Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. В стране наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В это же время Россия подверглась нападению польских войск, которым обманным путем удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины.

По благословению патриарха Ермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Пресвятой Богородицы (скорее всего, как считают специалисты, копия с подлинной). Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Она стала главной святыней ополчения.

В марте 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. Русские войска испытывали огромные трудности: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия.

В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена».

Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

25 октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся чудотворную Казанскую икону, священные хоругви и другие московские святыни. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.

В память избавления Москвы от поляков, по повелению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве особое празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 г., по повелению царя Алексея Михайловича, местные празднования – казанское 21 июля (8 июля по старому стилю) и московское 4 ноября (22 октября по старому стилю) – стали общероссийскими.

После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 г. на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.

После пожара 1635 г. вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.

В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. – снесен.

В1990-1993 гг. Казанский собор в Москве был восстановлен. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

21 июля православными верующими отмечается День обретения Казанской иконы Божией Матери. Эта икона является одной из самых почитаемых, история, связанная с ней, произошла в 1579 году.

Пожар, случившийся на территории Казанского Кремля, испепелил множество жилых домов и унес жизни нескольких сотен людей. Во время страшного действия 9-летней девочке Матроне во сне явилась Богородица и рассказала, где спрятана единственная уцелевшая икона. Когда люди пришли на это выгоревшее место и провели раскопки, они действительно обнаружили чудотворную икону.

На месте обретения Казанской иконы Божией матери был воздвигнут Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого и стала Матрона.

В исторических событиях икона появлялась не раз : в 1612 святой лик стал символом народного ополчения и помог освободить Москву от интервентов из Польши.

Что можно и нельзя делать в день Казанской иконы Божией Матери:

  • В этот день принято заключать браки и крестить детей. Казанская Божья Матерь является покровительницей семей и помогает обрести любовь. Незамужние девушки обращались ко Святому образу со следующими словами «Пресвятая Владычица, Богородица Казанская. Ниспошли в мою жизнь любовь светлую, а не безответную. Да будет воля твоя. Аминь».
  • Перед иконой нужно молиться о семейном счастье и благополучии, о здоровье всех родных и близких, о достатке в доме. Также просят о рождении ребенка.
  • На Казанскую Божию Матерь можно начать готовить погреба к зиме.
  • Не разрешается ссориться, плакать и грустить. Иначе все негативные процессы вернутся в приумноженном размере.
  • Работу по дому (шитье, стирка или тяжелый физический труд) следует отложить. В противном случае можно спугнуть удачу.

26 Октября, 08:13
Фото: pravoslavie.ru

В этот день по народному календарю отмечается праздник в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которую еще называют Вратарницей или Привратницей.

Икона почитается как чудотворная; ее оригинал, который, согласно преданию, написал евангелист Лука, хранится в Иверском монастыре на горе Афон в Греции.

Существует легенда об обретении иконы: 9 веке жительница Никеи, желая спасти лик Богородицы от иконоборцев, опустила икону в море. Там она хранилась два столетия, пока в 11 веке монахи Иверского монастыря не увидели посреди водной глади изображение Божьей Матери, поддерживаемое огненным столбом.

По указанию Девы Марии преподобный Гавриил Святогорец прошел по воде к иконе и перенес ее в монастырь — утром лик обнаружили над воротами обители. Такое повторялось несколько раз, пока икону не оставили на том месте, которое она для себя выбрала.

Икону очень почитали на Руси: молились об избавлении от разных бытовых неурядиц, об утешении в горе, а также просили защиты от пожара и об умножении плодородия земли.

Русские обычно топили баню, ставили на полки настои из целебных трав и приводили в парилку больных эпилепсией. Говорили, что лечебный травяной дух может избавить их от болезни.

Поделиться: читайте нас в Яндекс-новости

В первое воскресенье после праздника Успения Пресвятой Богородицы Православная Церковь почитает память иконы Божией Матери «Прибавление ума».

Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума».

На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).

Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.

Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *