С 30 июля по 3 августа мусульмане будут праздновать один из главных праздников в году — Курбан Байрам. Эти дни также называют праздником жертвоприношения.

Каждый год на 70 день после окончания поста в месяц Рамадан, когда заканчивается Хадж (паломничество в Мекку), мусульмане всего мира несколько дней празднуют Курбан Байрам. В эти дни верующие приносят в жертву животных в память о пророке Ибрахиме (в христианстве Авраам), который собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака. Именно поэтому дни Курбан Байрама также называют праздником жертвоприношения.

Даты празднования постоянно сдвигаются относительно григорианского календаря, поскольку мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на несколько дней меньше солнечного года. В этом году Курбан Байрам отмечается с 30 июля по 3 августа.

Традиции

Подготовка к празднику начинается за 10 дней до его начала: мусульмане соблюдают пост. Считается, что в ночь накануне Курбан Байрама Всевышний отвечает на молитвы всех своих рабов, поэтому правоверным с вечера следует читать намаз.

Сам праздник начинается с полного омовения, после которого следует надеть чистую опрятную одежду и, повторяя по дороге такбир, прославления Аллаха, отправиться на праздничную молитву и проповедь в мечеть.

Одним из главных ритуалов праздника считается особая молитва, в ходе которой нужно принести в жертву барана, козу, корову или верблюда. Кровь должна обязательно брызнуть землю, а не асфальт или что-либо другое, чтобы отдать дань плодородному грунту. Если семье позволяет достаток, то в жертву стоит принести одну козу или барана за одного члена семьи, либо же одну корову или верблюда за семью до 7 человек.

В эти дни особенно важным считается праздничный стол. На нем должно быть много мясных блюд и не меньше сладостей. В эти дни за столом принимают любого мусульманина, а также стараются навестить всех родственников и знакомых, ведь визиты в Курбан Байрам считаются благословенными и желательными.

СУХУМ, 2 окт — Sputnik. Мусульмане отметят в воскресенье, в первую ночь священного месяца мухаррам, новый год по исламскому календарю Хиджра.

За отправную точку летосчисления в исламе принята дата переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 григорианском году, известного как хиджра (поэтому исламский календарь также известен как календарь Хиджры, или лунная Хиджра). 2 октября 2016 григорианского года начинается 1438 год по Хиджре.

© Sputnik / Томас Тхайцук

Как напоминает Центральное духовное управление мусульман, дни мухаррама – это время покаяния и богослужения, и каждому мусульманину желательно провести его в посте, молитвах и добрых делах. По словам муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, «мусульмане по всему миру в эти дни собираются в мечетях на молитву, слушают проповеди и читают Коран в ознаменование начала нового лунного года».

Согласно исламскому учению, мухаррам является «самым лучшим для соблюдения поста после месяца рамадан». С наступлением этого месяца мусульманам запрещено воевать, проливать кровь, причинять кому-либо боль. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так пройдут и остальные 12 месяцев.

Особых приготовлений к новому году у мусульман нет. Однако, как отмечают в Центральном духовном управлении мусульман, верующие «с особым воодушевлением ждут священного праздника Ашура, приходящегося на десятый день первого месяца». День Ашура — день поминовения пророков и посланников Всевышнего, а также день, в который Творец создал большое количество чудес, в том числе сотворил небеса и Землю.

Так как год в исламском календаре на 11-12 дней короче, чем в григорианском, мусульманский новый год приходится на разные даты. Например, с 2008 по 2010 григорианский год он выпадал на декабрь, с 2011 по 2013 — на ноябрь, в 2014, 2015 и 2016 григорианских годах — на октябрь.

Йудейская Рош ха-Шана

Еврейские общины России и всего мира встречают Рош ха-Шана — новый, 5777 год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению.

Рош ха-Шана — один из самых ярких и красочных еврейских праздников. Его название переводится с иврита как «голова года». Он символизирует «шестой день творения», когда Бог создал первого человека — Адама. В 2016 григорианском году его празднуют 3 и 4 октября, но торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, 2 октября.

Считается, что ежегодно Всевышний в Рош ха-Шана творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. В этот день каждый человек должен внимательно разобрать свои поступки, понять, что сделал неправильно, и раскаяться. Рош ха-Шана — не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

© Sputnik / Томас Тхайцук

«Нам Бог каждый год дает жизнь и здоровье. Поэтому нам нужно делать что-то большее. Этого я тоже желаю. Мы видим, как еврейская община процветает — с каждым годом открывается все больше и больше учреждений, разных программ. Наше пожелание: чтобы каждый еврей нашел внутри общины свое место, чтобы активно участвовал в разных программах, чувствовал себя комфортно и ценил то, что происходит в России», — сказал РИА Новости в преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар.

По его словам, российским евреям «дан уникальный шанс» жить «комфортно и правильно» среди других народов страны «в мире, дружбе и понимании». Раввин отметил, что каждый новый год дает каждому человеку больше возможностей.

Кульминацией Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент из бараньего рога. В него трубят в синагоге во время утренней молитвы 3 октября. Вечером этого же дня будет прочитана молитва Ташлих, причем делать это принято возле водоема, в котором обитают рыбы. Во время этой молитвы верующие символически вытряхивают карманы и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи.

Согласно иудейской традиции, десять дней от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому жить, а кому умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Лейлят аль-кадр

Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения «высших» сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу

Наиболее почитаемая ночь — это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с «возможными чудесами» (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

Праздник разговенья — ураза-байрам

Праздник окончания поста — ураза-байрам приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр — праздник фитр. Из названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение, состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то и другое. Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей ураза-байрам приобретает специальное значение, в особенности за рубежом, где бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. В последнее время исламские богословы охотно рассуждают о том, будто раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят аль-фитр, и есть самое «лучшее воплощение в жизнь принципов социализма». На этом основании «исламский социализм» преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий в мире господства частной собственности.

В нашей стране духовенство не имеет права принуждать или обязывать верующих непременно вносить фитр-садака ни под видом помощи мечети, ни под каким-либо другим предлогом. Однако на практике духовенство различными способами добивается исполнения верующими их мусульманского долга.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через 70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у мусульман — Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите» (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, — «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», — перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения в виде «хейр» или, «садака» в пользу мечети, «святых» лиц и «святых» мест.

Духовенство, используя общину верующих, в особенности ее активных членов, в дни курбан-байрама ведет усиленную религиозную пропаганду, направленную на поддержку и оживление мусульманских представлений. Торжественность обстановки, красноречие проповедников, облаченных в специальные одеяния (муллы или имамы обычно бывают в нарядном халате, с белой чалмой на голове, с посохом в руке), влияют на чувства и мысли людей. Духовные пастыри изощряются в изображении «райских утех», которые приготовлены для благоверных работ аллаха в их загробной жизни, и адских мук для тех, кто усомнился «хоть раз в жизни» в «истинности ислама». Смысл проповедей часто сводится к тому, что главное в этой жизни — служение аллаху, соблюдение заветов пророка.

В создании благоприятных условий для деятельности духовенства немаловажную роль часто играет то обстоятельство, что некоторые люди считают курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на «высоком уровне». Они не задумываются над тем, какой вред наносят разгулы на курбан-байраме: забиваются сотни и тысячи голов скота, совершаются прогулы на производстве, пропуски учащимися занятий в школах.

Мирадж

Этот праздник посвящен памяти чудесного и фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание «святых» мест этого города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это «путешествие» относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.

Ашура (шахсей-вахсей)

Ашура (шахсей-вахсей) — день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби установлен в память о «мученической кончине» имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно сопровождаются самоистязаниями.

К XVI в., когда шиизм стал государственной религией, в Иране и в ряде сопредельных княжеств сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В этот день фанатичные мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе раны.

Психологическое воздействие этих публичных самоистязаний (вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики оставляют на всю жизнь незабываемое впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания) огромно. Следует отметить, что в соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 г. запрещены на территории этих республик ритуальные шествия с самоистязаниями участников.

Праздник мавлюд

Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа лунного месяца — раби аль-авваля. Он сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях «посланника аллаха», о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского «пророка», «посланника божьего» и ныне используется в тех же целях.

Пятница

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан — воскресенье. В арабских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что «свет ислама» начал распространяться именно в пятницу.

Пост

Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь.

Отсюда и в наши дни во время уразы постящиеся предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства и т. п.

Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным.

Однако основной вред этого обряда заключается в другом. С помощью поста служители мусульманского культа еще больше духовно закабаляют верующих, стремятся сделать из них людей, готовых идти на самопожертвование во имя веры.

Список литературы

Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.

Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1958.

Исламские праздники

Навруз 21 марта
Ночь Рагаиб 27-28 февраля
Ночь Бараат с 7 на 8 апреля
Рамадан с 24 апреля по 23 мая
Ночь Могущества и Предопределения 19-20 мая
Ураза Байрам с 24 по 26 мая
Арафат 30 июля
Курбан Байрам 31 июля
Новый Год по Хиджре 2 марта
День Ашура с 29 августа
Сафар 19 сентября
День рождения Пророка Мухаммеда 29 октября
Джума каждую пятницу

Навруз отмечается в 2020 году 21 марта
Значение праздника

Новруз переводится, как новый день и символизирует начало нового цикла и перехода от зимы к весне. Отмечается он всегда в день весеннего равноденствия. Этот период также символизирует плодородие и начало сезона урожая.

Традиции

Одной из главных традиций в этот день является хафт сина и хафт шин-а. Этот ритуал означает, что на стол нужно поставить семь блюд на букву С и столько же на букву Ш. Обычно это круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Также на стол ставят обязательно сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Готовятся к празднику за месяц и каждый вторник символизирует одну из четырех стихий — воду, землю, огонь и ветер. В первый вторник принято сажать сямяни (проросшие семена пшеницы). В ночь накануне праздника обязательно окуривают дом ветками арчи. Перед Новрузом убирают весь дом, стирают вещи и готовят богатый стол.

Ночь Рагаиб отмечается в 2020 году 27-28 февраля
Значение праздника

Именно в этот день, по преданиям, сочетались браком родители пророка Мухаммеда и, предположительно, в эту ночь он был зачат. Сам же месяц Рагаиб считается священным, в этот период запрещены войны и ссоры.

Традиции

Обязательно накануне Ночи Рагаиб читается молитва даров, а поутру мусульмане идут в мечеть, чтобы послушать традиционную проповедь. Все добрые дела, сделанные в эту ночь, будут обязательно приняты и вознаграждены особенным образом. Также этот праздник является символом покаяния, поэтому, если есть тайны и секреты, желательно их раскрыть.

Ночь Бараат отмечается в 2020 году в ночь с 7 по 8 апреля
Значение праздника

У мусульман это самая почитаемая ночь и в этот праздник любой может просить милости у Аллаха и все будут прощены. Согласно преданиям в ночь Бараат меняются жизни и вершатся судьбы.

Традиции

В самую священную принято молиться о своих грехах и просить прощения. Очень важно также помириться с теми близкими, с которыми в ссоре и попросить прощения. Помимо всего прочего важно также уделить время созиданию и размышлению о своей жизни — что сделали хорошего, что нужно сделать, мысли мусульман должны освободиться от всего дурного и злого. По дороге в мечеть многие приверженцы этой религии обязательно стараются совершать добрые дела и раздать детям сладостей.

Рамадан отмечается в 2020 году с 24 апреля
Значение праздника

На самом деле Рамаданом называют месяц, во время которого принято соблюдать строгий пост. Прежде всего, это время, когда проверяется вера и преданность своим принципам, это символ того, что мусульманин может выстоять перед грехами и искушениями. Таким образом они пытаются приблизиться к Аллаху и настроиться на духовный рост.

Традиции

В этот период все мусульмане придерживаются своду правил и отказываются от некоторых вещей. Так, самым главным запретом в месяц Рамадан считается так называемый ният, а именно непроизнесенное намерение. Кроме того, воздерживаются в это время от мясных блюд, алкоголя, интимной близости, курения и даже избегают запаха табака.

В период поста разрешается ифтар (время для приема пищи после захода солнца), а также сухур (время приема пищи перед рассветом). Во время поста меняется все, даже образ жизни. Ведь весь месяц улицы пусты и все развлекательные центры закрыты. Когда стемнеет люди выходят на улицу, а торговцы продают восточные сладости. Обязательным ритуалом является Тарваих — это особенная молитва, которую произносят до зари.

Ночь Могущества и Предопределения отмечается в 2020 году 19-20 мая
Значение праздника

Это самая значимая ночь у мусульман, так как по преданиям именно в это время пророку Мухаммеду были посланы самые главные сурры Корана. Также многие верят, что в эту ночь спускаются на землю сами ангелы, чтобы подарить людям милость и благодать.

Традиции

Согласно традициям мусульмане произносят молитву, которая считается самой сильной в году. Многие стараются всю ночь молиться и читать Коран, чтобы Аллах был более милостив, простил грехи и ниспослал награду.

Ураза Байрам отмечается в 2020 году с 24 по 26 мая
Значение праздника

Этот праздник означает окончание поста и таким образом люди прощаются с Рамаданом. Это один из главнейших событий у мусульман и символизирует возрождение и духовный рост, торжество рая над адом и спасение человека.

Традиции

Реклама

Согласно обычаям до праздничного намаза совершают так называемый такбир (форма возвеличивания Аллаха). Всех, кто встречается на пути в мечеть, мусульмане приветствуют словами «Ид мубарак!”, а в переводе «благословенного праздника!” Также важной традицией считается закят аль-фитр. Это значит, что собирают милостыню, которую отдают малоимущим и путникам.

В этот день совершают праздничную молитву, надевают новую одежду, готовят традиционные блюда и приглашают гостей. Дети также участвуют активно в празднике и вместе с родителями ходят по гостям, посещают соседей, которые дарят им сладости, раздают пожертвования и дарят подарки. Очень важно попросить прощения, если кого-то обидели, так как вступать в праздник в ссоре или в обиде не очень хорошо.

Арафат отмечается в 2020 году в ночь 30 июля
Значение праздника

У мусульман это самый лучший день в году, так как по преданиям это тот самый момент, когда Адам и Ева встретились у подножия горы Арафат после изгнания из рая. Лучшим он считается именно потому, что это памятное событие, когда люди задумываются о своей жизни и плохих поступках, что нужно быть осторожнее и осмотрительнее. По преданиям все поступки — и хорошие, и плохие по значимости будут в два раза выше.

Традиции

Одна из главных традиций этого дня — паломничество в Мекку. Но чтобы отправиться в хадж, каждый мусульманин должен позаботиться о том, чтобы его семья, которая останется дома, ни в чем не нуждалась. Женщинам же для того, чтобы отправиться в паломничество, нужно найти сопровождающего. Обязательной остановкой в этом хадже является Джабаль ар-Рахма, где мусульмане молятся.

Курбан Байрам отмечается в 2020 году 31 июля
Значение праздника

Праздник отмечают в память о жертве пророка Ибрагима. Однажды ему пришло откровение о том, чтобы он принес в жертву собственного сына. Он решил послушаться Аллаха, так как считал, что сын в любом случае будет спасен. Так и случилось, ведь в самый последний момент Аллах сказал, чтобы вместо сына он в жертву барашка, который оказался на горе удивительным образом.

Традиции

Как и обычно на крупный праздник, мусульмане в этот день совершают обряд омовения и надевают чистые белые одежды. Никто с утра перед молитвой не кушает, идет сразу же в мечеть, но только мужчины. Женщины же остаются дома, чтобы приготовить праздничную еду. На пути к мечети мужчины произносят специальную молитву — Такбир. После проповеди, обычно совершают жертвоприношение, из этого животного делают праздничный ужин, но его часть обязательно отдают беднякам.

Новый Год по Хиджре отмечается в 2020 году 2 марта
Значение праздника

У мусульман с этого дня начинается новый лунный год. Они не отмечают его, как у нас, здесь это, скорее, период обновления природы, время для нового этапа и перемен в жизни.

Традиции

В месяц, когда празднуют Новый год, все дни важно вести себя в два раза благочестивее, обходительнее и вежливее. Согласно поверью все зло, сделанное в этот период, вернется вдвойне. И если у нас принято накрывать щедрый и богатый стол, мусульмане на Новый год по Хиджре соблюдают пост.

День Ашура отмечается в 2020 году в ночь с 29 августа
Значение праздника

По легенде именно в этот день было сотворено практически все — небеса, ангелы, Адам и т.д. Более того, многие важные и ключевые события случились в День Ашура, а по пророчествам и конец света ожидается именно в это время.

Традиции

До захода Солнца обычно соблюдается пост, после которого организовывают небольшой праздничный ужин. На стол ставят курицу, баранину, фрукты, единственный запрет — чеснок, ведь он, по приметам, приносит неудачу в дом. На улицах вечером устраивают шествие с уменьшенной копией гробницы Хумена.

Сафар отмечается в 2020 году 19 сентября
Значение праздника

Сафар на самом деле — это месяц, а не праздник. Многие мусульмане верили, что этот период самый несчастливый и приносит с собой беды. Но это суеверия, которые больше похожи на страшилки. Ведь пророк Мухаммед говорил, что все месяцы от Аллаха и благословенны. Все же и сегодня некоторые особенно суеверные стараются не совершать крупных поступков и принимать серьезных решений.

День рождения Пророка Мухаммеда отмечается в 2020 году 29 октября
Значение праздника

Пророк Мухаммед у мусульман почитаем особенным образом. Поэтому у них многие важные даты его жизни отмечают и по сей день. Этот праздник может затянуться даже на целый месяц.

Традиции

Как и обычно мусульмане отправляются в мечеть для молитвы и проповеди. Семьи устраивают праздничный ужин, а в городе организовывают пиршества. Улицы украшают страницами Корана, поют песни и слушают его проповеди.

Джума отмечается в 2020 году каждую неделю в пятницу
Значение праздника

У мусульман это особенный день, когда по легенде Аллах завершил создание Адама. Джума чем-то похож на воскресенье у православных.

Традиции

В этот день все мужчины совершают обязательный намаз. Согласно легенде грехи, о которых молятся обязательно будут прощены, а просьбы выполнены. Как и у нас в воскресенье, так и у них на Джуму близкие родственники стараются посетить друг друга.

Мусульманский религиозный календарь, как и иудейский, — лунный. День начинается с заката солнца и продолжается до следующего заката (поэтому, например, ночь 7-го следует понимать как ночь с 6-го на 7-е). Началом летоисчисления считается год хиджры (переселения Пророка из Мекки в Медину), соответствующий 622 году нашей эры. Сейчас идет 1423 год хиджры, а весной 2003 года наступит 1424 год.

Мусульманских месяцев 12: мухаррам, сафар, раби I, раби II, джумада I, джумада II, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-л-када, зу-л-хиджжа. Самым благословенным из них считается 9-й, рамадан — месяц поста. В последний месяц года совершается паломничество в Мекку — хадж, что и отражено в его названии — зу-л-хиджжа, «месяц хаджа». Четыре месяца — 1-й, 7-й, 11-й, 12-й — считаются священными и закрытыми для всякого военного действия.

Ашура (персидское название — Шахсей-вахсей)

Ашура отмечали еще во времена Пророка как благословенный день, в который произошли многие радостные события, в том числе первая встреча Адама и Евы после изгнания из Рая, выход Ноя из Ковчега, переход Моисеем моря. Позже Ашура утвердился, особенно у шиитов, как траурный день — в память о мученической смерти имама Хусейна (внука Пророка и сына Али), убитого при Кербеле (Ирак) 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года).

В Иране и сложился культ Хусейна, день смерти которого был объявлен днем всеобщей скорби. В течение первых десяти дней мухаррама шиитская община устраивает траурные мистерии (тазиа, «оплакивание») с кульминацией в Ашура. От издающихся при этом возгласов «шах-Хусейн, вай-Хусейн!» (перс. «Владыка Хусейн, о Хусейн!») поминальная церемония получила свое название «Шахсей-вахсей». В этот день мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе кровавые раны. В соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 года были запрещены ритуальные шествия с самоистязаниями участников. После 1991 года этот запрет подтвержден не был, однако традиция не возобновлена.

Рождение Пророка (Мавлид)

В действительности это дата смерти Пророка, совпадающая, по преданию, с днем его рождения, что накладывает отпечаток на характер торжества. Праздник сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день рассказывать или слушать о деяниях «Посланника Аллаха», о чудесах, предшествовавших рождению Мухаммеда. Кроме чтения Корана, молитв и раздачи милостыни, празднование годовщины знаменуется чтением вслух поэм, посвященных Пророку и известных как мавалид (мн. ч. от мавлид).

Вознесение Пророка (Мирадж)

Праздник посвящен чудесному ночному путешествию Пророка на быстром, как молния, коне аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда к престолу Аллаха, который принял его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Все это, гласит предание, произошло столь мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, Пророк застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это «путешествие» относится к числу наиболее популярных среди верующих мусульманских преданий.

Ночь прощения (Лейлят ан-нисф мин шаабан), или Ночь середины шаабана (Лейлят ал-бараа, персидское название — Шаб-и барат)

В эту ночь, которая приходится на полнолуние, определяется судьба каждого человека на ближайший год, и благочестивые мусульмане проводят ее в посте, молитвах и бдениях.

Могущественная Ночь
(Лейлят ал-кадр)

В эту ночь Пророку было ниспослано первое кораническое откровение, а небесный подлинник Корана из-под престола Аллаха был перенесен архангелом Джабраилом (Гавриилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. В этой святой ночи Всевышний особенно благосклонен к просьбам верующих, поэтому мусульмане отмечают ее в мечети чтением Корана и вознесением молитв. Мусульмане полагают, что в Лейлят ал-кадр определяются судьбы людей на последующий год (ср. лейлят ал-бараа), а само ее название истолковывают как «ночь предопределения». В эту ночь Всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. Наступление праздника сопровождают дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с «возможными чудесами» (встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших).

Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными. Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположение «высших» сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу.

Праздник разговения (Ид ал-фитр, татарские названия — Ураза-байрам, Рамазан-байрам)

Праздник знаменует собой завершение поста месяца рамадан и длится три дня. В первый день совершается специальная общая молитва в большой мечети или под открытым небом, за которой следует праздничная трапеза. Верующий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершить определенное или обещанное Богу число рак-атов намаза, поститься определенное число дней, уплатить фитр-садака (закят ал-фитр), «милостыню окончания поста». К общепринятым обрядам относятся также обновление одежды, взаимные визиты, подношение подарков, посещение могил родственников. В Турции принята также раздача сладостей — откуда и обозначение праздника: шекер байрам, «сахарный праздник».

Чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей Ураза-байрам приобретает специальное значение, бедняки и нищие надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим. Иногда исламские богословы заявляют, что раздача милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят ал-фитр, и есть «лучшее воплощение в жизнь принципов социализма». На этом основании «исламский социализм» преподносится в качестве самого гуманного способа смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода разрешения социальных противоречий.

Праздники разговения и жертвоприношения представляют собой два главных праздника в исламе, а для строгих мусульман они — единственные. И хотя их называют соответственно «малым» и «большим» праздниками (ид ас-сагир, ид ал-кабир), в действительности первый отмечается с бЧльшим торжеством и весельем.

Праздник жертвоприношения
(Ид ал-адха, татарское название — Курбан-байрам)

Курбан-байрам связывается с преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. В последнюю минуту, сжалившись над несчастным, милосердный Аллах послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите». Среди мусульман существует поверье, будто па спине животного, принесенного в жертву, минуя перекинутый над адом мост Сират, «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.

Праздник совпадает с завершением хаджа, когда паломники совершают обряд жертвоприношения. Жертву приносят у себя дома и все прочие мусульмане, имеющие на то средства. Мясо отдают бедным, но часть обычно идет на праздничную трапезу семьи. Торжества длятся три-четыре дня и включают те же обряды, что и праздник разговения — специальную праздничную молитву, визиты к друзьям и посещение могил.

Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню. Закапывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни Курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения («хейр», «садак») в пользу мечети, святых лиц и святых мест.

Популярность праздника поддерживается и тем, что многие народы считают Курбан-байрам своим национальным праздником и всячески способствуют его проведению на «высоком уровне». В мусульманских республиках РФ указом президента республики Курбан-байрам обычно объявляется нерабочим.

Другие праздники

Наряду с указанными праздниками, различные мусульманские направления и толки имеют свои, особые торжества. В частности, кроме ашуры шиитская община в 18 зу-л-хиджжа отмечает «праздник пруда» (Ид ал-гадир) в память о дне, когда Пророк, как они полагают, назначил Али своим преемником около пруда Хумм. Торжества происходят и в годовщины шиитских имамов. Памятные даты своих великих шейхов празднуют также суфии. В некоторых странах эти торжества, как и годовщины местных святых, называются «урс» (духовная «свадьба»). У мусульманских народов имеются и праздники, связанные с солнечным календарем. Самым крупным из них является Навруз, иранский новый год, совпадающий с началом весны 21 марта. Навруз празднуют татары, башкиры, казахи, азербайджанцы, турки, персы, афганские, среднеазиатские и другие народы, традиционно исповедующие ислам. В Турции суфийское братство Бекташийа исламизирует праздник, толкуя его как день рождения Али.

Из дней недели самым благословенным считается пятница (йаум ал-джум’а, «день собрания»).

Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание гласит также, что день Страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что «свет Ислама» начал распространяться именно в пятницу. В пятницу же 1 мухаррама, т. е. первого числа первого месяца лунного года, совершилось бегство пророка из Мекки в Медину в 622 году, который принят в исламе в качестве первого года мусульманского летосчисления.

Этот день считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан — воскресенье. Во многих мусульманских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни, и слушания проповеди (хутба). Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные молитвы, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. В Иране, например, информационно-аналитические программы телевидения, подводящие итоги недели, выходят именно по пятницам. Ночь на пятницу — самая счастливая и благоприятная, особенно для заключения браков.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *