В современности реклама и маркетинг пускают в ход тонкие приемы, оказывающие прямое воздействие на сознание человека. Представляем вашему вниманию 19 психологических феноменов, которыми умело пользуются маркетологи.

1. Эффект якоря (эффект привязки)

Так называется психологический феномен, при котором предварительно показанные человеку числа (часто произвольные) оказывают влияние на последующую оценку какого-либо параметра. Эта особенность нашего восприятия чаще всего используется в сфере продаж. Во время скидок на этикетках обязательно указывается старая цена товара. Не секрет, что эти цифры часто преувеличены, но наше подсознание начинает воспринимать новые расценки в качестве приемлемых и доступных.

2. Эвристика доступности

Здесь подразумевается явление, при котором люди переоценивают информацию, которая им доступна. Например, широко известно, что курение негативно влияет на здоровье. Тем не менее, обязательно найдется человек, который будет ставить под сомнение этот факт: ведь его дедушка прожил до 100 лет, выкуривая в день по две пачки!

В мире маркетинга подобное предубеждение используют довольно часто, когда представляют товар в качестве единственного решения конкретной проблемы (значение которой мы обычно преувеличиваем).

3. Эффект подражания

Мы неоднократно видели рекламные ролики, в которых продукт представляют в качестве «№1» (по продажам, оценкам и другим параметрам). Этот прием непосредственно связан с эффектом подражания, согласно которому, чем больше людей выбирают продукт, тем больше потенциальных покупателей будут стремиться его купить.

4. Слепое пятно

Прочитали статью о психологических феноменах и посчитали, что они на вас не влияют? Само по себе подобное неприятие действительности является слепым пятном. В то время как мы отрицаем влияние предубеждений и стереотипов, маркетологи продолжают успешно использовать их в своих стратегиях.

5. Искажение в восприятии сделанного выбора

Если вы уже сделали выбор, то скорее всего будете воспринимать его позитивно. Даже если он имеет явные недостатки. Вы будете считать свою собаку самой прекрасной на свете, даже если она кусает каждого прохожего. Если вы обладатель смартфона Apple, то будете постоянно закрывать глаза на его недостатки, преувеличивать достоинства и принижать свойства устройств на базе Android. Многие интернет-магазины умело пользуются этим, когда рекомендуют своим покупателям новый продукт на основе купленных ранее товаров.

6. Иллюзия группирования

Люди часто видят общий корень в событиях, которые никак не связаны друг с другом. В мире маркетинга это предубеждение используется, когда продукт представляют в качестве решения сразу нескольких проблем.

7. Склонность к подтверждению своей точки зрения

Мы больше доверяем той информации, которая подтверждает правильность наших представлений. Во время продвижения продукт представляют таким образом, чтобы он наиболее соответствовал нашим предубеждениям и ожиданиям.

8. Эффект консерватизма

Люди склонны верить более ранним данным, нежели новым. Порой инновации воспринимаются нелегко, поэтому маркетологи стараются, чтобы продвигаемые товары наиболее соответствовали устоявшимся традициям и убеждениям.

9. Искаженная оценка информации

Это предубеждение подразумевает тенденцию поиска информации, которая на самом деле не имеет особой ценности. К примеру, некоторые компании предоставляют очень много информации о своем товаре. Конечно, это не означает, что эти данные являются качественными, но наше сознание воспринимает это именно так.

10. Эффект страуса

В этом случае мы сталкиваемся с игнорированием опасной или рисковой информации. Образно говоря, люди просто зарывают голову в песок как страусы, не желая принимать действительность. Компании тоже пользуются этим: при составлении маркетинговых стратегий потенциальные риски и недостатки часто приуменьшают, если и вовсе не скрывают.

11. Отклонение в сторону результата

Люди судят ситуацию по окончательному результату, нежели по качеству принятых решений. Но ведь если вы выиграли крупную сумму в казино, это вовсе не значит, что рисковать своими деньгами было правильно. Этот психологический феномен часто используется продавцами, которые концентрируют ваше внимание не на товаре, а на пользе, которую он может принести.

12. Эффект чрезмерной уверенности

Некоторые люди слишком уверены в своих способностях, что порой заставляет их принимать очень рискованные решения в повседневной жизни. По этой причине маркетологи часто представляют продукты в качестве помощников, которые поспособствуют выполнению почти невероятных, но очень желанных целей.

13. Эффект плацебо

Если вы верим, что какое-либо явление возымеет определенный эффект, то, в конце концов, наши ожидания оправдаются. Это предубеждение часто используется при продвижении дорогих товаров.

14. Эффект инноватора

В данном случае мы наблюдаем, как люди переоценивают полезность и недооценивают ограниченность иновационного продукта. Этим и пользуются рекламщики, когда представляют свой товар в качестве трендовой новинки, не имеющей аналогов.

15. Эффект новизны

Человек лучше запоминает и взвешивает данные, которые узнал в последнюю очередь. Маркетологи обычно контролируют информацию, которую мы видим в конце. Например, интернет-магазины чаще всего помещают положительное описание в самом низу карточки товара.

16. Селективное восприятие

Данное предубеждение подразумевает, что люди уделяют гораздо больше внимания тем явлениям, которые полностью согласуются с их ожиданиями. По этой причине некоторые компании концентрируют внимание на довольных клиентах: ведь если товар уже был куплен и полностью соответствовал ожиданиям, то вероятность повторной покупки возрастает.

17. Стереотипизация

Как бы мы этого не отрицали, но каждый из нас живет стереотипами. Часто мы ожидаем от человека определенного поведения, хотя можем совершенно ничего не знать о нем. В мире продаж использование культурных стереотипов (сознательных или бессознательных) в значительной степени повышает эффективность рекламных мероприятий.

18. Систематическая ошибка выжившего

Здесь мы имеем дело с разновидностью систематической ошибки отбора, в случае которого по одной группе (о «выживших») есть много данных, а по другой (о «погибших») – данные практически отсутствуют. Для объяснения этого явления очень подходит следующая фраза: «Слухи об уме и доброте дельфинов основаны на рассказах уставших пловцов, которых они толкали к берегу, но мы не можем услышать рассказ тех, кого они толкали в другую сторону». В маркетинге производители часто концентрируют внимание на позитивном воздействии товара, независимо от того, приносит ли он реальные положительные результаты.

19. Предпочтение нулевого риска

Мы хотим быть уверены в своем выборе и не всегда готовы идти на риск. Поэтому маркетологи часто акцентируют внимание на безопасности и отсутствии риска при использовании какого-либо товара или сервиса.

От автора. (pdf)

Глава I. Общая характеристика психофизиологической проблемы и ее философских аспектов (pdf)

§ 1. Особенности современного этапа развития естествознания и психофизиологическая проблема

§ 2. Сущность психофизиологической проблемы и ее краткий исторический очерк

§ 3. О необоснованности нигилистического отношения к психофизиологической проблеме со стороны некоторых советских философов

Глава II. Диалектический материализм и психофизио.логическая проблема. Критический обзор современных концепций соотношения физиологического и психического (pdf)

§ 4. Несостоятельность идеалистических и дуалистических подходов к проблеме «сознание и мозг»

§ 5. Основные конценпции соотношения физиологического и психического в марксистской философской литературе. Анализ теоретических разногласий

§ 6. О необходимости специального исследования понятий физиологического и психического

Глава III. Анализ категории физиологического (pdf)

§ 7. Общая характеристика физиологических явлений и их основных классов. Некоторые методологические вопросы современной физиологии

§ 8. Роль принциnа активности в современных биологических исследованиях и его значение для понимания природы физиологических явлений

§ 9. О нейрофизиологических явлениях, протекающих на уровне головного мозга

Глава IV. Анализ категории психического (pdf)

§ 10. Современная психология и теоретические трудности определения специфики психических явлений

§ 11. Психические явления и категория отражения

§ 12. Категории идеального и субъективного в их отношениях к категории психического

§ 13. О сознательных и бессознательных психических явлениях. Сознание и самосознаиие (в связи с некоторыми методологическими вопросами психиатрии)

§ 14. Субъективные явления как предмет исследования. Проблема самонаблюдения (интроспекции)

Глава V. О физиoлогической интерпретации психических явлений (pdf)

§ 15. Категория информации и ее значение для понимания характера отношения субъективных явлений к мозговой нейродинамике

§ 16. Общие вопросы нейрофизиологической интерпретации психических явлениЙ

§ 17. О нейрофизиологической интерпретации чувственного образа. Вопросы об изоморфизме между субъективными явлениями и их нейродинамическими носителями

§ 18. Некоторые соображения относительно нейродинамической и кибернетической интерпретации феномена сознания

§ 19. Физиологическое и логическое

§ 20. Психическое и соматическое

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами, и когда я признаю в душе их реальность, последняя остаётся всё-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию.

Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, – всё это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю. Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и всё сказанное может быть повторено по поводу каждого из них. Следовательно, эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.

Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Если я пытаюсь нарушить нормы права, они реагируют против меня, препятствуя моему действию, если ещё есть время; или уничтожая и восстанавливая его в его нормальной форме, если оно совершено и может быть исправлено; или же, наконец, заставляя меня искупить его, если иначе его исправить нельзя. Относится ли сказанное к чисто нравственным правилам?

Общественная совесть удерживает от всякого действия, оскорбляющего их, посредством надзора за поведением граждан и особых наказаний, которыми она располагает. В других случаях принуждение менее сильно, но всё-таки существует. Если я не подчиняюсь условиям света, если я, одеваясь, не принимаю в расчёт обычаев моей страны и моего класса, то смех, мною вызываемый, и то отдаление, в котором меня держат, производят, хотя и в более слабой степени, то же действие, что и наказание в собственном смысле этого слова.

Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; её составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и являющиеся принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими человеческими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных. Оно им вполне подходит, так как ясно, что, не имея своим субстратом индивида, они не могут иметь другого субстрата, кроме общества.

(Э. Дюркгейм)

Тест 1. Предмет и задачи психологии как науки

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

а) В.И. Вернадского;

б) Б.М. Кедрова;

в) М.В. Ломоносова;

г) Ф. Бэкона.

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт;

б) Дж. Милль;

в) Г. Фехнер;

г) Э. Вебер.

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

а) Эпикуром;

б) Демокритом;

в) Аристотелем;

г) Б. Спинозой.

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения;

г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

а) Р. Декарт;

б) Г. Лейбниц;

в) Х. Вольф;

г) Аристотель.

7. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

8. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад;

б) более двух тысяч лет тому назад;

в) в XVI в.;

г) в XVII в.

10. Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом;

б) с биопсихизмом;

в) с анимизмом;

г) с панпсихизмом.

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

а) Г. Лейбницу;

б) Б. Спинозе;

в) Х. Вольфу;

г) Дж. Локку.

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

а) в XVI в.;

б) в XVII в.;

в) в XVIII в.;

г) в XIX в.

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

а) Э. Крепелин;

б) Дж. Ст. Милль;

в) И.М. Сеченов;

г) В.М. Бехтерев.

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

б) психосоциальная;

в) психопраксическая;

г) психогностическая.

15. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

16. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга;

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

а) психоанализ;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) гуманистическая психология.

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

б) психологии сознания;

в) поведенческой психологии;

г) психологии как отражательной деятельности мозга.

20. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

б) структурализму;

в) бихевиоризму;

г) психоанализу.

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

б) эндопсихикой;

в) интропсихикой;

г) экстраверсией.

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

а) к экзопсихике;

б) к эндопсихике;

в) к интропсихике;

г) к интериоризации.

23. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) интерес;

г) сердцебиение.

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а) С.Л. Рубинштейн,

б) А.Р. Лурия;

в) П.Я. Гальперин;

г) А.Н. Леонтьев.

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) мышлением;

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

а) мотива;

б) личности;

в) темперамента;

г) способностей.

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

а) медицинская;

б) социальная;

в) возрастная;

г) общая.

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

а) дифференциальная;

б) социальная;

в) педагогическая;

г) общая.

30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогией;

б) педологией;

в) дидактикой;

г) психопедагогикой.

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

б) В.М. Бехтерев;

в) К.Д. Ушинский;

г) Н.Н. Ланге.

32. Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.;

б) в начале XX в.;

в) в середине XIX в.;

г) на рубеже XIX–XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

б) Дж. Дьюи;

в) Дж. Уотсон;

г) У. Джемс.

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928 г.;

б) в 1932 г.;

в) в 1936 г.;

г) в 1939 г.

35. В. Франкл известен как основоположник:

а) индивидуальной психотерапии;

б) рациональной психотерапии;

в) логотерапии;

г) социальной терапии.

36. Автором психодрамы является:

а) Я. Морено;

б) В. Франкл;

в) К. Хорни;

г) Ф. Перлз.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *