​ ​ ​

Чтобы найти свои сильные стороны, ответьте на четыре вопроса.

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Какие навыки помогли вам в чём-либо преуспеть?

В детстве или студенчестве вам наверняка пришлось развить какие-то полезные навыки. Успешный консультант Скотт Эдингер (Scott Edinger) вырос в бедной семье, а в возрасте девяти лет был усыновлён другой не очень благополучной семьёй. Жизненные обстоятельства побудили его развить навыки общения, разрешения конфликтов, убеждения людей и понимание их психологии.

В университете он отточил свои коммуникативные навыки. Приняв участие в сотне дебатов, Эдингер попал в пятёрку лучших выступающих. Впоследствии он получил степень в области коммуникаций и риторики. После окончания университета он стал продавцом номер два в одной из крупнейших компаний США и стал консультировать другие организации по вопросам продаж — одного из важнейших навыков в мире бизнеса.

Конечно, не всем сложности в детстве помогают стать таким успешным, как Скотт Эдингер. Однако и вы за свою жизнь наверняка наталкивались на препятствия, которые смогли успешно преодолеть.

Вспомните о таких ситуациях. Есть ли между ними что-то общее? Что-то, что помогало вам справиться с проблемами? Это и есть то, в чём вы сильны. Теперь вам необходимо выяснить, в какой области деятельности вам пригодятся эти навыки.

Что вселяет в вас силы?

Подумайте о том, что заставляет вас чувствовать себя энергичным, полным сил и готовым на новые свершения. Это поможет вам выявить ваши сильные стороны.

Вспомните также, чем вы начинаете заниматься, когда чувствуете себя уставшим или перегруженным. В такие моменты нам хочется взять ситуацию под контроль. Для этого вы делаете то, что вселяет в вас силы.

Определив, какое именно занятие придаёт вам энергии, в будущем вы сможете одержать верх над многими проблемами.

Что выделяло вас в детстве среди других детей?

В детстве мы занимаемся тем, что нам нравится, даже если со стороны это выглядит странно. Если вы вспомните свои детские увлечения, вы наверняка сможете выявить свои скрытые, давно забытые способности.

Одноклассники Кэндис Браун Эллиотт (Candice Brown Elliott) дразнили её и называли Энциклопедией Браун в честь персонажа одноимённой книги — мальчика-детектива. Они считали Кэндис самой умной, хотя учителя были другого мнения. Сама же девочка мечтала вести оживлённые беседы со знаменитыми людьми, разработать искусственный интеллект, который уместился бы у неё в шкафу, построить плавучие города и придумать новые виды искусства.

Спустя 40 лет на её счету было 90 патентов. Её самое знаменитое изобретение — PenTile-матрица, разновидность жидкокристаллического экрана, используемая в миллионах смартфонов, планшетов, ноутбуков и телевизоров. Она основала компанию для разработки этой технологии, а затем продала её Samsung.

Детские мечты Эллиотт удивляли одноклассников и раздражали учителей. Но во взрослой жизни её склонности стали её сверхспособностью.

Подумайте: может быть, и вы в детстве занимались чем-то, что выделяло вас среди других?

Какие комплименты вы предпочитаете игнорировать?

Зачастую мы не замечаем свои сильные стороны. Если вы привыкли выполнять что-то хорошо, то весьма легко не заметить этого и не обращать на свой навык особого внимания. Поэтому прислушивайтесь к комплиментам, которые вы обычно пропускаете мимо ушей, поскольку уверены, что в ваших способностях нет ничего необычного.

Склонность игнорировать комплименты весьма объяснима, но это может привести к тому, что вы будете продавать свои навыки по цене гораздо ниже их реальной стоимости.

Это повредит вашей карьере, ведь труд и талант должны быть оценены и оплачены по достоинству.

Если что-то даётся вам очень легко, это не значит, что этими способностями обладает каждый человек. Пересмотрите своё резюме: возможно, вы упустили из виду какие-то навыки, которые выделят вас среди других сотрудников.

Один хорошо готовит, другой рисует, третий умеет эффективно руководить, четвертый быстро бегает, пятый хорошо выступает на публике… У каждого человека, без исключений, есть способности. Это личностные качества, присущие только этому конкретному человеку, которые делают его уникальным и дают преимущества в определенных видах деятельности. Но не всегда эти качества очевидны. Бывает, что человек попросту не замечает своих сильных сторон, и пытается развивать слабые — идет в том направлении, которое не приведет его к высоким результатам. Понять свои способности — это уже большой шаг на пути к самореализации и успеху. Вопрос в том — как узнать свои способности?

Почему так важно понять свои способности?

«Непонимание своих сильных сторон приводит к депрессии», говорит автор проекта «Предназначение» Павел Кочкин. Механизм очень прост и заключается в следующем: человек не принимает, или не видит своих сильных сторон и своих способностей, вместо этого делает акцент на развитии слабых сторон. Например, не имея способностей к публичным выступлениям, выбирает работу, связанную с постоянным общением, и изо дня в день работает над своими навыками ораторского искусства и эффективной коммуникации. Надо понимать, что какие бы усилия в этом случае он не прилагал, до своего идеала все равно не дорастет, и как следствие, всегда будет недоволен собой. Отсюда и возникают депрессивные состояния.
Используя способности, человек во много раз повышает свою эффективность и достигает высоких результатов, что ведет к повышению самооценки. А тот человек, который себя ценит, любит и уважает еще более эффективен.

Как узнать свои способности?

Никто не знает Вас лучше, чем Вы сами знаете себя. Поэтому ответить на вопрос «к чему у меня способности» Вы должны сами. Павел Кочкин дает несколько ценных советов, как понять свои способности и применить их в жизни:

1. Познакомьтесь с собой. Спросите себя: что у меня лучше всего получается? Что отличает меня от других? Какие у меня есть достижения, и благодаря чему я их получил? Задавайтесь вопросом «к чему у меня способности» не один раз. Пусть этот вопрос всегда будет у Вас в голове. Оценивайте свои результаты и те средства, которые помогли их достичь.

2. Признайте свои сильные стороны. Не пытайтесь бежать от себя. Даже если Вы думаете, что та или иная Ваша способность бесполезна, не отвергайте ее. В мире есть миллион вариантов, как эту способность грамотно реализовать.

3. Примите себя таким, какой Вы есть, и таким отдайте себя миру. «Поверьте, вы востребованы будучи тем, кем на самом деле по духу и по сути являетесь», говорит Павел.
Ваши способности — это ключ к раскрытию своего потенциала, достижению выдающихся результатов и успеха в жизни.

Павел Кочкин советует: «Перестаньте заниматься тем, что не является вашей сильной стороной, к чему у вас нет способностей». Понимание своих способностей дает вам огромное преимущество — вы становитесь эффективны в своей деятельности, и достигаете максимального результата.

История тестов способностей Понимание истории тестов способностей позволяет понять и объяснить огромные различия между российскими и мировыми практиками применения этого инструмента. Нелегкая судьба дифференциальной психологии в нашей стране в период 1930-50 гг не могла не сказаться на современном состоянии отечественной психодиагностики. Отрадно заметить, что за последние 5-10 лет в этой области мы видим громадный прогресс. Инструментальная оценка получает заслуженное признание не только в коммерческих компаниях, но и в государственной службе в России. Тесты способностей постепенно становятся одним из неотъемлемых элементов развития талантов в широком смысле.
Первые шаги
Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест. В 1884 году Гальтон основал Антропометрическую лабораторию с целью получения статистических данных о человеческих способностях. Он видел задачи психометрии в том, чтобы охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц, и фокусировал свое внимание больше на физиологии. Через его психометрические эксперименты прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов. В частности в 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффициента корреляции. Благодаря его вкладу стал возможен анализ данных по индивидуальным различиям.
Впервые термин «интеллектуальный тест» был предложен Джеймсом Кеттелом, который в 1890 году опубликовал статью «Интеллектуальные тесты и измерения» Его тесты умственных способностей выглядели как лабораторный опыт и относились, прежде всего, к элементарным сенсомоторным измерениям. Например, выявлению времени реакции на звук и времени, необходимого для определения различных цветов, разделению надвое линии определенной длины, фиксированию промежутка времени продолжительностью 10 секунд и количества букв, запоминаемых после одного показа.

Джемс Маккин Кеттел (слева) за экспериментом с тахископом, Колумбийский университет, 1890 г.

Идея измерения интеллекта в короткое время приобрела огромную популярность. Уже в 1904 году Министерство образования Франции поручило врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить способных, но ленивых детей, от детей, у которых были особенности развития и которые не могли учиться в обычной школе. Шкала Бине состояла из 30 заданий (тестов), упорядоченных по возрастанию сложности. Эта шкала послужила основой знаменитого теста Стенфорд-Бине на определение коэффициента IQ, показывающего соотношения умственного возраста с возрастом фактическим. В тестах IQ впервые было введено понятие статистической нормы как критерия для сравнения индивидуальных показателей и их оценки.

Альфред Бине (справа) с коллегами в психологической лаборатории, Париж, 1899 г.

Все для армии, все для фронта

Значительный импульс к развитию тесты получили в период первой мировой войны, когда потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям. В 1917-1919 годах Артур Отис разработал систему армейских тестов, ставших первой системой групповых интеллектуальных тестов. Теоретической основой этих тестов стал факторный анализ, выделявший то общее, которое требовалось в узконаправленных видах деятельности. Впоследствии эти тесты стали использоваться не только в армии, но и в системе образования и промышленности.

Тестирование при массовом подборе военнослужащих, Пенсильвания, 1944 г.

Первые тесты в России

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую очередь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г.И. Россолимо и Ф.Е. Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии и психодиагностики под названием «Психологические профили».

Пример психологического профиля мальчика 15 лет. Взято из «Психологические профили — методика», Г.И.Россолимо, 1917 г.

В тестирование интеллекта в нашей стране далее и до 1936 года активно развивалось в рамках направления психотехники, основной аудиторией были учащиеся в различных образовательных учреждениях. Основанная в начале 20 века немецкими психологами Штерном и Мюнстербергом, психотехника была тогда весьма развитой областью психологии, в ее сферу входили психология труда, проблемы профессионального отбора и обучения, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (плакат, реклама, кино).

Период репрессий

Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» на несколько десятилетий остановило разработку диагностики психического развития и личности в СССР. Были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой. О психологических тестах советские психологи старались забыть как о страшном сне. Многие учёные были уничтожены. Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 30-х гг., становятся известными только сегодня. И последствия этого продолжают сказываться на состоянии современной психометрике в современной России.

Педология (от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Практика педологического обследования, распределения детей по классам и школам в соответствии с их фактическим и психическим возрастом, зачастую не совпадающая с паспортным, а также не всегда качественная работа педологов-практиков ввиду их низкой квалификации вызывали недовольство родителей и педагогов на местах.

Недовольство это подкреплялось идеологической обработкой населения. Утверждалось, что ребенок самого передового и революционного класса должен быть передовым и революционным как в области физического, так и психического развития. Дифференциация школы на обычную и для разных категорий детей с задержкой умственного развития «нарушала» идеологию равенства и усредненности советских людей. Откровенно попирались законы наследственности. Отвергалось негативное влияние среды в социалистическом обществе.

В предвоенный период (1935 — 1941) и более чем два послевоенных десятилетия советская психология всячески избегает всего того, что связано с индивидуально-психологическими различиями и их измерением.

Лабораторные исследования

В 1960-1970-е гг. в советской психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый «качественный подход», реализуемый, прежде всего в диагностики умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого круга задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности к запросам практики, не могла заменить тесты.

«Психологическая диагностика»

Можно достаточно точно указать на время возрождения тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии. В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждающейся во внимании со стороны исследователей.

России направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», появляется в конце 1960-х гг. во многом благодаря усилиям Б.Г. Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы. Сейчас очень трудно ответить на вопрос о том, почему вместо термина «психологическое тестирование» был избран термин «психодиагностика». Вероятно, свою роль сыграло продолжавшееся долгое время гонение на тесты.

Б.Г. Ананьев наблюдает за проведением психологического эксперимента, Ленинград, 1960е гг.

Психологов-практиков интересуют возможности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Тесты всё активней используются в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе.

Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения.

Зарубежные методики

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. У пользователей тестов сформировался «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда психолог-практик, а часто просто дилетант, измеряя с помощью иностранного теста, например, интеллект, весьма смутно представляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста, каковы надежность и валидность методики, не располагает нормативными данными, наконец, не осведомлён об этике работы с людьми.

Заполнение формы ответов бланковой версии тестов способностей

Современные тесты способностей

Современные тесты способностей представляют собой наборы специально подобранных стандартизованных заданий, которые позволяют оценить способности человека решать различные интеллектуальные задачи. В современных тестах способностей используются сложные математические алгоритмы, и они являются продуктом на стыке психодиагностики и информационных технологий.

Прохождение онлайн версии тестов способностей

Измеряемые способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут хорошо объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Любая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности, а наличие у человека определенной способности означает его пригодность к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые для данной деятельности.

В то время как тесты интеллекта (IQ) направлены на измерение общего уровня интеллектуального развития, тесты способностей измеряют уровень развития отдельных составляющих общего интеллекта – способности работать с числовыми, текстовыми данными, пространственное мышление, абстрактное мышление и пр.

Если взять за аксиому, что у каждого из нас есть способности, то выявление и развитие их поможет в достижении успеха. Но все ли так просто? Ведь встречаются же скрытые способности человека. Можно ли их распознать? Как узнать свои способности? Насколько сложно это сделать самому? Есть ли критерии, позволяющие понять, что мы имеем дело со способностями? Какие уровни развития способностей? Как разобраться, на какой стадии наши? Об этом поговорим далее.

Чтобы научиться распознавать способности, желательно знать какие уровни их развития бывают. Ведь способности могут проявляться как в своей зачаточной форме, которую сложно выявить, так и быть настолько ярко выраженными, что невозможно их не увидеть.

  • Задатки – анатомические или физиологические особенности, являющиеся базой для развития способностей;
  • Способности – свойства личности, позволяющие успешно заниматься выбранной деятельностью;
  • Одаренность – необходимое для успеха сочетание способностей;
  • Талант – высокий уровень развития способностей, открывающийся по мере приобретения опыта и навыков;
  • Гениальность – максимальное проявление способностей в конкретном виде деятельности.

Если одаренность, талант или гениальность выражены достаточно отчетливо, чтобы их можно было распознать «невооружённым взглядом», то задатки и способности выявить не всегда легко. Особенно у самого себя. Тогда в голову начинают приходить навязчивые мысли о том, «какие же они, мои способности?»

Пройти тест на полушария мозга

Чтобы облегчить эту задачу, рассмотрим основные приемы, как узнать себя, свои способности, особенно, если они скрытые. Обобщенно отметим, что ключевым маркером в поиске способностей являются склонности – интересы относительно конкретных видов деятельности. Как раз они формируются на базе способностей.

Проанализировать свои интересы.

В силу обстоятельств, люди часто занимаются делом, совершенно им не подходящим. По настоянию родителей учатся не там, где интересно. Потом так же устраиваются на работу и т.д. Но все это вызывает у них лишь депрессию и раздражение. В душе они хотят совершенно другого. Именно это и есть их склонностями, которые, в свою очередь, являются истинным ориентиром, как узнать свои способности. Следует внимательно изучить круг своих интересов, проанализировать, что из этого получается лучше.

Ведь не единичны случаи, когда хобби превращается в дело всей жизни, принося ощутимый доход и всеобщее признание. Нет лучше работы, чем та, на которую идешь, как на праздник.

Попробовать различные занятие.

Как узнать свои способности, если ничего не делать? Чтобы лучше понимать самого себя, следует как можно больше экспериментировать, пробовать новые виды деятельности, посещать всевозможные кружки, секции, тематические вечера и т.п.

Одни находят свое еще в школьные годы, другим для этого недостаточно всей жизни. Но останавливаться в поиске все-равно не стоит. Ведь много примеров, когда состоявшиеся люди меняли свою профессию и добивались новых высот. Если же кто-то еще не успел реализоваться, то ему тем более стоит «землю носом рыть», искать не покладая рук. Так даже скрытые способности человека проявятся, не говоря уже о талантах или одаренности.

Вспомнить все свои мечты.

Особенно полезны детские фантазии, когда человек еще максимально искренен перед самим собой и другими. Ребенок вряд ли задумывается на тему, «какие мои способности?», но стопроцентно знает, чего он хочет. Петь, танцевать, рисовать, ухаживать за домашними животными, играться в песочнице и т.п. Дети часто представляют себя отважными военачальниками или путешественниками, хотят полететь на Луну либо стать киноактерами. В те годы люди еще не знают о жизненных обстоятельствах, престижности профессии, уровне зарплаты. Они просто мечтают. Без всяких правил или условностей.

Как узнать свои способности? Освежить в памяти все свои мечты, включая детские. Тщательно проанализировать, какие из них реально осуществить будучи взрослым.

Посоветоваться с окружающими людьми.

Всем известна поговорка «со стороны виднее». Можно топтаться на одном месте, не замечая очевидных вещей находящихся под самим носом. Один из приемов, как узнать свои способности, предлагает искренне поговорить с друзьями или родственниками, узнать их мнение относительно этого вопроса.

Желательно проанализировать, с какими просьбами они чаще к нам обращаются. Понять, чем мы бываем для них полезны? Ведь, если даже кто-то решил, что он прирожденный политик, а его в основном просят на машине подвезти, возможно, ему стоит призадуматься и сменить трибуну на баранку. Нервы целее будут и люди спасибо скажут.

Пройти тематические тесты.

Интернет полон тестов, которые обещают разобрать все «по полочкам», ответив на любые вопросы «от А до Я». Там не только подскажут, как узнать свои способности, но даже таланты будущих внуков определят. Слишком серьезно к ним относиться нельзя, но найти подсказку реально. Главное не цепляться за результаты одного теста, а попытаться пройти их как можно больше. Вследствие чего получится собирательный образ, который может стать ключом к пониманию своих способностей.

Регулярно узнавать что-то новое.

Новые знания – надежный способ увидеть скрытые способности человека. Например, сложно распознать задатки к игре в регби, если ни разу о ней не слышал. Книги, тематические видео, обсуждения в социальных сетях, общение с представителями различных профессий помогают получить необходимую информацию. Как ее применить – это уже второй вопрос. Что в душе найдет свой отклик, то и следует изучить более пристально.

На время сменить обстановку.

В своей социальной среде человек адаптируется, как бы растворяясь среди других людей. Он теряет свое «лицо», превращаясь в часть системы. Но если хоть на время разорвать эти узы, то люди становятся сами собой. Так происходит, например, во время революций или воин, когда работник заправки становится военачальником, а какой-нибудь чиновник оказывается в мусорном контейнере. Никто не призывает к радикальным действием. Важнее другое – резкая смена обстановки, которая показывает на что человек способен по-настоящему.

Если кто-то запутался в жизни, пусть возьмет паузу и хоть на пару недель начнет новую жизнь в другом городе. Или хотя бы представит это мысленно. Как бы он стал зарабатывать деньги? Чем бы хотел заниматься? Что принесло бы доход в первую очередь? Возможно ответы на эти нехитрые вопросы и подскажут ему, как узнать свои способности. Во всяком случае, акцентируют внимание на то, в каких своих качествах человек действительно уверен.

Перечисленные приемы, как узнать свои способности, возможно, кому-то покажутся достаточно упрощенными. Но, на самом деле, все гениальное просто. Не стоит усложнять там, где сработают даже несколько эффективных подсказок. Понимание самого себя раскрывает даже скрытые способности человека. В этом убедится каждый, кто попробует хоть несколько пунктов из составленного списка.

Пройти тест на уверенность в себе

Отечественная теория способностей — Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Ананьев, Теплов. Существуют различные понимания термина «Способности».

Специфические человеческие способности — те особенности, которые отличают человека от животного. Те особенности, которые являются видовыми (по Леонтьеву). Эти особенности усваиваются всеми людьми в онтогенезе (у здоровых людей). Человек усваивает культуру и усваивает способности, которые растворены в культуре.

Дифференциальная психология о способностях:

  1. Способности — такое индивидуальное качество, которое отличает одного человека от другого (Теплов — 1 из 3 признаков способностей). Бессмысленно говорить о способностях, если между людьми нет отличий.
  2. Способности имеют отношение к успешности выполнения одной деятельности или множеству деятельностей.
  3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам, которые уже выработаны тем или иным человеком, а лишь к обеспечению их лучшего усвоения.

Врожденные способности?

Способности — это психологические особенности людей, следовательно, они не могут быть врожденными. Способности всегда продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности всегда формируются, меняются. Они не застывают на месте. В основе способностей лежат анатомо-физиологические особенности, они приравниваются к задаткам. Сами же способности — всегда результат развития. Есть некие задатки, которые лежат в основе формирования способностей. Способности не заключены в задатках. Нельзя считать, что способности крыты в задатках. Нельзя сравнивать с бутоном раскрывшийся цветок. Задатки неспецифичны. На базе разных задатков у разных людей могут быть сформированы одинаковые способности. Возможна компенсация одних способностей другими.

Теплов о музыкальных способностях: музыкальные способности можно сформировать на разной основе. При наличии абсолютного музыкального слуха и при отсутствии музыкального слуха. А на базе одинаковых задатков можно формировать разные способности. Социальные условия или обстоятельства жизни играют при этом немалую роль. Между способностями и задатками нет взаимнооднозначного соответствия. Задатки и способности взаимосвязаны.

Ведущее положение способностей: способности тесно связаны с деятельностью. Развитие способностей всегда происходит в деятельности. Со стороны человека — активный процесс. От способностей зависит возможность осуществления деятельности и степень успешности деятельности. По способностям судят о результатах деятельности. Успех в деятельности к осознанию деятельности — соотнести сложно. Сложно сопоставить качество стихов разных стилей. Это будут очень субъективные оценки. Уровень достижения человека в деятельности напрямую соответствует способностям в деятельности. Ошибка: что уровень достижений зависит не только от способностей, а от особенностей воспитания, обучения, кругом общения.

Связь способностей с деятельностью. Историчны как виды деятельности, так и способности. Отдельные виды деятельностей возникают и развеваются, и точно также возникают и развиваются и способности в зависимости от развития общества.

Взаимоотношения способностей и личности. Личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис Рубинштейн — нельзя сужать содержание понятия способность до характеристик отдельных психических процессов. Проблема способности возникает у субъекта деятельности. У личности. Главные черты личности тесно связаны со способностями.

Теория индивидуальности Ананьева. Структура психологических свойств человека — иерархична. В иерархии выделяют 3 группы свойств:

  1. индивидные или природные свойства. Индивидные свойства определяют принадлежность к полу, конституциональные особенности человека, нейродинамические особенности человека. Высший уровень природных свойств — задатки — интеграция индивидных свойств человека.
  2. Субъектные свойства: характеристика человека как субъекта деятельности — познания, общения и труда. Интеграция субъектных свойств человека — способности.
  3. Личностные свойства — определяются социальными ролями человека, его статусом, структурой его ценностей. Интеграция личных свойств — образует характер и склонности человека.

Уникальные сочетания 1, 2, и 3 и составляет индивидуальность человека.

В индивидуальности человека у Ананьева — главное личностные свойства. Они преобразуют субъектные свойства и природные свойства. По Ананьеву — способности являются свойствами более высокого уровня, чем индивидные, но расположены ниже, чем личностные. Личностные свойства преобразуют способности.

Голубева считает, что способности имеют 2 уровня проявления:

  1. природных предпосылок, задатков. Уровень организма
  2. личностный уровень реализации способностей

Личные особенности, преобразующие способности: склонности, интересы, потребности, мотивы — от которых зависит формирование способностей. От этих личностных особенностей зависит выбор деятельности, от этого зависит формирование способностей.

Иерархия мотивов рассматривается как направленность личности. Лейтес уделили внимание влияния на формирование способностей, такой характеристике, как склонность к труду, тяга к деятельности — одна из общих предпосылок способностей. Тяга к труду меняется с возрастом.

Связь способностей с отдельными чертами характера:

  1. волевые качества
  2. целеустремленность

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *