держат свои переживания при себе;
  4. возрастной (дети, подростки, взрослые, старики) – детская инфантильность и старческая мудрость;
  5. по религиозным убеждениям (буддисты и католики мыслят по-разному);
  6. по уровню интеллекта: интеллигенция, крестьяне – если посмотреть на них в ресторане, то можно увидеть существенную разницу в поведении за столом.

Нельзя утверждать, что ментальность – это феномен, отличающийся постоянством. Историческое изменение менталитета во времени можно представить в виде игры «Испорченный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.

При этом каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует совсем не то, что задавалось изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от тех, кто жил несколько веков назад.

Что такое ментальное здоровье

Ментальное здоровье – это понятие, характеризующее внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и умственное благополучие человека, отсутствие психических проблем.

Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости. Что есть здоровье ментального плана:

  1. целостность ума и тела;
  2. присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
  3. постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
  4. отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
  5. гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
  6. способность планировать, ставить цели и идти к ним;
  7. хорошее настроение, оптимизм;
  8. контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
  9. спокойствие, уверенность.

Если ментальный уровень индивида, что называется «в порядке», то он имеет возможность по максимуму раскрыть свой потенциал – актуализировать свои задатки и превратить их в таланты.

Такая личность обладает высокой степенью стрессоустойчивости, поэтому легко адаптируется под изменения окружающей среды и успешно справляется с трудностями. Трудовая деятельность человека приносит ему удовольствие, а заодно являет собой качественный вклад в общество.

Признаки ментального расстройства

Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.

Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.

Ментальные болезни представляют собой расстройства на психическом уровне, проявляющиеся в виде невротических симптомов (речь идет об изначально психически здоровых людях).

Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.

Чрезмерное напряжение – это большое количество психической энергии, которая требует выхода.

И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:

  1. человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
  2. он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
  3. либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
  4. приступы агрессии сменяются подавленностью;
  5. реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
  6. человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
  7. легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
  8. эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
  9. страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
  10. постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.

Как лечить ментальное расстройство

Ментальный – это душевный или психический. Значит, и лечить болезни такого уровня необходимо у специалиста соответствующего профиля – психолога или психотерапевта.

Как это происходит:

  1. Если расстройство сильно отражается на теле и значительно снижает качество жизни (например, панические атаки, агорафобия), то сначала необходимо обратиться к медицинскому психотерапевту. Он назначит транквилизаторы, антидепрессанты и другие препараты, которые помогут привести в порядок физиологию.
  2. Затем желательно заняться не медицинской психотерапией – встречаться с психологом 1 раз в неделю некоторое время (продолжительность зависит от вашей потребности). Это нужно для того, чтобы понять, что конкретно в вашей жизни вы не можете «переварить», постараться либо изменить негативную ситуацию, либо поменять свое отношение к ней.

Важно помнить, что подобные расстройства обратимы, то есть поддаются коррекции. Вплотную занявшись своим ментальным здоровьем, уже вскоре можно снова ощутить радость от жизни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Понятие, определение менталитета

Слово произошло от латинского mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С точки зрения психологии, мышление – это способность человека рассуждать, воспринимать, отражать в суждениях объективную реальность. Понятие менталитета шире.

Что же такое менталитет:

  • ценности, убеждения, установки личности;
  • нормы, идеалы;
  • когнитивные, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, культурные особенности;
  • культурный, личный опыт;
  • жизненные цели, предпочтительные способы их достижения;
  • представления о мире, своем месте в нем.

Если мы говорим о менталитете общества, то рассматриваем традиции, историю, социальные нормы. Если мы рассматриваем мышление одного человека, то обсуждаем его личные установки, паттерны поведения.

Мировоззрение влияет на мысли, решения, поведение индивида. Поэтому в одной ситуации разные люди поступают по-разному. Но если эти люди росли в схожих условиях, то и их решения будут похожи.

Говоря простыми словами, менталитет – это что-то глобальное. Это образ жизни конкретного общества или личности. Зная особенности мировоззрения, можно предугадать поведение, деятельность конкретного человека. Интересно то, что общественное и личное сознание неразрывно связаны.

Способность оценивать, чувствовать, логически рассуждать не дается нам от рождения. Этому мы учимся в процессе социализации. Основные средства социализации и адаптации – подражание, идентификация. Мы сравниваем себя с авторитетами и референтными группами, перенимаем их образ мысли. В каждом человеке присутствует личное и общественное, сознательное и бессознательное.

Что такое менталитет

Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

– индивидуальную эволюцию;

– мировоззрение родителей;

– биологические причины;

– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

– социальные учреждения;

– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

Менталитет общества

Мировосприятие общества представляется в качестве глубинного уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий, они обуславливают отношение к событиям, вещам и характер деятельности. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.

Мировосприятие во взаимоотношении с сознанием выступает в качестве неотрефлексированных представлений, образов, на базисе которых индивид воспринимает и трактует мир.

Менталитет нельзя считать идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями. Мировоззрение находится за ними, определяя грань между мыслимым, допустимым и ощущаемым как «неимоверное», «невозможное».

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

В социально-сословном смысле можно выделить рабское мировоззрение, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное, аристократическое.

Дабы определить мировосприятие какого-нибудь общества можно использовать универсальную формулу, заключающуюся в следующем. Менталитет общества равняется общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

Любовь к родне, собственным детям, боль их утраты, ненависть к субъектам, причинившим им вред – все это присуще человеческим существам. Однако морально-этическая приемлемость кровного мщения является особенностью национального мировоззрения восточных народов, поощряемая вероисповеданием и традицией народа.

Таким образом, менталитет социума представляет собой принятые в социуме формы поведения, шаблоны жизненных решений, стандарты взглядов, отличающие данное сообщество от иного социума.

Общественный менталитет, бесспорно, сильно воздействует на мировосприятие личности. При этом степень его воздействия обусловлена активностью либо пассивностью данного индивидуума в социальном бытие.

Вырабатывание менталитета захватывает приблизительно 12 лет. Начинается оно в трехлетнем возрастном этапе и оканчивается к шестнадцатилетию.

Типы менталитета

Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.

В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным.
Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.

Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.

Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.

Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета. Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам.

Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».

При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.

Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.

Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество.

Чем отличаются нарушения интеллектуального развития и психические заболевания?

Как нарушения интеллектуального развития, так и психические заболевания относятся к МР, однако возможности лечения и уход за такими людьми отличаются.

Людям с нарушениями интеллектуального развития трудно учиться, и они развиваются медленнее, чем остальные. Это состояние обычно констатируется сразу после рождения или в раннем детстве. Иногда это происходит в результате повреждения мозга после перенесенных болезней или травм. Выделяют три степени нарушения интеллектуального развития – легкую, среднюю или тяжелую степень отставания в интеллектуальном развитии. В случае нарушений интеллектуального развития более важны уход, отношение и поддержка. Состояние относительно стабильное и неизменное.

В случае психических заболеваний, например шизофрении, депрессии, биполярных аффективных расстройств, анорексии и других болезней, более важную роль играют прием медикаментов и психотерапия. Состояние может изменяться. Также болезни разделяются по степени тяжести, они могут стать причиной инвалидности или могут быть такими, с которыми люди успешно уживаются, например легкая депрессия.

МР могут быть очень разными – психические заболевания отличаются от нарушений психического развития, а также у людей с одним и тем же диагнозом могут быть разные проявления расстройства. Наглядным примером является широкий спектр аутизма – человек с таким диагнозом может обладать высокоразвитым интеллектом и незаметными для стороннего наблюдателя нарушениями, а в самых тяжелых случаях человек с аутизмом в течение жизни даже не способен научиться разговаривать. Также очень разными могут быть, например, нарушения психического здоровья, вызванные шизофренией. Если предоставить людям с МР необходимую поддержку, то они могут учиться, успешно интегрироваться на рынке труда и жить полноценной счастливой жизнью.

Люди с МР бывают разными. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Однако независимо от вида МР, их чувства, желания, эмоции и потребность в самовыражении равноценны чувствам, желаниям, эмоциям и потребности в самовыражении других людей.

Жизнь людей с МР в обществе может различаться в зависимости от степени тяжести функциональных нарушений. Человек может быть совершенно самостоятельным и выполнять оплачиваемую работу или ему может быть необходима постоянная поддержка.

Е. А. Макеева

МЕНТАЛИТЕТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: менталитет, общество, мировоззрение, социальный опыт, духовная культура, традиции.

Статья посвящена роли менталитета в развитии общественной жизни, социального поведения человека. Особое внимание в статье уделено анализу влияния менталитета на систему ценностных представлений, образ жизни, характер мышления личности и общества.

Key words: mentality, society, world outlook, social experience, spiritual culture, traditions.

Каждое общество для успешного развития должно стремиться формировать подрастающие поколения сообразно культуре народа и его менталитету. Пренебрежительное отношение к социальному наследию будет приводить к нарушениям в развитии общества.

Менталитет — это сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений устойчивый комплекс

основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение. Менталитет представляет собой систему элементов духовной жизни индивида или социальной группы, включает способ мышления, мировоззренческие установки, предрасположенность к восприятию,

умонастроениям. Этот комплекс предопределяет стереотипы поведения, деятельности, образ жизни общности, индивидов. Природа менталитета -двуединая, включающая и духовно-

психологический, и социальный компоненты. Такая трактовка понятия «менталитет» позволяет выделить наиболее существенные аспекты структуры менталитета: духовное бытие,

общественное и индивидуальное сознание, традиции, материальную и духовную культуру, идентичность, архетип.

Социальная роль менталитета

распространяется на макро и микросреду и создает конкретную направленность жизнедеятельности. Это процесс создания условий для творческого приспособления личности к социальной среде и в то же время — средство формирования сущностных сил социума. Таким образом, можно отметить, что менталитет является критериальной основой личностного самосознания, выступает как явление, в основе которого лежит сознание, отражает потенциальную предрасположенность к тому или иному мировосприятию или мировоззрению, характеризует поступки, поведение людей в обществе. Человек, прежде всего, существо сознательное. Наличие сознательного в менталитете позволяет определить его как действующее, активное начало: это некий стимулятор,

определяющий поведение человека, его отношение к окружающему миру, но и подразумевающий

деятельное восприятие человеком собственного места и роли в окружающем мире, обществе. Анализ подтверждает, что в рамках каждой культуры складывается и закрепляется национальная система социального опыта, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом влияют на выбор перспектив развития личности и социума. Исходя из этого, мы можем вести речь о разных образах жизни, типах и характерах мышления представителей разных народов. Это показывают современные исследования, отмечающие, что даже близкие по языку народы иногда отличаются друг от друга типом мышления. На их основе делается вывод о том, что характер мышления зависит от культурных традиций, а значит, и менталитета.

Российское общество в современный период переживает сложный, но весьма ответственный для будущего развития процесс идеологического оформления мировоззренческих концепций, долженствующих определить в самое ближайшее время направление и стратегию реформирования, обозначить конкретные цели и задачи социального обустройства. Менталитет охватывает все сферы существования народа и государства. Он своим регулирующим воздействием обеспечивает стабильность в обществе, его устойчивость. В силу объективных причин менталитет взаимодействует с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит социуму, который детерминирует содержание менталитета, оказывает воздействие на его развитие. Поэтому менталитет соответствует определенному уровню духовного, экономического, культурного, политического развития данного общества и изменяется вместе с ним. В то же время менталитет вбирает в себя все социально ценное, связанное с обычаями, господствующими в обществе, моралью, религией, и одновременно впитывает достижения мировой культуры и цивилизации. В результате менталитет приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него. С помощью менталитета в обществе обеспечивается идентификация. Словом, менталитет служит своеобразной скрепой, удерживающей общество от саморазрушения. Он

несет в социальную сферу информацию, необходимую для развития сознания, мышления человека. Вместе с тем, играя главенствующую роль в процессах модернизации, менталитет вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки. Тем самым он выполняет важную функцию объединения людей.

Копирование социальных моделей экономически развитых стран не привело к ожидаемым результатам, поскольку не нашло соответствующего отклика в народном менталитете, причем во всех слоях общества. Совершенно очевидно, что относительно недавно вошедшее в научный обиход понятие ментальности характеризует глубинные черты этносов, вырабатываемые в них столетиями исторического развития и лежащие больше в области психологодуховной, определяющей материальные формы существования различных обществ. И наряду с общечеловеческими ценностями, свойственными всем народам, существуют ценности

этнонациональные, во многом определяющие образ жизни их обладателей. В процессе социализации каждый индивидуум этноса впитывает идеи своих предков, и не учитывать их при формировании стратегии развития общества, значит допускать преступную небрежность, которая может иметь самые печальные и непредсказуемые последствия. Поэтому, прежде чем приступить к дальнейшим преобразованиям, российским реформаторам

следует выяснить, что гармонирует с

экономическими, политическими, духовнонравственными, бытийно-материальными идеалами нашего народа? Российская научная мысль имеет богатейший опыт в области социального конструирования, опирающийся на сущностные этнонациональные традиции, и в связи с этим скрупулезный анализ отечественных социальных теорий и дальнейшее синтезирование основанной на них современной идеологии приобретает основополагающее значение в экономической,

политической, культурной жизни страны.

Коллизии духовного и культурного

развития современного общества, сложности в процессах гармонизации национальных отношений и построения гражданского общества высветили масштабы одной из насущнейших задач современного социума — формирования общей ценностной парадигмы XXI века. Современный этап развития нашего общества настоятельно требует новых подходов к анализу путей общественного прогресса, обретению новых знаний, изучению причин изменения самой картины социальной жизни, её интерпретации и проектирования. Речь идет о насущной необходимости создания и упрочения социально-духовных основ нашего общества. Остроту этой проблемы признают и ощущают все слои нашего общества. Она обусловлена наличием типичных для современной действительности противоречий, которые на методологическом уровне проявляются в разрыве между необходимостью для новых поколений социализировать себя в жизнедеятельности и

историческом движении адекватным эпохе менталитетом и неспособностью системы социализации создать условия для достижения этого. А на уровне содержательном — между социальной традицией, формирующей менталитет, способствующей развитию и формированию личности в рамках собственного специфического социокультурного типа, и содержанием

современных реалий, новых форм общения и коммуникации.

Менталитет является способом закрепления и передачи наиболее значимых элементов социального опыта. Этот опыт, включая системные связи между признаками внутри него, образует код культуры, который фиксируется в знаках, символах соответствующей культуры, выражается в языке и характеризуется определенной стабильностью, образуя коммуникативные стереотипы. Внутри опыта выделяются «культурные аксиомы» или ценностные установки, признающиеся

естественными и единственно правильными. Менталитет обусловливает предрасположенность личности и общества и выступает основой их образа жизни. В зависимости от менталитета находится образ чувствования и восприятия мира, система мышления, всевозможные предпочтения, ценности. Пренебрежительное отношение к социальному опыту, наследию, приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. Таким образом, менталитет выражает общезначимое содержание социокультурного опыта и обеспечивает механизм его воспроизведения и изменения в эволюции общества.

Ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты,

обеспечивающей определенный уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предсказуемости и контроля над ситуацией. Неслучайно сегодня философы говорят о том, что кризис культуры в обществе становится фактором угрозы национальной безопасности страны. В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Старые конфликты поколений ушли в прошлое. Нарушился привычный механизм трансляции культурных ценностей. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что старшее поколение в современной России, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Это вызвало определенную растерянность. Они не спешат

предавать новому поколению те ценности, которые получили из прошлого. Современная молодежь оказалась в довольно сложной ситуации. Обществу не может быть безразлично, какая система ценностей формируется в сознании современных молодых людей.

Системы убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические и социальные последствия. Связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной.

Нравственность, общественное сознание, которое отражает сложившуюся в обществе шкалу ценностей, определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и политика.

Судьба нашей страны, роль России в формировании нового порядка в нынешнем глобальном мире для нашего народа — одна из животрепещущих проблем. О ней ведутся острые дискуссии и во властных структурах, и в среде политологов, публицистов, в СМИ. В плане геополитики россияне — народ, смысл и цель которого — освоение огромного пространства и его охрана от постоянных посягательств извне, со стороны ближних и дальних соседей. Поэтому стратегия российского государства в обозримой перспективе будет состоять в стремлении сохранить сильное государство, которое берет на себя функции защиты материальных, территориальных интересов, основанных на традициях соборности и общинности. Соборность и общинность в данном случае выступают как тип ментальности, противопоставленный рациональному

индивидуализму, индивидуальной

конкурентоспособности, свойственных

большинству европейских стран. Вхождение России в общецивилизационый поток развития важно для России, но не меньшей ценностью при этом будет оставаться сохранение идентичности, своего менталитета и независимости.

Основой души и характера нашего народа, ценностным ядром российского менталитета является духовность. Следовательно, и перспективы последующего развития должны соответствовать ему, то есть, обеспечивая всесторонний прогресс, вместе с тем — основываться на воссоздании традиционных духовно-нравственных ценностей.

Духовность, духовная жизнь определяются не просто в качестве особой сферы мира явлений, область субъективного, а как некий особый мир, своеобразная реальность, глубинным образом связанная с космическим бытием. Спектр духовности в российской ментальности варьируется от самых простых чувственных переживаний до обоснования необходимости сущности и понимания русской идеи. Духовность коррелируется с основной

характеристикой человеческого бытия в российской ментальности.

Доминирующей в таком аспекте предстает религиозно-идеалистическая трактовка духа и духовной жизни человека, когда одним из источников духовности выступает феномен народной святости, подчеркивающий непреходящее значение исконных духовно-нравственных идеалов, что особенно злободневно для современности. Духовность в российском менталитете и в ментальности российского человека связана с целостностью, полнотой бытия, она не может быть сведена к какому-либо частному его компоненту. Духовность характеризует человеческое бытие как экзистенциальное, «конструирует» его в этом

качестве. Таким образом, духовность — это автономная, нередуцируемая область

индивидуальной и социальной жизни человека, некий центр личности.

В наши дни в сознании людей, в том числе подрастающего поколения, доминирующими оказываются прозападные ценности,

противопоставляющиеся отечественной традиции. Исходя из этого, в формировании менталитета личности необходимо сконцентрировать внимание на духовности, сделать её основой развития личности. Одним из факторов, порождающих снижение уровня духовности, является диспропорция в развитии потребностей и интересов. Рост духовного неблагополучия способствует ухудшению взаимопонимания между людьми. Таким образом, духовность — это одно из понятий, позволяющих обрести и сформировать новый социальный идеал. Поэтому современное российское образование и воспитание должны быть ориентированы на духовность как интегрирующую основу качеств человека.

Литература

1. А.Н. Ершов, А.П. Кулапин, Вестник Казанского технологического университета, №2, 118-121 (2012).

2. Л.Ш. Юзмухаметова, Вестник Казанского технологического университета, №1, 266-279, (2011).

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *