♦ Я не знаю, доживу ли до того времени, когда будет целесообразно написать правду.

♦ Капитан сам хотел было написать Васе, да не собрался — дел у него было по горло.

♦ И признаться честно, готов был написать все, что угодно, лишь бы заработать денег.

♦ Предыдущей ночью она тоже не могла заснуть и, встав с постели, решила написать мне.

♦ В Лондоне нет ни одного преступника, чью биографию я не мог бы написать при желании.

♦ А другой выбор был то, что написать на него донос, что он человек очень сомнительный.

♦ Давно уже я собираюсь тебе написать, моя дорогая Софи, но мне мешал какой-то ложный стыд.

♦ Сначала ему казалось, что могут помешать, а нужно написать много и потому надо торопиться.

♦ Я ничего не смогу написать, если не заставлю себя поверить в истинность того, о чем я пишу.

♦ Каждый человек может написать пару книжек про то, как он ложился в постель со своей первой женщиной.

♦ Хотя можешь написать и на обыкновенном листке бумаги, только надо, чтобы управляющий печать поставил.

♦ Если вам угодно, можете моим родителям написать или сделать ваше предложение словесно — отказа не будет.

♦ Энн, всегда отличавшаяся доброжелательностью, согласилась с предложением Джулиана написать мисс Грант письмо.

♦ Дернула Митю нечистая сила написать такое сочинение про сказки Пушкина, что его отправили на городской конкурс.

♦ Недели через две после возвращения из Карманова Вася решил написать Болдыреву письмо и посмотреть, что из этого получится.

♦ И наконец настал день, когда он сам без всякой помощи смог написать свое собственное имя — букву за буквой, без единой ошибки.

♦ У Пембертона, правда, довольно много книг осталось в Англии, но он вынужден был написать туда своему приятелю и просить его их продать.

♦ Он пообещал написать для них самым убористым почерком философский трактат, из которого они смогут узнать о мире все от начала до конца.

♦ Время торопило — необходимо было спуститься вниз, написать адреса на извещениях о смерти, но она никак не могла решиться оставить их наедине.

♦ Никто не мог написать к нему ни из России, ни откуда; и это было ему по сердцу; приди на его имя письмо — он уже знает, что оно то, которого он ждет.

Эпиграф к уроку:

«И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!” (А. Ахматова)

2007 ГОД Президентом России был объявлен годом Русского языка.

К сожалению, в последнее время появилось много мультфильмов, даже книг для детей, где герои говорят примитивным, далеким от литературного, русским языком. Приходится слышать, как ребятам частенько не хватает слов, чтобы выразить свои мысли, чувства, впечатления в устной речи, не говоря уже о письменной.

Так хочется воспитать творческую, думающую личность, влюбленную в родной язык!

На уроке использован частично-поисковый метод. Были применены информационно-коммуникативные технологии, что обеспечило:

  • наглядность материала
  • доступность восприятия
  • внимание учащихся
  • экономию времени
  • плотность урока

Ограниченность времени урока не позволяет ребятам самим порыться в словарях. Но после урока можно было взять словарь не только Ожегова, но и Даля, современные словари. Такая работа обычно очень увлекает ребят.

На уроке использована техника медленного чтения – постоянное возвращение к тексту, мне было интересно услышать ответы детей. Самый сложный на ЕГЭ – вариант С, работа с текстом: необходимо понять позицию автора, выразить свое мнение по этому вопросу, написать сочинение. Диалогу с автором надо учить, начиная с начальной школы.

Медленно читаются всего три строчки стихотворения, но мне кажется, ребята видят картину, нарисованную великим поэтом. Стараюсь обратить внимание детей, какие средства русского языка и каким образом использовал А.С.Пушкин (такое задание тоже есть в ЕГЭ).

Я работаю по методическому комплекту «Школа 2100”, но урок был проведен и в классах, работающих по традиционной системе

Русский язык. 4 класс.

Урок развития речи. Четвертая четверть.

Цели:

  • закрепить и систематизировать знания по теме «Слово”;
  • способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;
  • развивать речь, внимание, воображение.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор;

  • индивидуальный лист учащегося;
  • текст стихотворения А.С.Пушкина «Кавказ подо мною…” для каждого ученика;
  • шкала настроений.
  • Ход урока

    Презентация

    Вступительное слово учителя (слайды 1, 2, 3):

    Здравствуйте! Откуда у нас самый красивый вид на город? Конечно, с Прочноокопской возвышенности, это место памятно тем, что в 1829 году по дороге на Кавказ здесь останавливался сам А.С. Пушкин.

    У Александра Сергеевича много стихов, посвященных Кавказу. Возьмите листочки с текстом (приложение 1). Я буду читать вам стихи. Если хотите, следите. Можете просто слушать (слайды 4, 5):

    Кавказ подо мною. Один в тишине
    Стою над снегами у края стремнины;
    Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
    Парит неподвижно со мной наравне.
    Отселе я вижу потоков рожденье
    И первое грозных обвалов движенье.
    Здесь тучи смиренно идут подо мной;
    Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
    Под ними утесов нагие громады;
    Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
    А там уже рощи, зеленые сени,
    Где птицы щебечут и скачут олени.
    А там уж и люди гнездятся в горах,
    И ползают овцы по злачным стремнинам,
    И пастырь нисходит к веселым долинам,
    Где мчится Арагва в тенистых брегах
    И нищий наездник таится в ущелье,
    Где Терек играет в свирепом весельи;
    Играет и воет, как зверь молодой,
    Завидевший пищу из клетки железной;
    И бьется о берег в вражде бесполезной,
    И лижет утесы голодной волной…
    Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
    Теснят его грозно немые громады.

    (в рукописи)

    Так буйную вольность законы теснят,
    Так дикое племя под властью тоскует,
    Так ныне безмолвный Кавказ негодует,
    Так чуждые силы его тяготят…

    Красивые стихи? Одно стихотворение, описана вся природа Кавказа, отражены обычаи и характеры его жителей. Так красиво, емко мог писать только А.С. Пушкин.

    Давайте сегодня чуть-чуть прикоснемся к слову великого поэта.

    Работа с текстом.

    А там уж и люди гнездятся в горах,
    И ползают овцы по злачным стремнинам,
    И пастырь нисходит к веселым долинам… (слайд 6)

    Ребята, почему я поставила многоточие? Какое это предложение? Докажите (выделение основ простых предложений, дети работают на индивидуальных листах, приложение 2). Проверьте себя, сделайте вывод:

    — Три основы – три простых предложения.

    Составьте схему предложения.

    Какой частью речи выражено сказуемое?

    Что надо помнить, разбирая глагол по составу (слайд 7)?

    Разберите глагол гнездятся по составу. Суффикс –ся- на что указывает? Входит ли он в основу?

    2. Перечитайте первое простое предложение еще раз (слайд 8):

    А там уж и люди гнездятся в горах,

    Как вы думаете, что хотел показать нам поэт этой строчкой? Где строят свои жилища горцы? Почему именно «гнездятся”? (Как ласточки на обрывистом берегу). Обычно мы говорим: «Птицы гнездятся”, а здесь – «люди гнездятся”, поэт использует изобразительно – выразительные средства русского языка.

    3. Перечитаем второе простое предложение (слайд 9):

    И ползают овцы по злачным стремнинам,

    Сравните, пожалуйста, с начальными строками:

    Кавказ подо мною. Один в тишине

    Стою над снегами у края стремнины;

    Как это может быть? Где стоит поэт? А овцы где ползают? Странно, правда? Как же разобраться? Нам поможет «Толковый словарь” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

    Статьи из словаря (слайд 10):

    Стремнина 1. Место в реке, потоке с бурным стремительным течением. 2. Крутой скалистый обрыв; глубокое ущелье (устар.) (стр. 773)

    Итак, поэт стоит на крутом берегу, а овцы ползают по злачным местам в реке. Заменила слово стремнина на привычное место, и очарование пушкинского стиха исчезло.

    Как вы думаете, что нашли овцы в бурном потоке?

    Ох, не зря А.С. написал: «по злачным”! Что означает это слово? Заглянем еще раз в словарь?

    Статья из словаря:

    Злачный, злачное место (устар., шутл.) – место, где предаются кутежам (стр.230).

    Кутёж. Разгульная попойка; обильное угощение (стр.316).

    Что же это за место, где «ползают овцы”?

    Конечно, богатые травами луга вдоль быстрой реки. Короткое предложение, а как точно, ясно описано, но образный язык начинаешь понимать, когда знаешь значения слов.

    Кстати, слово злачный, какая часть речи (слайд 11)? Прилагательное злачный является каким членом предложения? Обычное ли это определение? Образное! Образные определения называются … эпитетами.

    4. И, наконец, третья часть нашего сложного предложения (слайд 12):

    И пастырь нисходит к веселым долинам…

    Давайте подумаем о значении слов: пастырь и нисходит. Кто может объяснить их лексическое значение?

    Пастырь. 1. то же, что пастух (устар.); 2. Священник как наставник паствы (книж.) (стр.495)

    Нисходить (устар.), спускаться с высоты. (стр.418)

    Заменим слова? И пастух спускается с высоты к веселым долинам.

    Обычно. Буднично.

    Давайте попытаемся показать, как спускается с гор обычный пастух (динамическая пауза), а как спускается пастырь? Почувствовали, увидели разницу?

    А. С. использовал слова устаревшие, слова высокого стиля, которые в обычной речи не употребляют, и предложение заиграло.

    Выпишите, пожалуйста, устаревшие слова из данного предложения.

    Скажите, пожалуйста, прилагательное веселый – обычное определение или образное, эпитет, надпишите (слайд 12)?

    Обобщение (выяснение темы урока)

    Вот мы и прикоснулись чуть-чуть к словам великого поэта (слайд 13). Очень внимательно прочитали всего три строчки. Попробуйте так же внимательно прочитать все стихотворение. А потом еще и еще. Как сказал А.Т.Твардовский: «Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами”.

    Наш урок подходит к концу. В журнале должна быть записана тема урока. Как вы думаете, что я должна записать, чем мы сегодня занимались? Да, мы читали Пушкина, но был урок русского языка. С чем мы работали? Конечно, со словами. Слова были сами по себе? В предложении. А предложение? Отрывок из стихотворения, т.е. текст. Итак (слайд 14), тема: «Слово. Предложение. Текст”.

    Цель я ставила следующую: показать вам, как важно для красоты речи, для составления яркой словесной картины правильно подбирать слова; как важно продумать смысл каждого слова; как важно понимать мысли автора, заключенные в тексте.

    У нас получилось?

    Поучимся сами подбирать слова так, чтобы предложение заиграло?

    Посмотрите на экран (слайд 15), прочитайте предложение. В первом случае пропущен глагол, во втором – прилагательное.

    Ненастный день (что сделал?) …, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою (какою?) ….

    В скобках даны глаголы и прилагательные (закончился, завершился, угас, потух, прошел; грязной, холодной, свинцовой, тяжелой, темной). Выберите слова так, чтобы могли сказать, что использованы изобразительно-выразительные средства русского языка, что прилагательное является образным определением – эпитетом.

    Пушкин написал (слайд 16):

    Ненастный день потух, ненастной ночи мгла
    По небу стелется одеждою свинцовой.

    Итог урока. Домашнее задание.

    Спасибо за урок. Домашнее задание: кто хочет, научитесь читать красиво стихотворение «Кавказ” А.С.Пушкина. У нас в классе есть дети, которые любят рисовать? Сделайте иллюстрацию. Загляните в толковые словари, выпишите 3-5 устаревших слов, запомните их значение, подумайте, можно ли использовать эти слова в своих сочинениях? Составьте и запишите 2 предложения с устаревшими словами.

    (В дневник: выписать 3-5 устар. слов, составить и записать 2 предложения)

    Последний (17) слайд на этом уроке: шкала настроений (приложение 3). Оцените себя. Если урок вам понравился, у вас хорошее настроение, сделайте отметку вверху.

    Спасибо.

    Примечание: во время работы детей на индивидуальных листах, экран закрывается.

    Миф № 6. Некультурно спрашивать в очереди «кто последний?» (надо «кто крайний?»); невежливо, предлагая гостю сесть, говорить «садитесь» (надо «присаживайтесь»).

    Из вопроса, поступившего в «Справочное бюро» «Грамоты.ру»: «…Меня резко поправили, когда я спросила «кто последний” (в очереди), сказали, что в русском языке так говорить не принято, а нужно «кто крайний”».

    На самом деле: Всё как раз наоборот. Неправильно спрашивать в очереди «кто крайний?» (надо «кто последний?»); не стоит, предлагая гостю сесть, говорить «присаживайтесь» (грамотно «садитесь»).

    Мы не случайно объединили два этих мифа в один: замена и последний на крайний, и садитесь на присаживайтесь обусловлена одним и тем же фактором. Каким? Об этом ниже.

    Начнем с выражения «кто последний». Миф о недопустимости его употребления имеет давнюю историю. Еще полвека назад на этот предрассудок обращал внимание Л. В. Успенский в книге «Слово о словах»:

    Тысячи людей говорят: «Кто тут крайний?», подойдя к очереди за газетами… Это словоупотребление не может быть признано правильным и литературным. Если на вопрос: «В каком вагоне ты едешь?» вы ответите: «В крайнем!», у вас сейчас же потребуют разъяснить: от начала или от конца поезда, в первом или в последнем? У каждого ряда предметов по крайней мере два края, и слово «крайний» стало употребляться тут по нелепому недоразумению, ибо обычному слову «последний» в некоторых говорах народной речи придается неодобрительное значение – «плохой», «никуда не годный»: «Опоследний ты, братец мой, человек!» (Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962. С. 210).

    Причина употребления в рассматриваемом выражении прилагательного крайний вместо последний названа Л. В. Успенским совершенно верно. Действительно, у слова последний есть обладающее негативной коннотацией значение ‘низший в ряду подобных, самый незначительный из всех; очень плохой’: последний негодяй, как последний дурак, ругать последними словами. Опасаясь назвать человека в очереди последним, говорящий тем самым избегает намека именно на это значение.

    Но слово последний, как и многие другие слова русского языка, многозначное, среди его значений и такие, не имеющие никаких отрицательных коннотаций: ‘самый новый’; ‘современный’; ‘только что появившийся’: последние технологии, последние известия, строить по последнему слову техники и т. п. Тем не менее и в наши дни, как и полвека назад (несмотря на то, что очередей стало меньше), миф о недопустимости вопроса «кто последний?» продолжает быть на удивление жизнестойким. Любопытный факт: ведь у слова крайний тоже есть значение, обладающее негативной окраской; в живой разговорной и в публицистической речи это прилагательное иногда используется в значении ‘человек, на которого свалили ответственность за что-то плохое’: крайним сделали чиновника, поставившего подпись под документом (газ.). Тем не менее употреблению крайний вместо последний это не мешает: видимо назвать человека «без вины виноватым» представляется меньшим злом, чем назвать его «худшим».

    На еще одну причину, по которой вопрос «кто крайний?» может быть более обидным, чем «кто последний?», указывает В. В. Колесов:

    «Становясь в очередь, человек приветствует тех, кто некоторое время будет его соседом… Правда, уважительное пожелание здоровья в этом случае не совсем уместно, поэтому и возникло такое сочетание: «Вы – последний? Кто последний?» Непонятно, почему оно может кого-то обидеть, ведь спрашивая: «Кто последний?» – человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. И верно, в таком выражении сохраняется исконное значение слова последний – тот, кто идет по следу, тот, кто торит тропу следующим за ним, или тот, кто сам следует за другими…. Напротив, спрашивая: «Кто крайний?» – вы обижаете человека, потому что, во-первых, говорите не по-русски (в русском языке нет такого значения слова крайний: оно пришло из украинского), а во-вторых, как бы отстраняете его от очереди, уверяя его, что он «на краю», в стороне от ряда и потому вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается». (См.: Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988. С. 234-235).

    Однако далеко не всегда неоправданное употребление слова крайний вместо последний связано с опасением обидеть человека, назвав его «худшим». Подобная замена встречается и во многих других контекстах (к очереди отношения не имеющих), где она вызвана стремлением отгородиться уже не от значения «худший», а от основного значения прилагательного последний – ‘такой, за которым не следует, не ожидается что-либо подобное’.

    Хорошо известно, что употребления слова последний избегают носители языка, профессия которых связана с постоянным риском для жизни. Это летчики и космонавты, водолазы и альпинисты, артисты цирка и др. – количество таких профессий велико, хотя за употреблением крайний вместо последний закрепилась именно авиационно-космическая «принадлежность»: в «Большом словаре русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной слово крайний в значении ‘последний’ сопровождается пометами авиа., косм.1 Но из речи людей, которые, рискуя жизнью, выполняют свои профессиональные обязанности (и желание которых избежать двусмысленности сочетаний последний полет, последний прыжок и т. п. понятно и объяснимо), выражения наподобие крайний раз вместо последний раз, крайний день вместо последний день и т. п. если и не вошли еще в широкий обиход, то активно к этому стремятся. Подобная повсеместная замена прилагательного последний прилагательным крайний – не что иное, как грубое нарушение норм русского языка.

    Впрочем, вернемся к вопросу «кто последний?», точнее к предрассудку, препятствующему его употреблению. Теми же соображениями – опасением обидеть человека словом, которое в одном или нескольких значениях обладает отрицательной коннотацией, – вызвана другая распространенная ошибка. Речь идет о замене глагола сесть (несовершенный вид садиться) глаголом присесть (несовершенный вид присаживаться), в первую очередь в повелительном наклонении. Многие носители языка предпочитают говорить присаживайтесь вместо садитесь, потому что слово садитесь будто бы связано исключительно с тюремными ассоциациями (одно из значений глагола «сесть» – ‘попасть в тюрьму по приговору суда’).

    Миф этот подкрепляется всем известной фразой «сесть я всегда успею» из художественного фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», которая давно стала крылатой. Но ведь произносящий эту реплику (в ответ на предложение сесть за докторскую диссертацию) персонаж фильма – вор «со стажем». Почему же сегодня офисные работники опасаются говорить садитесь своим гостям, неужели предполагают наличие у всех них криминального прошлого или настоящего?

    Проблема употребления присаживайтесь вместо садитесь выходит за рамки разговора о языке, на нее обращают внимание не только лингвисты, но и публицисты. Е. Барабаш пишет:

    «Укоренившаяся на уровне генов несвобода диктует языку свои правила… Отвратительное «присаживайтесь” вместо нормального «садитесь” теперь уже навеки. Страна, проявившая такую недюжинную, завидно неразрывную спайку политики и криминала, элиты и криминала, телевидения и криминала, жизни и криминала, не может позволить себе говорить «садитесь”» (Е. Барабаш. На машиночке в светленькое будущее).

    Но рассмотрим форму присаживайтесь с точки зрения языковеда. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол присесть объясняется следующим образом: ‘согнув колена, опуститься’: присесть на корточки, ‘сесть на короткое время или в недостаточной удобной, спокойной позе’: присесть на краешке стула (ведь приставка при- обозначает неполноту действия). Говоря присаживайтесь, мы, таким образом, предлагаем гостю либо выполнить гимнастическое упражнение, согнуть колени (такое предложение вполне уместно в тренажерном зале, но никак не в приемной солидной фирмы), либо сесть на короткое время (что гость вполне может расценить как намек: ему предложили ненадолго присесть, а потом поскорее встать и уйти). Но во всяком случае ни то, ни другое предложение не подразумевает приглашения с комфортом разместиться на стуле или в кресле.

    «Ложно понятой вежливостью» называет словоупотребление присаживайтесь О. И. Северская:

    «…Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго… Да и потом, почему я должна «присаживаться», примостившись на краешке стула? Почему бы мне не сесть поудобнее и обстоятельно того, к кому пришла по делу, обо всем меня интересующем расспросить? Так что, с моей точки зрения, «присаживайтесь, пожалуйста» – это в какой-то мере всё то же печально известное «вас много, а я одна». А с точки зрения клерков – самое что ни на есть вежливое обращение» (Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М., 2004. С. 16).

    Таким образом, «вежливая» замена и глагола садитесь глаголом присаживайтесь, и прилагательного последний прилагательным крайний чревата еще большей двусмысленностью и вполне может обидеть собеседника. А поэтому давайте запомним азбучную истину № 6.

    Азбучная истина № 6. Подойдя к очереди в кассу или к врачу в поликлинике, грамотно спросить у людей: кто последний? Предлагая гостю принять сидячее положение, вежливо сказать: садитесь, пожалуйста. А «кто крайний?» и «присаживайтесь» – это неправильно.

    В. М. Пахомов,
    кандидат филологических наук,
    главный редактор портала «Грамота.ру»

    1 Впрочем, нельзя говорить о том, что замена последний на крайний характерна для речи всех без исключения представителей данных профессий. На интернет-форуме, посвященном авиации, можно встретить и другое мнение: «Я вырос в семье, более чем близко связанной с авиацией. Я достаточно много общался и общаюсь с пилотами, как по работе, так и просто по-дружбе. Ни разу за свои 39 лет я не слышал от них в разговоре крайний раз! А вот молодежь… постоянно делает на этой фразе акцент, причем даже вставляя эту фразу в абсолютно гражданские ситуации…» (пользователь Сын Командира).

    Рубрики: Сонник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *