Возрастные особенности детей четвёртого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со

взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.

В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно — образное.

Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.

Основные задачи развития:

  1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
  2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
  3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
  4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
  5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Игровая деятельность

В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности

предполагает использование пошаговой педагогической технологии,

обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнёр), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

Игра для детей четвёртого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

Для того чтобы сообщество детей четвёртого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние.

Главными педагогическими задачами являются:

  • оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
  • расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  • поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  • создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Дошкольное детство — это возрастной период от трех до шести-семи лет. В этом возрасте обозначается абрис личности ребенка.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуется отделением от взрослого, формированием «Я». Пройдя через кризис трех лет, ощутив себя «самостоятельным», отдельным от родительских фигур, ребенок хочет выйти за рамки семьи в более широкий, взрослый мир, стать «как взрослый», однако появившееся стремление не соответствует его возможностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте складывается фундаментальное противоречие между потребностью ребенка действовать как взрослый с одной стороны и невозможностью осуществлять эти действия (ребенок не владеет необходимыми операциями) — с другой. Это противоречие разрешается в игре. Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в самом процессе.

Ролевая игра — это ведущая деятельность в дошкольном детстве, в ней происходит развитие основных новообразований этого возраста. Заслуга открытия содержания детской игры, ее структуры, механизмов и противоречий принадлежит выдающимся отечественным психологам Л. С. Выготскому, Д. Б. Эльконину и А. Н. Леонтьеву.

Содержанием детской ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, является ориентация в смыслах человеческих действий и отношений, в игре ребенок обнаруживает эти смыслы. Происходит это через освоение ребенком социальных и профессиональных ролей.

На протяжении дошкольного детства игра проходит определенные этапы развития. В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой действия с игрушками или предметами-заместителями, сюжеты только намечаются, не разворачиваются. В четыре-пять лет достигает своего расцвета сюжетно-ролевая игра. Игровые действия сокращаются, на первый план выходят человеческие отношения. В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретают игры с правилами.

Д. Б. Эльконин выделял четыре основные линии влияния игры на ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие идеального плана и развитие произвольности поведения.

В игре ребенок находится одновременно в двух мирах, в двух пространствах — в пространстве игры и в своем реальном пространстве. Возможность существовать на границе двух миров, воображаемом и реальном, удерживать двойной план игры, переходить эту границу, характеризует игру здорового ребенка.

Характер игры, а именно, переименовывает ли ребенок предметы или просто манипулирует игрушками, есть ли в игре сюжет, роли, какие отношения он проигрывает, является важнейшим показателем его психического развития и состояния.

Особенности игровой деятельности детей в преневротических состояниях, описанные А. С Спиваковской, показали, что индивидуальная игра и игра со сверстниками детей этой группы имеют характерные особенности. Эти дети предпочитают одиночную игру и, более того, часто избегают партнеров по игре. Игра их стереотипна, в ней используется небольшой репертуар сюжетов, не воспроизводятся отношения взрослого мира, профессиональные отношения, а отражаются лишь переживаемые ребенком конфликты со взрослыми и сверстниками. Это говорит о том, что игра детей в преневротическом состоянии выполняет не развивающую функцию, в ней не происходит формирование новообразований, игра приобретает функцию неадекватной психологической защиты.

Сходные данные были получены в исследовании игры детей дошкольного возраста, не принимаемых сверстниками (игнорируемых или отвергаемых), проведенном Т. В. Пивненко. В работе было показано, что игра этих детей имеет свои специфические особенности. В первую очередь это проявляется в том, что дети не могут в игре соблюдать границы между воображаемым и реальным. Они не могут долго играть в рамках сюжета и роли, они либо переходят из игровых отношений в реальные, либо просто выходят из игры. К примеру, принц так и не встречает Золушку, Иван-Царевич остается в плену у Бабы-Яги и навсегда упускает Жар-птицу и т.д. В играх этих детей практически отсутствуют профессиональные роли, такие как «доктор», «продавец», «шофер», они обычно играют роли маленьких детей, а если и играют роли взрослых, то, как правило, ролям придается негативная окраска, воспроизводятся лишь конфликтные ситуации. Нормативные взрослые отношения остаются неосвоенными, дети застревают в своем конфликте, разрыв между «Я» и реальным социальным миром остается непреодоленным.

К сожалению, в настоящее время сюжетно-ролевая игра как особая культурная форма жизни ребенка-дошкольника находится под угрозой. Современные дети играют все меньше, социальная жизнь взрослых постепенно уходит из содержания детских игр.

Как показывают Е. А. Бугрименко и Л. И. Эльконинова, причинами этого являются многие обстоятельства:

  • • размываются возрастные границы игры. Так, если раньше возрастом игры было дошкольное детство, то теперь в игры играют и подростки, и взрослые (это и компьютерные игры, и ролевые игры, и исторические реконструкции);
  • • происходит диссоциация границ между детством и взрослостью, взрослым сообществом утрачиваются символы взросления, вследствие чего у детей не формируется образ взрослого;
  • • утрачиваются семейные традиции и ритуалы — формы упорядоченности семейной жизни;
  • • в сознании родителей игра представлена в основном как способ раннего развития психических функций, а не как способ жизни ребенка;
  • • распадаются игровые сообщества во дворах, исчезло разновозрастное взаимодействие;
  • • профессиональные занятия взрослых теряют свою наглядность. Как показали исследования Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой, современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев мультфильмов, чем окружающих их близких взрослых. Это может быть связано с тем, что содержание современных профессий закрыто для детей и не «поставляет» материала для игровых ролей.

Несмотря на стремление выйти в социум, главным психологическим пространством для ребенка все-таки остается семья — именно в семье находятся и основные ресурсы его развития, и возможные факторы риска.

Одним из главных новообразований в возрасте трех-шести лет является формирование психосексуальной и полоролевой идентичности. Обретение ее осуществляется через идентификацию с родителем своего пола, мальчика — с отцом, девочки — с матерью. Следовательно, отсутствие одного из родителей, неполная семья создают риск нарушения половой идентификации. В четыре-шесть лет формируется представление о постоянстве пола, дети понимают, что иол внеситуативен и устойчив во времени. Появляются жесткие стереотипы относительно того, «что делают девочки» и «что делают мальчики». Дружат, как правило, девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

Подражая родителям, идентифицируясь с ними, ребенок усваивает образцы и способы поведения в ситуациях социального и семейного взаимодействия, формы общения между мужчиной и женщиной, первые моральные нормы и ценности. В процессе интроекции родительских фигур происходит формирование образа «Я», родительские образы проникают, вплетаются в образ «Я».

К концу дошкольного возраста в целом завершается процесс овладения речью, ребенок уже владеет всеми грамматическими формами языка и формами устной речи. Более того, в этом возрасте чрезвычайно высока чувствительность к звуковой стороне слова. Если на предыдущем этапе речь была вплетена в действия, сопровождала их, то теперь она начинает выполнять функцию планирования.

В плане крупной моторики дошкольник владеет почти всеми движениями, с трех лет он осваивает все бытовые умения (сам ест, одевается, умывается) и др.

Начиная с трех лет, ребенок начинает помнить себя, события своей жизни, т.е. появляется «личная история».

Примерно в возрасте трех лет происходит фундаментальное изменение в мышлении ребенка — переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Тем самым мышление ребенка, а значит, и он сам, обретает новую степень свободы. Появление образа, идеального плана делает возможным развитие символической функции и воображения. В. В. Давыдов рассматривал воображение как центральное новообразование дошкольного возраста.

Наиболее яркой характеристикой мышления дошкольника является познавательный эгоцентризм. Это понятие, введенное Ж. Пиаже, означает, что ребенок видит предметы и отношения только со своей точки зрения, не может изменить познавательную перспективу, дифференцировать и координировать точки зрения. Преодоление эгоцентризма (децентрация) происходит в диалоге, в процессе реальной коммуникации со сверстниками и в сюжетно-ролевой игре, благодаря принятию на себя игровой роли, ролевым отношениям и реальным отношениям партнеров по игре.

В норме самооценка у дошкольников высокая, даже завышенная, и это позволяет детям без излишних сомнений включаться в новые виды деятельности, ощущать себя значимыми, нужными, любимыми. К сожалению, и практика, и исследования говорят о том, что у современных дошкольников часто встречается низкая самооценка, неуверенность в себе.

В работе Е. О. Смирновой и И. В. Хохлачевой изучалась связь между развитием самосознания, отношением родителей к ребенку и его отношениями со сверстниками в дошкольном возрасте. Исследование отношения матерей к детям показало, что для всех матерей, участвовавших в исследовании, характерны завышенные ожидания от детей-дошкольников, ориентация на их конкретные качества и достижения, стремление к оценке деятельности. Нормативное отношение к ребенку, ориентация на дисциплинированность, организованность, настойчивость, интеллект приводит к тому, что ребенок фиксируется на оценке себя, переживании своей недооцененность, у него формируется доминанта собственной ценности, сосредоточенность на том, что он значит для других.

По сути, большинство современных матерей относятся к дошкольникам как к школьникам, т.е. содержание дошкольного периода вытесняется школьным, при этом самоценность дошкольного периода развития утрачивается.

Итак, к концу дошкольного возраста появляются следующие изменения в личностной сфере ребенка — новообразования возраста:

  • • возникает соподчинение, иерархия мотивов. Эта сложная структура подчиняет себе непосредственные желания ребенка;
  • • происходит открытие и обобщение своих собственных переживаний. Ребенок, по словам Д. Б. Эльконина, теперь не просто «радуется» или «обижается», но говорит: «Я рад», «Мне обидно», т.е. знает, какие именно переживания он испытывает;
  • • формируется полоролевая и психосексуальная идентичность;
  • • начинается формирование произвольного поведения;
  • • происходит развитие воображения;
  • • формируются первые этические инстанции;
  • • возникает личное сознание;
  • • возникает самооценка как способность оценивать свое поведение, умения и моральные качества (моральные качества понимаются как умение подчиняться нормам поведения).

Осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний составляют начальную форму осознания ребенком «самого себя», означают возникновение «личного сознания». Появление «личного сознания», согласно Д. Б. Эльконину, является основным новообразованием конца дошкольного детства.

Возникновение «личного сознания» влечет за собой стремление ребенка занять новую «социальную позицию», появляется потребность в осуществлении общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, а именно учиться, стать школьником. Это стремление знаменует переход к новому возрасту — школьному.

Новообразования дошкольного возраста позволяют определить те условия и воздействия, которые могут явиться факторами риска их нормального формирования. Так, существует вероятность, что для обретения психосексуальной идентичности фактором риска может стать неполная семья, для формирования адекватной возрасту самооценки — ориентация родителей на достижения ребенка, завышенные ожидания родителей и чрезмерный родительский контроль, для развития воображения и децентрации -отсутствие ролевой игры и общения со сверстниками. Важно помнить, что процесс развития носит целостный характер и поэтому выделение отдельных, изолированных проблем весьма условно.

Родители детей дошкольного возраста чаще всего обращаются за психологической помощью по поводу:

  • • детско-родительских отношений, упрямства, непослушания, отношений с сестрами и братьями;
  • • отношений со сверстниками, коммуникативных проблем (робость, застенчивость, агрессивность, отсутствие друзей);
  • • страхов;
  • • психосоматических заболеваний;
  • • готовности к школьному обучению;
  • • адаптации в связи с изменившимися условиями жизни и травматическими событиями (приход в детский сад, изменение места жительства, развод родителей, повторный брак матери, рождение второго ребенка и др.);
  • • невротических симптомов;
  • • речевого развития.

Нередко за родительскими жалобами стоят личностные проблемы самих родителей или семейные конфликты.

Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка.

Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка. В игре ребенок постигает возможности замещения одного предмета другим: например, кубик становится «мылом», стул – «автомобилем», палка – «мечом» и т. п. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нот и др. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения. В сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников формируется способность анализировать свои поступки, видеть ситуацию с позиции другого человека.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться относительно устойчивые черты личности. В этом возрасте формируется позитивный образ себя и, как правило, завышенная самооценка: «Я хороший», «Меня все любят» и т.п. Дети осознают не только те качества, которые характеризуют их сегодня, но и потенциальное «Я», при этом большинство детей ориентируется на положительный образ себя в будущем: «Я буду одни пятерки получать», «Я буду умный» и т.д. Такая положительная установка является благоприятным условием для дальнейшего развития личности ребенка.

В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить свой результат с образцом, увидеть расхождения. Развивается мотивация поведения. Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность. В возрасте 5,5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии. В 5–7 лет у детей происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением.

У детей 5–6 лет продолжает развиваться речь: обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, активно развивается связная речь. Важной особенностью речи у детей данного возраста является ее эгоцентричность. Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребенок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их. Эгоцентрическая речь – своеобразное средство мышления. Ребенок часто еще не умеет мыслить про себя, поэтому размышляет вслух. Эгоцентрическая речь помогает ребенку осознавать свои действия и планировать деятельность.

Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами.

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, наличие развернутых представлений об окружающем. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия.

Существенную помощь в этом может оказать сайт «Разумейкин». Ресурс сайта позволяет развивать высшие психические функции: мышление, внимание, речь, память ребенка 5-6 лет. В доступной возрасту форме овладевать счетом и чтением, формировать познавательную мотивацию, расширять кругозор. Все это создает базу для успешного обучения ребенка в школе.

1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.
Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

2. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т. е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности:

  1. наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;
  2. запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;
  3. при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;
  4. дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;
  5. хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

  1. образы воображения легко возникают.
  2. «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер;
  3. образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);
  4. часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.
В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

  1. ситуативную;
  2. контекстную;
  3. объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.

Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

3. Личностное развитие дошкольника включает :

  1. понимание окружающего мира и своего места в этом мире;
  2. развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

  1. подражая близким людям;
  2. наблюдая за трудом взрослых;
  3. слушая чтение рассказов, сказок, стихов;
  4. подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;
  5. через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.
Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.
Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

4. Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина , 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла:

  • уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения;
  • достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность – это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *