Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

  • Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
  • Периодизация психического развития в онтогенезе.
  • Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
  • Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
  • Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
  • Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
  • Возрастная и клиническая диагностика.
  • Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
  • Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

  • медициной;
  • философией;
  • этнографией;
  • искусствоведением;
  • социологией;
  • социальной психологией;
  • общей психологией;
  • дифференциальной психологией;
  • патопсихологией;
  • педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
— Метод наблюдения
— Эксперимент:

  • лабораторный;
  • естественный;
  • констатирующий;
  • формирующий;

— Вспомогательные методы исследований:

  • беседа;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
  • проективные.

— Сравнительные методы исследования:

  • близнецовый;
  • сравнение нормы и патологии;
  • кросс-культурный;
  • биографический.

— Социометрические методики.

Схема построения эмпирического исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание — важнейший фактор развития. Созревание — психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:

  • потребности общества в новой организации системы образования;
  • прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
  • разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):

  1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
  2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
  3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Абстракт

Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). При этом возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические.

Методы возрастной психологии можно разделить на организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Предмет возрастной психологии

Прежде всего — два парадокса детского развития.

1.Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. С другой стороны, по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение этого совершенства — у ребенка практически отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Более того, замечено общее правило — чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Как это можно объяснить?

2.В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологии об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного человека, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?

Вообще, как ни парадоксально, само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно — не тысячелетия назад. Так, например, в литературе 19 века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Согласно отчету комиссии английского парламента в 1833 году, дети иногда начинали работать на фабрике с 5 лет, нередко с 6 лет, еще чаще с 7 лет, а в возрасте 8 лет, как правило, работали уже все дети неимущих родителей (рисунок). При этом рабочий день у них продолжался 14-16 часов.

Статус детства пролетарского ребенка формируется только в 19-20 веке, когда появилось законодательство, юридически запрещающее детский труд. Разумеется, это не означает, что законы автоматически обеспечивают наличие детства для таких детей. Дети в этой среде, прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Другими словами, статус детства в решающей степени связан с положением родителей в социальной структуре общества.

Что такое статус детства? Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Проиллюстрируем динамику этого понятия в разные исторические эпохи. Какие примеры отношения к детству дает нам Библия? Книга Иова: бог решил испытать силу веры Иова, до того вполне благополучного человека, и наслал на него разные беды (неурожай, кражи, смерть детей, и только потом, в качестве последней капли — серьезную болезнь). Потом, убедившись в твердости его веры, бог вернул ему благосостояние и дал возможность родить новых детей. То есть дети в этом социальном контексте так же заменимы, как деньги или урожай.

Как известно, одной из наиболее адекватных форм отражения реальности, в том числе социальной, является искусство. Так вот, до 13 века художники вообще не изображали детей. В 13 веке детские образы — это только ангелы, младенец Иисус и нагие дети как символы душ умерших, при этом дети изображаются как уменьшенные взрослые. Детских портретов вообще нет. Никто, следовательно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Даже само слово «ребенок» в средневековой Германии было синонимом для понятия «дурак».

Только в 16 веке появляются портреты умерших детей, то есть смерть ребенка теперь переживается как действительно невосполнимая утрата, а не как естественное событие. Портреты живых детей, и то, в основном, официально-парадные, появляются только в 17 веке.

Различным было и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах.

В 1601 году во Франции родился будущий король Людовик 13. В полтора года Людовик 13 играет на скрипке и одновременно поет. Это Луи делает еще до того, как его внимание начинают привлекать деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (это стандартный набор игрушек того времени). В 3 года Луи принял участие в праздновании Рождества. С трех лет он начал учиться читать, а в 4 года умел писать. В 5 лет он играл с куклами и в карты, в 6 лет — в шахматы и в теннис, а также упражнялся в отгадывании загадок и шарад. Товарищами по играм у Луи были пажи и солдаты, с ними он играл в прятки и другие игры.

В 7 лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого же времени ему читают литературу педагогического и моралистического содержания. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх наряду со взрослыми.

Другой пример — 1957 год, Западная Австралия, племя пинтуби (рисунок). Жизнь этих людей сосредоточена на двух целях — поиске пищи и воды. людей сосредоточена на двух целях — поиске пищи и воды. Женщины рожают детей прямо на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имеют представления о гигиене, не знают причин деторождения. Все ходят нагими, что делает их жизнь мучительной в холодную погоду. Спят, лежа на песке, без всяких покрывал, прижимаясь для тепла к двум свернувшимся калачиком собакам динго. Как же ведут себя дети? Девочка двух-трех лет во время еды засовывает себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной ящерицы, которые она сама испекла в горячем песке. Еще наблюдения этнографа: Девочка менее 2 лет сидит в грязи и вытаскивает из банки тушенки мясо пальцами; на следующее утро банка вылизана до блеска. Маленькая девочка, которая еще не умеет ходить, устроила для себя отдельный костерчик и, наклонив голову, раздувает угли, чтобы огонь перекинулся на ветки и согрел ее. Она, наверняка, страдала от холода, и все же не плакала. Вообще в этой семье было трое маленьких детей, но этнографы ни разу не слышали их плача.

С другой стороны, девочка из подобного племени была взята на воспитание в возрасте 1,5 лет, перевезена во Францию и воспитывалась как европейский ребенок. К 20 годам она закончила колледж, знала 3 языка и занималась научной деятельностью как этнограф.

Возможность решения этих и многих других парадоксов и вопросов и предоставляет изучение возрастной психологии.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). Другими словами, объект имеет динамический характер и, следовательно, требует для своего изучения системного подхода. И действительно, в этом разделе используются данные не только собственно психологии, но и медицины, и педагогики.

Наиболее общие проблемы современной возрастной психологии:

· научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

· определение эталонов зрелости индивида /личности;

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды его жизни, в том числе явления акселерации при взрослении и ретардации при старении;

· прогнозирование развития, в том числе роль в нем ранних периодов жизни; изучение психических ресурсов человека. В частности, здесь нужно отметить проблему вундеркиндов, которые очень быстро растрачивают весь свой психический ресурс.

В возрастной психологии как науке о развитии выделяются два базовых понятия:

онтогенез (греч. on — сущее) — индивидуальное развитие;

филогенез (греч. phyle — племя) — развитие вида и человека как представителя вида.

Так вот, в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций. Это — тоже предмет возрастной психологии.

Пример — с возрастом не только растет объем мышления, количество мыслительных операций, но и происходит изменение преобладающего типа мышления — от наглядно-действенного в раннем детстве к абстрактному в зрелости.

И.М. Сеченов впервые свел различные фазы развития человека в единый цикл. До него в возрастной психологии отдельно рассматривались 2 периода — детский возраст и старость; в то же время период взрослости (акме — расцвет; отсюда модное нынче название «акмеология») вообще воспринимался как окаменелый, когда психика вообще не развивается. После него огромный вклад в возрастную психологию внесли Л.С. Выгодский и основатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев.

Возраст — количество прожитых лет от момента рождения. Он накладывается на стрелу времени и, соответственно, имеет ее основные характеристики — необратимость и однонаправленность. Это, в частности, исключает понимание старости как обратного развития.

Б.Г. Ананьев выделил для возраста 2 характеристики:

· метрическая (индивидуальная и средняя продолжительность жизни, длительность отдельных фаз жизненного цикла);

· топологическая (местоположение отдельных фаз жизненного цикла на стреле времени, то есть в композиции со всем человечеством).

Другими словами, возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические. Как говорил Б.Г. Ананьев, «возраст — взаимопроникновение природы и истории».

Пример –женщина, имеющая биологический возраст 30 лет, сегодня воспринимается как молодая, а в 19 веке – как пожилая (это прекрасно отражено в романе О.Бальзака «Тридцатилетняя женщина»)

Возраст — наиболее интегральная характеристика человека. Он описывает личностные особенности, особенности человека как субъекта деятельности и т.д. Поэтому возрастная характеристика входит практически во все социопсихологические исследования (пример — преобразование возраста космонавтов с изменением решаемых ими задач).

Особенности возрастных изменений психики:

· разная интенсивность и разное значение их в отдельные фазы жизни (быстрее и важнее всего эти изменения у ребенка, минимальны по силе и важности — у взрослого);

· проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем больше роль индивидуальных особенностей, тем значительнее индивидуальные различия. Особенно это характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы перекрываются типом индивидуального развития, характером практической деятельности.

То же имеет место при переходе от зрелости к старости: преждевременное старение одних — и интеллектуальная активность и молодость других, что определяется главным образом мерой социальной зрелости человека, образом его жизни как личности и субъекта деятельности.

Основные методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.организационные.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.3.комплексный.

1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени.

Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института.

Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода «высшим пилотажем» экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно — со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему «Когнитивное развитие психических функций»).

Метод позволяет:

· проследить развитие отдельных психических функций;

· дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,…,10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых — методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

Метод позволяет:

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных — неделя, у взрослых — 5 лет, в старости — меньше).

1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

2.6.тесты.

3. обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема — перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр.

Пример – психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность. Однако вопрос «что с ним делать?» психолог не решает, считая это предметом педагогики.

Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах:

· онтологический (соотношение биологического и социального в развитии);

· хронологический (микро- и макрохронология);

· структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);

· каузальный (факторы развития).

Соответственно этому делению сформулированы последующие темы курса

Перечень теоретических вопросов

для проведения зачета

по учебной дисциплине «Возрастная психология»

Возрастная психология– это отрасль психологии, которая изучаетзакономерности этапов психического развитияи формирования личности в онтогенезе.

Онтогенез– это процесс индивидуального развития особи от момента зачатия и до конца жизни.

Предмет возрастной психологии – это закономерности этапов психического развития.

Возрастная психология тесно связана с генетической психологией. Отличие в том, что возрастная психология делает акцент на развитии человека в определенном возрасте, а генетическая – на самом развитии.

Задачивозрастной психологи:

  1. Изучение движущих сил источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути.

  2. Разработка периодизации психического развития.

  3. Изучение возрастных особенностей протекания психических процессов (компенсация, деградация, изменения, совершенствование и т.д.).

  4. Установление возрастных закономерностей деятельности и общения.

Методы возрастной психологии

Методывозрастной психологии:

  1. Наблюдение– это изучение общения и деятельности в процессе целенаправленного восприятия в различных естественных условиях.

Восприятие, в свою очередь, – это познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств (зрительное, слуховое, осязательное).

Наблюдение может быть научнымижитейским.

Наблюдение:

— сплошное,

— выборочное,

— включенное,

— внешнее.

Преимущества наблюдения:

  1. Может изучать любые обстоятельства жизни человека.

  2. Фиксирует процесс психической жизни человека.

Ограничения наблюдения:

  1. Метод трудоемкий и требующий длительного времени.

  2. Много субъективности.

Процесс наблюдения:

  1. Определяется цель,

  2. Готовится план,

  3. Определяются объекты наблюдения,

  4. Определяются промежуток наблюдения и частота,

  5. Заполняется таблица наблюдений.

2. Метод эксперимента– это изучениеобщенияидеятельностив специально созданных условиях.

Общение– это связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияний, взаимопереживаний, взаимоотношений.

Деятельность– это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, регулируемая осознаваемой целью.

Данным методом проверяют гипотезу о причинно-следственных связях:

Причина– это экспериментальное условие (независимая переменная).

Следствие– поведение испытуемых (зависимая переменная).

! Побочные условия влияют на ход эксперимента.

Виды:

  1. Лабораторный (все условия контролируются, все испытуемые знают, что участвуют в эксперименте).

  2. Естественный (испытуемые не знают, что над ними проводят эксперимент).

  3. Формирующий (применяется в педагогике и психологии, основа – формирующее условие). В данном методе есть контрольно-экспериментальная группа.

  4. Кроссокультурный.

  5. Патопсихологический.

  6. Мысленный (иногда проводится без реального эксперимента, но всегда обеспечивает его успешность).

Преимущества:

  1. Экономичный, быстрореализуемый метод.

  2. Позволяет получить большое количество данных.

  3. Его можно повторить с другими данными.

  4. Активный.

Ограничения:

  1. Результаты могут быть искусственными.

  2. Может не подходить для практики.

  3. Имеет ограниченную область применения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития человека в онтогенезе.

Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста,психология старости (геронтопсихология).

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *