На ранних стадиях своего развития человек не выделял себя из материального мира, неразрывно связывал себя с окружающей природой. Поэтому древнее мифотворчество было ни чем иным, как выражением особой формы общественного сознания, способом осмысления окружающего мира.

Оформление слова-символа проходит три этапа: 1) возникновение в сознании реального (предметного) символа (кукушка-птица), 2) возникновение типичного словесного контекстуального окружения с таким символом (кукушка себе гнезда не мостит, кукушка свое гнездо не вьет), 3) обретение словом-символом относительной свободы употребления в разных контекстах, позволяющих реализовывать символическое значение (кукушка — символ бездомной матери, чьих детей воспитывают другие). Вместе с тем каждая культурная модель, отображенная в соответствующем языке, включает в себя также те или иные приобретенные в процессе исторического развития универсальные черты в сфере мировоззрения, обычаев, традиций.

Художественная символика птиц славян формировалась сначала в силу языческих представлений, а затем под влиянием христианства. Языческий период символотворчества тесно связан с магическим мышлением, обрядами. Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).

Слева: Михаил Врубель. Царевна Лебедь. Справа: А.Куркин. Иллюстрация к сказке о царе Салтане.

Славянские народности принимали птиц за общепринятый художественно-поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и свет. Стихиям приписывались свойства птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол.

Орел в славянской народной традиции является символом небесной (солнечной) энергии, огня и бессмертия, а потому в языковых картинах россиян и украинцев орел содержит характеристику «быстрого, смелого, отважного человека». Древние славянские мифологемы несли такой сильный заряд положительной коннотации, который не исчез на протяжении тысячелетий. У восточных славян орел, летающий над войском, предвещал ему победу. Хотя украинцы воспринимают орла как вестника и радости и горя. Христианская символика орла противоречива. С одной стороны он символизирует гордость, надменность, с другой олицетворяет Божью любовь, юность и бодрость духа. Сегодня орел — традиционный символ государственной власти. Его изображения украшают гербы и монеты.

Вверху и по центру: Иван Билибин. Образы ворона и вороны. Заставки к русским народным сказкам «Василиса Прекрасная» и «Марья Моревна». Внизу: Виктор Васнецов. Декоративное меню обеда и Святый Георгий Победоносец. Детали композиций.

Сокол — птица, быстрая как свет, как молния. В народных русских песнях и сказках сокола величают: свет ясен сокол. Слово «ясный» совмещает в себе понятия светоносности и скорости. Мужская символика сокола связана с культом этой птицы-тотема, в которого перевоплощался бог Род. Сравните сокол, соколик — ласковый, милый, любезный друг, молодчик. В народных песнях сокол — постоянный эпитет молодца. В «Слове о полку Игореве» певец сравнивает с 10-ю соколами и стадом лебедей Бояновы персты и струны, называет соколом воина. Народный язык изображает в соколе идеального героя. В сказках красивого молодца, тайно посещавшего возлюбленную называли Финист ясный Сокол. У восточных славян сокол также является символом человеческой красоты, разума, силы.

Славянские племена считали всех хищных птицы олицетворением ветров, предвестниками не только атмосферных явлений, но и грядущий войн, победы или поражения, смерти и пожаров. Коршун и ястреб, образуя единый образ крупной хищной птицы, наделялся символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами. Эту символику наиболее полно отражает украинский обряд изгнания и похорон этой птицы в первый понедельник Петровского поста. В украинском обряде изгнания коршуна прослеживается функциональная общность коршуна с вороном, поэтическим воплощением которых в текстах песен является образ «черной птицы», несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах этой игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать ими очи детям за то, что они поели его пищу. У украинцев и русских подобная игра называется «В коршуна» (у чехов и боснийцев — «В ястреба»). У белорусов коршун копает ямку, чтобы собирать камешки и выбивать ими детям зубы.

Мифологические представления славян о вороне были связаны с его окрасом и свойством питаются падалью. Эта птица связана с миром мертвых. В северорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. Он предчувствует и предсказывает скорую смерть.

Ворон часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого с помощью мертвой или живой воды. Последнюю и приносит ворон. Постоянный эпитет ворона — вещий; песни и сказки наделяют его даром слова и предвещаний. В христианской символике черный ворон — символ греха.

Хищным и черным птицам противопоставяется голубь. Подобно ласточке, жаворонку и аисту голубь — святая птица. Это представление восходит к христианской традиции. Облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон — злые. Свадебные обряды славян изображениями голубя отражают брачную символику. Поныне пара воркующих голубей является символом влюбленных. У украинцев фигурки голубя из теста встречаются на свадебном хлебе. Если голуби и ласточки летают около дома, где происходит свадьба, это предвещает молодым счастье в браке. Закарпатские украинцы считают, что если дать девушке и парню по половине сердца голубя, они будут вечно любить друг друга.

Слева: Ф. Вендиш. Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей. Плакат. Справа: Константин Васильев. Человек с филином.

Другой не менее почитаемой птицей славян является аист. Нам до сих пор известно поверье, что аист приносит счастье и детей. Для восточных славян характерны также приметы, связанные с первым аистом. Так, встреча весной с парой аистов сулит девушке замужество. При первой встрече с аистом нужно иметь при себе деньги; деньги в кармане в этом случае предвещают «богатства ключи» — изобилие, если же ничего нет — убытки. Происхождение аиста связывают с человеком. Согласно легенде, Бог дал человеку мешок с гадами, чтобы тот бросил его в море, строго запретив развязывать его и заглядывать туда. Любопытный человек нарушил запрет и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил его в аиста, чтобы он собирал и уничтожал гадов, очищая от них землю. Белорусы и украинцы аисту приписываю некоторые человеческие особенности: человеческие пальцы, понимание языка, наличие души, плач слезами и др.

Ласточка — славянский символ счастья и добра. Индоевропейцы считали ласточку символом опасности, ненадежности, недолговечности жизни и счастья. Они верили, что ласточка — предвестник восхода солнца и прихода весны. Восточные славяня с этой птицей связывали много погодных примет. Так, если ласточки летают низко над водой — будет дождь, если летают высоко — к хорошей погоде. Благовещение без ласточек — холодная весна. В христианской символике ласточка олицетворяет жажду духовной жизни, воскрешение. Считалось грехом разрушить гнездо ласточки или украсть ее яйца. А у того, кто разорит ее гнездо, появятся веснушки. Говорят, что за убийство ласточки или разорения ее гнезда Бог карает злодея смертью, дом его — пожаром, а скотину — мором.

В народном представлении существует ряд птичьих художественных образов-символов, наиболее характерных для восточного славянства. У каждого народа имеются общие образы-символы, появление которых уходит в далекое прошлое их долгого совместного сосуществования. Однако у каждого из них находим и такие дифференцирующие символы, которые появились, судя по всему, уже в период их выделения из общевосточнолавянского этно- и глоттоединства.

Немного теории. Идея навеяна статьей Феонэ

Цитирую:
«… Жар-птица-это олицетворение огня, света, солнца.

Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым..Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.»


Иллюстрация неизвестного мне автора

Жар-птица — славянский аналог птицы-феникс.

Феникс бессмертная птица, жизнь которой состоит из пятисотлетних циклов.

В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет.

Так или иначе, Жар-птица или птица-феникс — это символ возрождения.

Что мы делаем:

Вариант 1

— Вырезаем из картона птицу, например такую, как на фото ниже
— в хорошем энергичном настроении раскрашиваем/обклеиваем цветной бумагой
— пишем значимые слова (любовь, счастье, удача)
— упаковываем
— рассказываем легенду, зажигая при этом свечу (нам нужен открытый огонь)
и дарим с искренней любовью в сердце!
Важно: чем больше энергии вы вложите в создание жар-птицы, тем сильнее получится талисман!
Скачать шаблон

Фото и шаблон flammableskirt

Вариант 2 Пишем на листе бумаги пожелания и складываем из него птицу. Вот так:

Нравится идея подарить символ чего-либо?

Смотрите такие статьи:

счастливые подарки, приносящие удачу и букет с сюрпризом

и обязательно изучите раздел все о витаминках счастья в подарок

а также статью о необычном подарке — плакате ты-счастье

Желаю вам, дорогие читатели новых интересных неизведанных дорог!

Ваша Танюша

P.S. Оксана, картина которой помещена в эту статью, рисует действительно добрые светлые образы.
Зайдите для улучшения настроения!
Такие картины нужно обязательно иметь дома как талисман!

«Птица – древний образ в декоративно-прикладном искусстве России

2016год

Аннотация

Из глубины веков народное искусство донесло до нас яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и бытом. В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве: птица присутствовала на предметах обихода, в жилище, одежде, украшениях. Являясь оберегом славянской семьи птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала род. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе» нашла своё подтверждение. Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства России украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка. Пусть птица бережёт наш дом!

Введение………………………………………………………………………………………………………………4

Глава 1. Древние корни народного искусства……………………………………………………5

    1. Древние образы в народном искусстве………………………………………..……5

Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве………..….6

Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде……………………………….………….8

    1. Женский головной убор………………………………………………………………9

Глава 4. Образ птицы в игрушке……………………………………………………….9

4.1. Птичка глиняная………………………………………………………………………9

4.2. Птичка деревянная………………………………………………………………….10

Глава 5. Образ птицы в народных праздниках……………………………………………………………………………….10

Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы в

декоративно – прикладном искусстве……………………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………………………………14

Введение

«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»

(Некрасова М.)

Сказочная птица, конь, человеческие фигурки, фантастические и диковинные цветы и деревья… Кто же и когда придумал эти образы, что они значили, какой смысл несут в себе? Я стала задумываться об этом, как только стала осознавать, какие красивые и необычные вещи окружают меня в родном доме, в домах прабабушек и бабушек. Всё дело в том, что мои предки по отцовской линии из Нижегородской области, города Семёнова – родины золотой хохломы. До сих пор люди добрым словом вспоминают моего прапрадеда Петра– большого мастера резьбы по дереву. О красоте домов, которые он строил и украшал, я знаю по семейным преданиям. В доме прабабушки Екатерины много красивых предметов, деревянных расписных: блюда, подносы, ковши, вышивки в рамках на стенах. Всматриваясь в узоры вышивок, расписных изделий, я видела среди красивых цветов, причудливых зверей сказочных, невероятно красивых птиц. Тогда я твердо решила узнать как можно больше об образе птицы в народном искусстве.

Гипотеза: Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе

Новизна работы заключается в изготовлении поделок по мотивам народных промыслов России, используя образ птицы

Цель исследования: изучить образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России

Задачи:

  • Изучить историю образа птицы в различных видах декоративно-прикладного искусства России

  • Систематизировать полученные знания в виде электронной презентации » Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России», наглядно показывающей богатство и разнообразие образа птицы в народном искусстве

  • Составить словарь русских народных пословиц и поговорок о птицах

  • Составить сборник рецептов русской обрядовой выпечки в виде птиц

  • Подготовить шаблон для изготовления поделки по мотивам декоративно-прикладного искусства России для украшения домашнего интерьера

Методы: теоретические и практические

1.Теоретические

  • Сбор необходимой информации по теме в научной литературе, при посещении музеев, в СМИ, Интернете.

  • Классификация, систематизация и обобщение полученных знаний.

  1. Практические

  • Анкетный опрос среди обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ № 2

  • Поиск, описание, сопоставление, анализ полученных результатов

  • Создание электронной презентации, словаря русских народных пословиц и поговорок о птицах, сборника рецептов русской обрядовой выпечки, изготовление шаблона для изготовления поделки «Подставка под яйцо».

  • Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты работы могут быть использованы на уроках технологии, изобразительного искусства и истории. Практическое использование поделок по мотивам декоративно-прикладного искусства России украсит жилище в повседневной жизни или может быть использовано в качестве подарка.

Глава 1. Древние корни народного искусства

1.1.Древние образы в народном искусстве

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия самыми простейшими орнаментами. Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно – фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, солнце, луна, звезды. Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Шли десятилетия, века, развивалось народное искусство, но самое лучшее не исчезало из этой сокровищницы опыта и переходило от отца к сыну, из поколения в поколение.

Образ солнца занимал одно из главных мест в украшении жилища, нарядно и празднично выглядели предметы крестьянского быта с солярными знаками. Конь древнейший образ народного искусства. Он был так же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. И потому солнце часто принимало образ коня, а конь приобретал силу солнца. Женская фигура, часто изображаемая в вышивке, на предметах быта – это Мать-сыра земля, Макошь («мать хорошего урожая»). Она давала жизнь, и она же отнимала: «лёг в мать сыру землю» — значит умер. Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Женская фигура была связана с символами плодородия: деревом, солнечными знаками, животными и птицами. Причудливое растение – дерево с фантастическими цветами, плодами и птицами, которые сидели на ветвях. Это древо жизни в представлении народа было символом вечно живой природы и счастливым продолжением рода. Древо связывает все пространство – небо, землю, подземный мир. Крона дерева олицетворяет «верхний мир», в котором небеса, солнце, звезды птицы, боги. Ствол дерева – это «средний мир», который включает в себя наш земной мир, а корни дерева — «подземный мир» с его темными существами.

В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине — птицы; на уровне ствола – люди, звери, под корнями – змеи рыбы бобры.

Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве

2.1. Птицы — легенды

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах. В одной из них рассказывается о том, что когда ещё ничего не было среди огромного океана, на островке сидели две птицы. Одна нырнула на дно морское достала оттуда синь-камень и сотворила огромное небо солнце и звезды, другая птица достала со дна моря песку морского и сотворила плодородную землю с травами деревьями и животными. В других сказаниях птицы были перевозчиками солнца: после захода оно путешествовало по подземному морю-океану с помощью водоплавающих птиц.

Свои знания о земных животных люди переносили на атмосферные явления. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег — с перьями и пухом. У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица. Её название указывает на связь с огнём. Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье о том, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Ведь многие словесные обозначения «жара» близки к словам обозначающим журавлей (например, жеравик — журавль или раскалённые угли). Журавли наравне с аистами, голубями, и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.

Образ птицы в русском фольклоре неоднозначен. Есть случаи, когда птицы выступали вестниками бед и несчастий, например, Обида и гневный Див. Но чаще всего птица являлась олицетворением света и радости. Давным-давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов бесчисленных врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе. Скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными крыльями и сильными когтями. Мастера – умельцы из города Скопина прославили свою птицу в фигурной керамике.

2.2. Птицы Сирин и Алконост

С востока пришли на Русь древние легенды о сладкоголосых птицах-девах, живущих в мифической стране – Эдеме. Спускаясь на землю, они пленяли людей райским пением. Птицы Сирин и Алконост занимают особое место в мире образов народной фантазии, о них повествуют легенды и древние сказания, их упоминают русские летописи. Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель. В обыденном сознании бытует представление, что Сирин – это птица радости, Алконост — птица печали, и даже великий русский художник В.М. Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Живописец изобразил двух фантастических птиц: одна из них – черная, печальная, другая – светлая, радостная. В памятниках народного творчества Сирин и Алконост олицетворяют собой всё самое светлое, доброе и радостное.

2.3. Образ птицы и жилище

Одним из воплощением духа огня на земле считался в древние времена петух. «Гласим-царь”, «Будимир-царь” — верные часы народной Руси. «Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло”. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола. Бог-громовик был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водотёчный поток крыши избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Дивные сказочные птицы жили в узорах расписных прялок, блюд, ковшей и прочей домашней утвари.

2.4. Птица – талисман и оберег

Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Уточка символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом. Уткоконь символизирует вечный ход Солнца — Дажьбога — по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Сам оберег соединяет в себе два и по отдельности могучих символа — коня и утки, а вдвоем их мощь усиливается многократно.

Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде

Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым, тканым орнаментом. Одним из самых любимых мотивов вышивки выступает орнамент с птицами. Птицы на вышивках отличаются от своих природных собратьев: они очень декоративны, стилизованы. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья, полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным.

Вышивка в одежде играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю.

3.1. Женский головной убор

Названия головных женских уборов, напоминают о птицах: сороке, курице, лебеди. Головные уборы нередко украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов птичьи: кокошник от слова «кокошь» — петух, кика или кичка – утка, сорока. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка. Сорока — головной убор тульской крестьянки напоминает гребень экзотической птицы: она состоит из расшитого золотой нитью очелья и веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Девичий головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» — яркими селезневыми перышками.

Глава 4.Образ птицы в игрушке

4.1. Птичка глиняная

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Практически во всех местах, где делалась игрушка, мастера, лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргаполе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера, привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

4.2. Птичка деревянная

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями. Яркие, пышные цветы росписи, как и цветущие весенние травы, и деревья создают настроение радостного праздника.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В современном жилище это память о предках их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара-52 слова, неизвестных нам сейчас. Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, это связь с нашими предками и обычаями. С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Поэтому ещё одно название этой птицы — птица счастья.

Глава 5. Образ птицы в народных праздниках

В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворон­ки» — вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме челове­ка зиму. Был обычай, весело закликая весну, петь песенки про птиц. С деревянной ласточкой — символом счастья и благополучия — ходили деревенские ребятишки в пору Красной горки, когда справляли праздник возрождённого солнца.

22 марта – это Весенний Новый Год. И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Бог пошлёт в этот год особую удачу и добрый урожай. В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сороки. «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях». Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица – в леса…». Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста — с яйцами и птичками. Ими «закликали» — звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы в декоративно – прикладном искусстве

В ходе исследования мною был проведён анкетный опрос среди учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 2 (43 человека) городского округа Семёновский. Все данные анкетного опроса анонимны. В анкете были заданы следующие вопросы:

1) Какой орнамент в декоративно-прикладном искусстве нравится тебе больше?

2) С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?

3) Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно-прикладного искусства?

4) Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?

5) Хочешь ли ты украсить свой дом художественными изделиями в виде птицы (предметы домашнего обихода, обереги и т.п.)

Мною были получены следующие результаты:

1) Ребятам нравятся:

Геометрический орнамент – 8 человек

Растительный орнамент — 17 человек

Зооморфный орнамент – 18 человек

2) У ребят образ птицы связан:

Со сказкой — 25 человек

С радостью – 8 человек

С таинственностью -8 человек

Затруднились с ответом — 2 человека

3) Значение образа птицы в украшении предметов народного искусства:

Знают – 12 человек

Не знают – 20 человек

Затруднились с ответом — 11 человек

4) Хотят узнать больше о символике в декоративно-прикладном искусстве:

Хотят — 28 человек

НЕ хотят — 9 человек

Затруднились с ответом- 6 человек

5) Хотел бы ты украсить свой дом художественным изделием в виде птицы (предметы домашнего обихода, оберег)?

Хотят — 35 человек

НЕ хотят — 3 человек

Затруднились с ответом- 5 человек

Выводы по проведению анкетного опроса среди обучающихся:

ребятам нравится зооморфный орнамент больше остальных; образ птицы у них связан со сказкой, к сожалению, многие не знают символику образа птицы, но хотят узнать большинство. Значительная часть опрашиваемых четвероклассников хотела бы украсить свой дом художественным изделием в виде птицы, что ещё раз подтверждает, выдвинутую мной, гипотезу исследования об образе птицы в ДПИ как наиболее любимом образе. (Приложение №1)

Выполненная совместно с родителями презентация, составленный словарь русских пословиц и поговорок о птицах, сборник рецептов русской обрядовой выпечки в форме птиц, проведённые в классе мини – лекции о месте образа птицы в русском народном искусстве на уроках и внеклассных занятиях, помогут мне донести до учащихся нашей школы знания, полученные в ходе моего исследования. (Приложения №2, №3, № 4)

Заключение

Из глубины веков народное искусство донесло до нас яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и бытом. По наследству от предков остались в наших домах вышитые самыми причудливыми рисунками и фигурками птиц полотенца-рушники, накидки на подушки, платки, горделиво стоят птицы-ковши, расписные подносы. В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве: птица присутствовала на предметах обихода, в жилище, одежде, украшениях. Являясь оберегом славянской семьи, птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала род. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе» нашла своё подтверждение.

Полученные результаты исследования носят практическую направленность. Бережно сохраняя то, что досталось мне от старшего поколения нашей большой и дружной семьи, мне захотелось внести и свой вклад в уют и тепло родного дома. Пусть птица бережёт наш семейный очаг! (Приложения №5, № 6, № 7)

Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила народа, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний

Перспективу развития данной работы мы предполагаем в дальнейшем изучении образа птицы в русской народной вышивке и составлении сборника схем и рисунков для вышивания.

Список используемой литературы

  1. Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. М. Дрофа, 2001г.

  2. Клиентов А.Е. «Народные промыслы», Москва, Белый город, 2003 г.

  3. Латынин Л. «Основные сюжеты русского народного искусства», Москва, Глас, 2006г.

  4. СD диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»

  5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1

Интернет – источники

Птицы-символы на картинах художников, птицы-герои в произведениях писателей — колоссальный пласт культуры, а в ней напоминание о законах природы и о высоте над головой. Белый голубь, вернувшийся с ветвью оливы в клюве, — мир; ворон — посланец ада. Ночные птицы, совы — не только символ мудрости и интуиции, но и символ мрака. Благодаря книге Энгуса Хайледна и Кендра Уилсона мы собрали для вас несколько примеров потрясающего соединения мира птиц и художественных произведений.

Фрэнк Кадоган Купер «Синяя Птица»

Отношения птиц и людей в искусстве почти всегда — отношения птиц и женщин, и крайне редко птица — только птица. Это необычное создание с синим оперением — принц, а заточенная в роскошной тюрьме девушка — принцесса. Корона на шее птицы — знак высокого происхождения, и, познакомившись с сюжетом сказки «Синяя птица», мы узнаем, что эта странная пара воссоединится, когда принц обретет человеческий облик. В птицу его превратила колдунья, но благодаря этому он смог навещать плененную принцессу.

Стиль Фрэнка Кадогана Купера, вдохновленный искусством Возрождения, прекрасно подходит для изображения закрытых пространств, лишенных ощущения глубины. Один из последних прерафаэлитов, Купер был вынужден писать более формальные портреты, чтобы заработать на жизнь, но сердце его всегда лежало к иным идеалам. Это чувствуется в его картинах, выставленных в Королевской академии художеств в 1950-х и словно не затронутых временем.

Данте Габриэль Россетти «Блаженная Беатриса»

Россетти, нося такое же имя, что и Данте Алигьери, ощущал глубокую связь с итальянским поэтом. Будучи известным художником и поэтом, сооснователь Братства прерафаэлитов перевел сборник стихов Данте «Новая жизнь». На картине «Блаженная Беатриса», повествующей о всепоглощающей любви и потере, Россетти изображает свою недавно умершую от передозировки лауданума жену и музу Лиззи Сиддал в роли Беатриче.

Художник несколько раз переделывал эту картину. На первой цветок мака был белым, а голубь, вестник смерти, — ярко-красным. В финальной версии на лице Беатриче/Лиззи стало меньше страдания, голубь лишился зловещей окраски, которая перешла на цветы мака снотворного. Форд Мэдокс Браун завершил картину после смерти самого Россетти, последовавшей за годами болезненного пристрастия к снотворному и виски.

Уильям Джеймс Уэбб «Сипуха»

Сипухи летают ночью, на рассвете или закате их не встретишь. В сказаниях и легендах их ночной образ жизни связывается с недобрыми делами: призрачные, роковые птицы, вестницы смерти. Такими именами их награждала народная молва.

Острый клюв и когти сделали свое дело — мышь еще не съедена, но уже мертва. Продолжением к названию стали строки стихотворения Теннисона «Сова на колокольне»: «Одна, застыв, как нежива, / На колокольне спит сова» — а в это время «домой бегут коты» и «звенит надой в ведре». Другими словами, дело происходит на рассвете. Сова с закрытыми глазами отдыхает в тепле сарая.

На выставке в Королевской академии художеств в 1856 г. суровый критик Джон Рёскин тепло отозвался о картине: «Коричневое крыло просто великолепно», добавив, однако: «…но мне кажется, что грудь могла бы быть лучше проработана».

Валентин Кэмерон Принсеп «Леди Бути-Наме, или рассказы попугая»

Семья Принсеп вращалась в высших кругах Викторианской эпохи, сочетая жесткость колониалистических взглядов с богемными идеалами. Родители Валентина Принсепа с художником Джорджем Фредериком Уоттсом открыли неформальный салон в Литтл-Холланд-Хаус в Западном Лондоне. Из этой семьи вышли фотограф Джулия Маргарет Кэмерон и, поколением позже, Ванесса Белл и Вирджиния Вулф.

Уоттс жил у Принсепов, арендовав большой «вдовий флигель» на земле, где теперь разбит Голландский парк. Друг семьи если и не учил юного Валентина, то приглядывал за ним, и вскоре тот отправился в Италию со своими друзьями Джоном Эвереттом Милле и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Вэл, как его называли, ничем не выделялся на фоне прерафаэлитов. Он поступил в Королевскую академию художеств с несколькими соседями, жившими на окраине земельного владения Холланд.

Рожденный в Калькутте, Принсеп имел склонность к восточным сказкам. «Тути-наме», или «Рассказы попугая», — собрание персидских новелл, появившееся в XIV в. Рассказчиком выступает попугай, почитавшийся сказителем как в Персии, так и в Индии. Он развлекает свою госпожу на протяжении 52 ночей, уберегая ее от соблазнов.

Карел Фабрициус «Щегол»

У этого изображения в натуральную величину, помещенного на обложке нашумевшего романа Донны Тартт «Щегол», своя не менее интересная история. Дощечка с рисунком — работа Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта и одного из малоизвестных мастеров Делфтской школы живописи. Фабрициус, упоминающийся в основном в исследованиях о Вермеере (на которого он повлиял) и сам редко вызывающий интерес у специалистов, ушел из жизни тридцатидвухлетним как раз в тот год, когда изобразил эту небольшую домашнюю птичку. Художник погиб при взрыве пороховых складов, уничтожившем четверть города — в том числе его мастерскую и большинство картин.

Роман Тартт начинается с описания картины, выставленной в художественном Метрополитен-музее в Нью-Йорке, — ею любуются мальчик и его мать, которая вскоре погибает при взрыве. Мальчик забирает картину с собой. Хоть взрывы и сопровождают этот шедевр оптической иллюзии, тромплей, предназначен он для того, чтобы мирно разглядывать его издалека — тогда птица и кормушка кажутся объемными, совсем настоящими на фоне оштукатуренной стены. Только на близком расстоянии видно, что это плоский рисунок, выполненный широкими мазками.

Рене Магритт «Человек в котелке»

Работы Магритта прочно осели в нашем сознании — костюм, трубка, котелок. Иногда перед лицом человека яблоко, иногда — голубь.

Магритт, бельгийский художник по рекламе, чей слегка отстраненный стиль повлиял на Уорхола и поп-арт в целом, быстро получил признание как сюрреалист и к 1960-м обрел широкую известность. Он отыскал близкие для себя темы и придерживался их, находя необычное в обычном. Магритт разделял любовь Уорхола к повторениям, за что обоих подвергали критике, но моментально узнаваемые стили этих художников до сих пор остаются иконой графического дизайна.

Этот господин в шляпе может быть как самим Магриттом, так и любым узнаваемым вымышленным персонажем — от Джона Стида из «Мстителей» до месье Юло. Голубь здесь служит неожиданным и интересным графическим элементом и, конечно, символом — не такой привычный, как сизый уличный, не слишком яркий, как попугай, он приносит свет и безмятежность.

Образ персонажа Джона Стида из сериала «Мстители» (1961). Источник: Kinopoisk

Охара Косон «Ласточка над океанской волной»

Японское искусство всегда превозносилось в западном мире, а с некоторых пор и Япония, в свою очередь, стала заимствовать у соседей. В предвоенные годы ХХ в. появился стиль син-ханга, воспроизводящий элементы европейской живописи в традиционной японской гравюре. Эти работы отправлялись, как правило, на Запад, где они пользовались большим спросом. Когда позже в ХХ столетии снова возник интерес к син-ханга, работы в этом стиле приобретали за пределами Японии. «Новая гравюра» в самой Японии ценилась невысоко.

Традиционно японские изображения цветов и птиц, катё-э, переданные по-западному реалистично и ярко, производили впечатление на европейцев и влияли на их творчество — это влияние можно проследить даже в «Забавных симфониях» Диснея. Культурный обмен прекратился на волне милитаризма перед Второй мировой войной.

Несмотря на это, ласточка, в обеих культурах связанная с переселением, все летит над океаном в теплые края.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *