Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Что такое рецензия

Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Отзыв о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепередаче выражает оценку, взгляды, интересы автора отзыва. Характер этой оценки определяется его литературным развитием, кругозором, интересами.
Сочинение-отзыв — жанр речевого высказывания о художественном произведении, в котором содержится оценка произведения, а также выражено личное отношение к нему, даётся описание настроения, вызванного произведением. Отзыв даёт самую общую характеристику работы без подробного анализа и пишется, как правило, в свободной форме.
С сочинением-отзывом школьников знакомят в начальной школе, а самостоятельное написание подобных работ начинается преимущественно в 5-6 классе.

Сочинение-отзыв в 5,6 классах

Чаще всего сочинение-отзыв пишется о прочитанной книге.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге), доказательства справедливости этого мнения, вывод (общая оценка книги), рекомендации (кому прочитать данную книгу).
Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда её прочитал, как складывались его впечатления о прочитанном и др. Иногда отзыв содержит в себе описание внешнего вида книги, её иллюстраций.
В отзыве могут сочетаться разные типы речи.
Примерный план сочинения-отзыва:

  1. Вступление обозначает автора, название произведения, по которому пишется отзыв, в нём кратко описано место и время действия.
  2. Основная часть выражает мнение о прочитанном тексте: эмоциональное восприятие.
  3. Заключение должно включать оценку произведения: совет прочитать, рекомендация с объяснением своей позиции.

Как писать сочинение-отзыв? Алгоритм написания:
1. Вспоминаем и перечитываем те части и эпизоды книги, которые произвели на вас большее впечатление, отмечая, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды.
2. Пишем вступление.Указываем автора, название произведения, рассказываем историю прочтения книги: по совету, по устному или письменному отзыву, выбор книги по обложке и др.), указываем жанр, тему, выражаем основную мысль.
3. Пишем основную часть отзыва.
В основной части необходимо отразить вашу оценку прочитанного: каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т.д.
4. Пишем заключение отзыва.
Не забываем, что в начале и концовке отзыва должно проявиться единство вашего высказывания: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва: чем обогатила вас книга, над какими проблемами и вопросами заставила задуматься, порекомендуете ли вы прочитать другим эту книгу.
5. Проверяем и переписываем отзыв.
Вспомогательные вопросы для написания отзыва о прочитанной книге:

Почему я выбрал именно эту книгу?
Что можно сказать об оформлении книги: об обложке, иллюстрациях?
Какова тема и основная мысль произведения?

  • Где и когда происходят изображённые в нём события?
  • Какие языковые средства усиливают впечатление от прочитанного?

Кто из героев особенно понравился и почему?

  • Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Какова моя общая оценка книги? Чем меня обогатила эта книга, над какими вопросами заставила задуматься?
Кому я могу посоветовать прочитать эту книгу?
Клише для написания отзыва о прочитанной книге:

  • это произведение о …
  • особенно понравилось …
  • запомнился эпизод …
  • автор хотел показать …
  • читается легко, …,
  • советую прочитать …

Шаблон (клише) для написания отзыва.
Во избежание появления речевых ошибок при написании отзыва можно использовать следующие синонимы и выражения:

Сочинение-отзыв в 1,2 классе

В 1-2-м классах , как правило, не пишутся развернутые отзывы.
Сочинения-отзывы в 1-2 классе дети пишут о прочитанном и ограничиваются следующим планом:

  • Название прочитанной книги
  • Фамилия автор
  • Очень краткое изложение содержания книги или какого-то эпизода
  • Оценка книги: понравилась книга или нет.

Постепенно школьников подготавливают к 3-му классу, где впервые проводится урок обучения написанию отзывов.

Сочинения-отзывы в 3-4 классе

Сочинение отзыв дети начинают писать с 3-4 классов, поскольку уже имеют значительный читательский опыт. Цель отзыва в том, чтобы ребенок смог глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали произведения.
Сначала класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во II полугодии проводится еще один такой урок, но каждый пишет о том произведении, которое он прочитал, т.е. сочинения становятся самостоятельными. Допускаются и домашние сочинения-отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. В обучении написанию сочинений на основе прочитанного может помочь школьная библиотека, где ведется журнал читательских мнений.
Обучение сочинениям на основе прочитанного в 3-4-м классах проводится в определенной последовательности. Учитель прослеживает, чтобы к моменту написания отзыва о книге, отдельной повести, рассказе и т.п. они были прочитаны всеми учащимися. Для отзыва следует выбирать произведение, которое нравится большинству учеников, высокохудожественное, имеющее воспитательное значение. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о данной книге.
На уроке внеклассного чтения проводится подробная беседа о книге: кратко излагается ее сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят о том, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно готовят небольшую выставку: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, проанализировать их.
На следующем уроке составляется коллективный отзыв, который обсуждается, как правило, записывается на доске, редактируется, а затем дети переписывают его в тетради с возможными дополнениями и изменениями.

На практике у авторов часто возникают вопросы, что примерно должна содержать рецензия на статью, рассмотрим примеры таких рецензий, а также выясним, как написать рецензию на статью. Возникает вопрос, для чего нужна рецензия на научную статью и является ли это обязательным? Необходимость рецензирования научной статьи является требованием, установленным Высшей аттестационной комиссией (далее — ВАК) для публикации статьи в журнале, включенном в перечень ВАК.

Что должна содержать рецензия

Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в практической деятельности.

В заключении рецензент должен написать рекомендации по публикации статьи либо указать о невозможности публикации материала. Отрицательное решение рецензента должно быть мотивировано

В заключение ставится подпись рецензента и соответствующая печать.

Отправленная по электронной почте копия рецензии не является оригинальным документом. Некоторые редакции требуют предоставления оригинала.

Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).

По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).

Для того, чтобы рецензия являла собой стилистически грамотный документ, рекомендуем использовать следующие обороты:

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме…
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….

Примерный план рецензии

При написании рецензии следует руководствоваться определенной структурой. Рецензент должен писать отзыв, руководствуясь следующими критериями:

  1. Оглавление статьи, должность и фамилия, имя, отчество автора статьи;
  2. Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья;
  3. Актуальность выбранной темы;
  4. Оценка значимости результатов научных изысканий автора;
  5. Рекомендована ли статья к публикации;
  6. Обязательно писать ученое звание либо ученая степень, должность, место работы, ФИО рецензента.

Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК

Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.

Рецензенты могут быть как внутренними, так и внешними. Первый вид рецензий обычно подписывается научным руководителем. На рецензии ставится печать ВУЗа, где учится, либо работает автор. Второй вид рецензий подписывается должностными лицами сторонних учреждения – редакций, специалисты других ВУЗов.

Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.

Достоинствами статьи, как правило, является логичное и последовательное изложение сути исследования, новаторство в решении проблемы, умение донести в понятной форме суть научных результатов. Рецензенты также отмечают умение в корректной форме выражать свою точку зрения в статье, имеющей форму полемики с научными оппонентами

Также указываются промахи автора, нужно писать и о недостатках, допущенных им в работе, предлагаются пути исправления недочетов. Рассмотрим пример рецензии на научную статью ВАК.

Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)

Образец рецензии на научную статью

Рассмотрим образец рецензии на научную статью для публикации в журнале.

Необходимо помнить, что положительная, грамотно составленная рецензия является залогом положительного решения об опубликовании научной статьи, что в дальнейшем позволит претендовать на успешную защиту научного проекта в целом.

Рецензия – жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения актуализирует какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей иди искусствоведческим исследованием («Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова, «Базаров» Д. Писарева). Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культурной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невозможно в силу ограниченности возможностей СМИ. Поэтому рецензируются как правило наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные» произведения, то есть привлекшие необычно широкое внимание аудитории. Рецензия, разумеется, должна преследовать какую-то практическую цель – рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение. Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для той категории читателей, слушателей, зрителей, которой она адресована. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения. Но основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности (литературе, театральной жизни, искусстве). Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает автор, тем больше у него шансов подготовить профессиональную рецензию. Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор должен суметь заметить в анализируемом произведении то новое, что действительно отличает рецензируемое произведение, что может стать центральным пунктом его анализа, мыслей, суждений. И это совсем не обязательно будут какие-то внешние признаки, на основе которых рецензируемое произведение было выделено аудиторией. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, характеристике поступков персонажей. Это не должно быть самоцелью, только в том случае, если такой пересказ органично вплетен в канву анализа, он становится оправданным. Особенно неудачным такой путь рецензирования будет в том случае, когда аудитория хорошо знает произведение, о котором идет речь. В ходе рецензирования автор может разбирать только какую-то одну сторону произведения – тему, мастерство автора или исполнителя, работу режиссера и т.п. Однако он может и расширить предмет своего исследования, рассматривать в комплексе совокупность проблем, связанных с обсуждаемым произведением, в том числе и выходящих за рамки его содержания. Как писал по этому поводу В.Г. Белинский, «каждое произведение искусства непременно должно рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности, и в отношении художника к обществу; рассмотрение его жизни, характера также может служить часто уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики». И действительно, искусственное сужение рамок анализа в ряде случаев резко снижает общественный вес рецензии. При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает его выступление более актуальным, весомым. Рассуждая о произведении художника или писателя, рецензент может оценить его как хорошее или плохое, опираясь на определенные следствия, которые имеет такое произведение. Эти следствия могу быть самыми разными, например: создание неправильного представления о реальности, формирование у читателя, зрителя дурного вкуса, возбуждение низменных интересов и т.д. Обоснованность главного тезиса рецензии зависит от полноты, достаточности, достоверности аргументации. Что же может быть аргументом в рецензии? Это – знания, опыт, жизненные наблюдения автора; содержание рецензируемого произведения, отрывки из него и его форма; отношение к этому произведению других людей, специалистов, экспертов; логические следствия публикации произведения. Итак, первоэлементом рецензии является тезис, раскрываемый в публикации. Его еще называют главным тезисом, если рассуждение имеет достаточно сложную форму и включает в себя некие дополнительные (второстепенные) тезисы. Содержание тезисов – это результат того исследования, которое провел автор рецензии. Одновременно в них отражаются и мировоззрение автора, и его осведомленность в данной проблематике, понимание ее. Не все тезисы обычно развернуты, наполнены новым смыслом, не все они могут даже восприниматься как тезисы, поскольку в тексте есть главный тезис на весомость которого работают все остальные. В силу этого дополнительные тезисы могут выступать в роли аргументов по отношению к главному. Зная о том, что тезисы необходимо обосновывать, рецензенты часто используют для этого богатый иллюстративный материал. Казалось бы, это очень хорошо – чем богаче иллюстрации, тем обоснованнее идеи автора, тем интереснее сама рецензия. На самом же деле чрезмерное увлечение иллюстрациями способно нанести вред рецензии, поскольку они могут «перекрыть», «затмить» в восприятии аудитории те идеи, которые автор намеревался донести до этой аудитории. Одним из самых сложных видов рецензии является кино- и театральная рецензия. Так, если в рецензии на литературное или изобразительное произведение критик имеет дело только с самим этим произведением, мастерством его автора, то в театре, в кино, на телевидении, в концертной деятельности кроме автора участвуют режиссеры, актеры, музыканты, оформители и т.д. Работу исполнительского коллектива в целом и каждого автора отдельно, и должна оценивать в этом случае рецензия. В подобных работах перед критиком стоит трудная задача – совместить целенаправленный анализ авторского и режиссерского замысла с характеристикой творческого воплощения. Дело усложняется еще больше, когда автор рецензии ставит своей задачей сравнить литературный первоисточник с экранизацией или театральной инсценировкой. Согласовать все три или даже четыре плоскости рецензирования – первоисточник, пьесу по нему, режиссерскую интерпретацию пьесы, воплощенную в спектакле, авторское исполнение – очень непросто.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев. 2002.

  • Как написать рецензию на книгу
  • План и процесс написания рецензии
  • Образец рецензии на книгу
  • Этика и содержание книги
  • Где разместить рецензию

Многие люди хотят писать грамотные и качественные рецензии на книги. Но мало кто знает, как это делать правильно. Мы поможем Вам разобраться как правильно писать рецензии на любые книги.

Как написать рецензию на книгу

Прежде чем приступить к написанию рецензии стоит разобраться что же это такое.
Рецензия — это критический анализ произведения любого стиля, содержащий оценку данного произведения.
Когда Вы приступаете к написанию рецензии, то Вы должны понимать, что при написании не только формируется окончательное представление о книге у Вас, но и создается первое представление о книге у людей, которые читают Вашу рецензию.

— Для того, чтобы составить хорошую рецензию Вам понадобится прочесть еще раз произведение, которое Вы будете оценивать.
— Ваша оценка должна быть справедливой, со взвешенными всеми достоинствами и недостатками книги.
— Вы должны владеть информацией об авторе, названии книги, и т.д.
— Вы должны оценивать поступки героев, их характеры.
— Желательно укладываться в средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков.
— Не читать мнение других людей об этом произведении. Так можно избежать чужого мнения в своей.
— Ни в коем случае нельзя переходить на личность и оскорбления.
— Рецензия должна быть составлена без ошибок в тексте.
— Должен быть написан вывод, который Вы сделали после прочтения книги.

Какие бывают рецензии

Рецензии можно разделить на:
1. Развернутую аннотацию, в которой будет раскрыто содержание произведения.
2. Небольшая статья, в которой произведение – это повод для обсуждения актуальных проблем.
3. Эссе, где доминирует размышления рецензента о книге или о писателе.
4. Авторецензия – мнение автора на свое произведение.
5. Обзор – в текст обзора включено несколько произведений, которые объединены по сюжету, тематике, хронологии и т. д.

Подготовка к рецензированию

Чтобы составить хорошую рецензию нужно прочесть книгу от и до. Для хорошей рецензии необходимо прекрасное знание текста, его стилистических особенностей, персонажей и т.д. Бесполезно просто прочесть краткое содержание и несколько оценок по этой книге. Лучше всего прочесть книгу несколько раз, чтобы лучше разбираться в тексте.
Для правильного написания рецензии требуются аргументы. Какое бы мнение не сложилось Вы должны четко подбирать аргументы, формулировать свои мысли и излагать их в своем тексте. К примеру, книга Вам не понравилась, не понравился стиль автора, характер героев, так докажите это.
Не беспокойтесь, что Ваше мнение не совпадает с мнением окружающих. Это Ваши мысли, и Вы имеет право излагать свое мнение, каким бы оно ни было.

Если Вы не знаете с чего начать, и как написать хорошую рецензию, изложив все свои мысли, то этот план Вам сможет помочь:

1. Информация о книге: ее название, автор, год выхода.
2. Маленький пересказ содержания произведения (одно – три предложения).
3. Ваши впечатления об этой книге.
4. Разбор произведения: содержание, структура, название и т.д.
5. Достоинства и недостатки книги.
6. Ваша оценка и выводы. Рекомендации читателям.

Процесс создания рецензии

Стоит отметить, что написание рецензий станет интересным занятием для человека, который правильно излагает свои мысли и любит читать. Ведь рецензирование – это способ поделиться своим мнением с другими людьми. Быть может Ваша рецензия сможет впечатлить человека настолько, что он сам захочет прочесть эту книгу.

Структура рецензии

Если Вы не знаете с чего начать и как продолжить, то можно отталкиваться от этого плана и расписывать каждый из пунктов:
1. Вступительная часть. В ней особых правил нет, тут дело вкуса каждого. Можно вставить какую – то цитату из произведения или кратко описать сюжет (сюжет книги повествует о том, как…). А можно сразу начать со своих впечатлений. Многим приходится проще, если они начинают делиться своими впечатлениями о прочитанной книге.
2. Основная идея. Здесь можно указать круг проблем, рассмотренных автором в книге или основную идею. Но не стоит рассказывать читателям сюжет. Тут будет грамотнее рассказать о том, как автор подошел к раскрытию характеров героев, насколько они правдоподобны или рассказать о главной мысли произведения, стиле автора.
3. Анализ произведения. Небольшая подсказка: уместнее начать с названия книги, так как оно выражает идею произведения. А также здесь можно расписать какое настроение задает книга, как связано время и место действия с темой книги. Проследить поведение главных героев: как на протяжении всего сюжета меняется их поведение, мысли и чувства, как поступают они, столкнувшись со сложностями и т.д.
4. Выводы. Тут можно рассказать о своих впечатлениях, дать оценку, рассказать об актуальности произведения или можно сравнить произведение с другими работами автора.

Какие моменты должны быть проанализированы

Что стоит учитывать при написании рецензии на книгу?
• Сюжет: его логику, динамичность и т.д.
• Насколько хорошо проработаны герои книги, их характеры, поведение;
• Язык писателя, его стиль;
• Оригинальность произведения;
• Есть ли в книге несостыковки;
• Какие чувства вызывают у Вас герои произведения;
• Актуальность книги;
• Ваши ощущения.
Не обязательно брать все пункты и расписывать в рецензии. Можно выбрать только те, которые Вам нравятся, и Вы хотите о них рассказать.

Образец рецензии на книгу

Советы по написанию рецензии

Если рецензент хорошо и грамотно излагает мысли, то он сможет вызвать у читателя интерес к книге. Несколько советов как написать рецензию:
1. Как уже отмечалось выше: лучше не читать чужого мнения о произведении, на которое Вы собираетесь писать. Чужие мысли могут сбить Вас, и Вы можете написать о книге уже словами чужого человека. Даже если Вы написали рецензию, и нашли текст на это произведение с мнением, совпадающим с Вашим, не расстраивайтесь. В рецензии на книгу важны именно Ваши ощущения и впечатления.
2. Если Ваше мнение не совпадает с большинством тогда точно стоит написать свое видение на эту книгу. Даже если эта книга признана шедевром и все восхищаются произведением автора, Вы все равно можете выразить свое мнение. Возможно Ваша рецензия принесет больше пользы.
3. Если в книге Вас не устроил один момент или Вы остались недовольны ей, то как можно подробнее расскажите, что Вам не понравилось. Есть правило: Чем более негативное впечатление книга оставила после себя, тем больше должно быть написано предложений. В этом случае следует провести подробный анализ и объяснить свою точку зрения.

Если Вы слышали поговорку: «не суди о книге по обложке», то поймете, что иногда все-таки обложка у книги важна, ведь именно от бумаги, обложки и оформления зависит удобство чтения и впечатление.

У книги есть две ориентации: книжная и альбомная.
Как можно заметить книжная ориентация лучше, ведь эту книгу можно брать с собой. Она без проблем поместится в сумку, чего нельзя сказать о книге с альбомной ориентацией. С ней возникнут проблемы из-за ее ширины, и взять ее с собой уже мало кто захочет. Скорее эта книга подойдет для домашнего чтения.

Габариты и вес

Каждая книга имеет свой вес и определенные габариты. К примеру, книга в твердой обложке Маркуса Зусака «Книжный вор» имеет вес 400 г при габаритах 20.7 x 13 x 2.4. Мягкая обложка книги Дженди Нельсон «Небо повсюду» существенно отличается от твердой, имеет вес 160 г при габаритах 18 x 11.5 x 1.4. Но это не всегда так. Бывает и так, что книга в мягкой обложке весит больше чем книга в твердой.

Минусы мягкой обложки в том, что через некоторое время клеенчатый слой может отойти. А благодаря твердой обложке книга сможет стоять на полке и будет защищена от механических повреждений. Но минус все же есть. Из-за влажности обложка может расслоиться.

Некоторые обложки имеют очень красивый дизайн. Конечно, чем лучше дизайн, тем приятнее созерцать эту книгу. Некоторые люди в душе эстеты и им приятна мысль, что они держат книгу с прекрасной обложкой, на которой есть, к примеру, золотистые узоры, обвивающие весь периметр книги, рисунки, выполненные под заказ художником.

Цвет обложки тоже играет роль. И в цвете обложки иногда заложен маркетинговый ход. Он выбирается с целью привлечения внимания покупателя.

Суперобложка – это обложка, которая надевается на книгу. Она используется иногда как реклама, но чаще всего она играет роль внешнего оформителя. Плюсы ее в том, что она бережет переплет от загрязнений.

Размер шрифта книги

Не секрет, что в книгах используется разный размер шрифта. И от шрифта зависит цена книги. Посудите сами, чем больше буквы, тем больше нужно бумаги для текста, а значит тем больше будет цена. Зачастую люди выбирают книги с большим шрифтом.
Но бывает, что книга по объему очень маленькая, а буквы у нее небольшие.

Зачастую художественные книги делают без иллюстраций. Но иногда можно встретить специальные издания, в которых иллюстрации присутствуют. В книгах, в которых есть биография, картины художников и т.д. вероятность присутствия иллюстрации есть.

Нельзя пройти мимо этого важного пункта. Сейчас книжки выпускают как на газетной бумаге, так и на мелованной белой. Шрифт на газетной бумаге значительно проигрывает тексту на белоснежной бумаге. Да еще газетную бумагу проще порвать или помять страницы, нежели мелованную. Но на мелованной бумаге очень хорошо видны отпечатки пальцев.

Персонализация

Персонализированная книга – это книга, созданная для специального человека. Она содержит текст (К примеру: «Эта книга принадлежит…»), иллюстрации и т.д.,

Иногда встречаются книги «с заботой» о читателе. Речь идет о закладках. Согласитесь, что гораздо лучше иметь прикрепленную к корешку книги закладку, чем засовывать между страниц фантики и прочий мусор.

Да, в рецензировании тоже есть своя этика и ее лучше соблюдать, если Вы хотите написать хорошую рецензию.
1. Нужно всегда проверять все даты, факты названия и имена.
2. Лучше придерживаться делового и доброжелательного тона.
3. Не допускайте влияния своего отношения к писателю на свое мнение к произведению.
4. Не навязывайте свою точку зрения автору.

Рецензия содержания книги

Чтобы рецензия на книгу вышла удачной Вы должны владеть материалом на уровне, что и автор или даже выше.
Все, что может Вам помочь в создании рецензии:

• Обязательно указывать автора и название его произведения, библиографические данные.
• Следить, чтобы не было пересказа книги. Вы можете разобрать стиль автора, название, сюжет, но сделать это хорошо и грамотно.
• Рассказать свое впечатление о книге, при этом обосновать, что понравилось, а что нет.
• Указать актуально ли произведение, какая у него целевая аудитория.
• Нужно следить за собой: не использовать просторечные высказывания, жаргонизмы.
• Не писать слишком длинных предложений. Лучше разбивать большое на несколько маленьких.
• Закончить рецензию обращением к читателям.

Распространенные ошибки при написании рецензии

Прежде чем публиковать произведение убедитесь, что у Вас нет:
1. Недостаточных знаний по теме произведения.
2. Пересказа книги.
3. Ошибок.
4. Малого числа аргументов.
5. Самоуверенности и неуверенности.
6. Плохого отношения к автору, хамство.
7. Субъективных оценочных суждений (хорошо/плохо).

Где разместить рецензию

После написания рецензии встает вопрос о ее размещении.
• Можно создать свой собственный блог, где Вы будете публиковать своё мнение на прочитанные книги.
• Многие группы или сайты проводят конкурсы рецензий. Попытать удачу можно на них.
• Тематические сообщества или сайты, где приветствуется написание рецензий, которые оценивают читатели.
Но нужно понимать, что рецензия — это не отзыв
На некоторых сайтах отзывы называют рецензиями. Но так считать нельзя, ведь отзыв дает общую характеристику работы без подробного анализа:

Чтобы эти отзывы стали рецензиями они должны содержать:
1. Информацию о книге и о ее авторе.
2. Жанр произведения.
3. Идею книги.
4. Структуру, стиль автора.
5. Впечатление о книге.

Для усвоения всей этой информации приведем пример рецензии на книгу Ч. Т. Айтматова «Плаха»:

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, нужно выделить главные моменты. Во – первых, при написании рецензии, важно не только выражать свое мнение, но и давать профессиональную оценку произведению. Во – вторых не давать большой воли эмоциям. Если Вы напишите слишком восторженную рецензию, то читатели смогут ее воспринять как заказную, а если Вы выразите негодование и негатив, то можно подумать, что у Вас возникла личная неприязнь к писателю. Чувствуете эту грань?
Но и не нужно забывать о плюсах в написании рецензии. Вы можете не только улучшить писательский навык, но совершенствовать себя как читателя. По мнению хороших и опытных рецензентов, написание рецензий поможет читателю глубже погрузиться в сюжет, найти какие- то детали или факты, которые он раньше не замечал.
Читайте, пишите, совершенствуйтесь!

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *