Что такое иудаизм?

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия?

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все «нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

А. Л. Львов: Конфессия и natio в иудаизме.
Если пытаться смотреть на иудаизм и евреев с точк и зрения проблематики различения конфессионального и религиозного, то мы здесь мы увидим весьма сложное переплетение. Стоит хотя бы обратиться к современным реалиям, к действующему в Израиле закону о Возвращении. Там написано, что правом репатриации в Израиль обладает каждый еврей. В 1962 г. Верховный суд постановил, что, исходя из светского характера Закона, понятие «еврей» следует толковать в традицинном, а не строго галахическом смысле, и, следовательно, Закон не распространяется на лиц, рожденных евреями, но перешедших в другое вероисповедание. В 1970 г. была принята поправка, согласно которой евреем является тот, кто рожден от матери-еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм и не принадлежащее к другой религии. Здесь сразу же бросается в глаза прямое механическое переплетение религиозного и этнического: это этничность по происхождению и конфессиональность по религии.
Если обратиться к более ранним периодам, то это странное переплетение можно найти еще в Средние века. Речь идет о философско-богословском трактате Иегуды Галеви (12в.) «Кузари». Сюжет этого сочинения строится вокруг истории обращения хазарами в иудаизм. Хазарский царь Кузари устраивает богословский диспут между христианином, мусульманином и иудеем. Когда очередь доходит до раввина, он говорит следующие слова: «Мы верим в Бога Авраама, Исаака и Яакова, который вывел сынов Израиля из Египта силой знамений и чудес, который питал их в пустыне и даровал им страну после чудесного перехода Иордана; который послал Моисея с миссией Торы, продолженной многими пророками, возвещавшими Тору и учившими о вознаграждении, ожидающем тех, кто соблюдает ее, и о каре грозящей тем, кто ее нарушает. Мы верим во все, что написано в Торе, а это охватывает бесчисленное множество вопросов». Раввин здесь явным образом подчеркивает этническое составляющее иудаизма, культурную память, генеалогию, веру в покровительствующего евреям родового Бога.
Удивленный хазарский царь, не принадлежавший по крови к евреям, реагирует на слова раввина, заявляя, что еврею следовало бы сказать о вере в сотворившего мир Бога: «А ведь именно ты, еврей, должен сказать, что ты веришь в Творца и Его Провидение, в Того, Кто сотворил этот мир и поддерживает его существование, и в другие Б-жественные атрибуты, ясные каждому, кто обладает верой, кто стремится к истине и ищет уподобления Творцу в Его справедливости и мудрости». Разрешение противоречия обосновывается Галеви противопоставлением веры и философии. Вера построена на Откровении, на связи с Богом, а целью философии является не связь с Божественным, но познание Бога.
Можно привести еще более ранний пример. Это собственное библейская тема, национальные понятия в Библии. В Библии очень ярко представлены действующие лица истории — народы. Есть народ Израиля, который находится в сложных отношениях с Богом и с другими народами. В дальнейшем народ Израиля послужил образцом для европейских народов осмыслять себя политическими сообществами, единствами.
В Библии есть два основных термина. Есть «ам» – это скорее множество людей под единым руководством, воинство, армия и «гой» — этот термин указывает на общее происхождение. Этот термин может употребляться в отношении евреев, но затем прочно закреплятся за неевреями. Есть также «ума», «леум», «ум»… При использовании такого подхода я призвал бы к осторожности. Мы, конечно, можем взять современную религиозную и национальную терминологию и находить ее в прошлом. Это легко, но это мало, что даст. Надо посмотреть, с какими реалиями могла сопоставляться еврейская историческая действительность, красивая библейская схема, в которой, как кажется, уже есть суверенные нации, но и религиозные нации: народ Израиля сущестует только в зависимости от его отношений с Богом.
В еврейской истории в течение всех Средних веков до 19 в. огромную роль играла корпорация. С библейским народом Израиля на протяжении этого долгого времени отожествлялась корпорация, прежде всего городская автономная община. В Европе она формируется в 11-12 вв. Община осмысляется в религиозных терминах, например, «кехила кдуша», «святая община». Жизнь евреев в городе воспринимается как акт святости. Евреи образуют автономную общину и отделены от окружающего населения, и это делает их не только частью народа Израиля, но и метафорическим воплощением всего народа Израиля. Одним из ключевых моментов в формировании общины стало решение приписать общинным постановлениям статус законов Торы. А еврей, выступающий против общинных решений или не соблюдающий их, признавался грешником.
Еврейская община была частью города. Община вписывается в окружающий мир как корпорация. Вместе с другими корпорациями, например, ремесленными цехами, евреи выполняли некоторые городские повинности, охраняли свою часть городской стены.
Различие между этническим и религиозным кристаллизуется в процессе распада корпоративного средневекового общества, при переходе к национальным государствам и империям. В Средние века конфликта между этническим и религиозным в еврейской среде не существовало. Еврей принадлежал к своей корпорации и своей принадлежностью определял себя как часть народа Израиля.
Распад общины начался с эмансипацией евреев. Можно напомнить основные этапы эмансипации. В 1740 г. британский парламент принял первый законодательный акт, который предоставлял евреям право натурализации в британских колониях, если они прожили там не менее семи лет. В европейских странах первой на путь эмансипации вступила Австрия. В 1781-82 гг. Иосиф II издал несколько указов, которые уничтожили религиозное и административное самоуправление еврейских общин. Иосиф пытался сделать из евреев подданных империи, пользующихся такими же правами и обязанностями, как христиане.
Второй этап в процессе эмансипации, которая и привела к разделению понимания еврейства на религиозное и национальное, связан с Французской революцией и реформами Наполеона. В 1806 г. Наполеон издал указ о создании Собрания еврейских нотаблей, Синедриона. Уполномоченный французского правительства Л. М. Молле предложил еврейским депутатам ответить на 12 вопросов, в том числе: «Считают ли евреи Францию своим отечеством, если они родились в этой стране и являются по закону ее гражданами?.. Обязаны ли они ее защищать и подчиняться всем ее законам, включая гражданский кодекс?» С этого времени появилось и стало тиражироваться представление о евреях как французах моисеевого закона. По аналогии с французским случаем появились немцы, поляки, русские моисеевого закона и т.д. Была сделана попытка переформулировать иудаизм исключительно как религию. В национальном государстве есть подданные, которые придерживаются разных религий.
Для еврейского Просвещения, Гаскалы, такого типа переформулировки стали общим местом. В Германии Гаскала привела к быстрой аккультурации немецких евреев. В Восточной Европе идеи Гаскалы вызвали сильное сопротивление. Просветители составляли небольшую группу людей, которые часто оказывались изгоями и состояли в оппозиции еврейскому обществу. В России еврейское Просвещение было направлено на преобразование еврейского общества в полноправных подданных империи. Евреи, будучи корпорацией, не вписывались в новые процессы государственного строительства Российской империи, сменявшие старые феодальные отношения власти и общества. Евреев не воспринимали как нормальных граждан. Их надо было перевоспитывать — воспитывать их гражданский дух, преданность к стране.
Центральный пункт многих просвещенческих проектов – создать из иудаизма нечто похожее на христианство, что имело бы церковноподобную структуру в главе с еврейской консисторией, централизованно и иерархично решающую те или иные вопросы. Есть множество высказываний просветителей, критиковавшие современное состояние еврейского общества, в котором не было никакой центральной власти; были лишь самоуправляемые общины, в которых религиозные идеи распространялись без какого-либо контроля. При этом раввином мог стать почти любой человек. Когда русское правительство обратилось к еврейской массе, то, прежде всего, оно захотело контролировать раввинат. Начались требования к знанию русского языка, стремление из раввинов сделать государственных чиновников. Появились казенные раввины, которые в глазах традиционного еврейского общества, раввинами не были. Отсутствие контролируемой организованной элиты, посредством которой государство влияло бы на массы, препятствовало включению евреев в современное государство.
Кроме выстраивания духовной иерархии, просветители требовали изменить систему образования. Традиционная система образования серьезно отличалась от современной системы. В традиционных обществах дети читают те же самые книги, которые читают взрослые. В средневековом еврейском обществе отсутствовали учебники, какие-то адаптрованные тексты.
Для просветителей учить в школе тексты, которые дети не понимали, было дикостью. В традиционном обществе такой порядок вещей был связан с особыми механизмами передачи знания. Люди воспринимали окружающую действительность посредством базовых текстов той или иной культуры. Авторитетами были для них те люди, которые могли связать актуальные события с сюжетами из знакомых всем текстов. Таким образом, у людей не возникало тех ощущений, которые возникают у современного человека, который смотрит на знания, как на продукт культуры элиты, к которой он не имеет прямого доступа. На мой взгляд, это важный момент, поскольку явно недостаточно говорить только о конфессиональных и религиозных идентичностях.
Осознание различия между конфессиональным и религиозным происходит лишь в глубоко секулярном обществе. Деятелей еврейского Просвещения, Гаскалы, трудно классифицировать как религиозных или национальных. Они находятся в рамках традиции. Они пытаются реформировать еврейское общество, чтобы оно могло быть включено в государство нового типа.
Как отмечается Клиром и другими исследователями, представления о модерной еврейской идентичности, в том числе о еврейской национальности, как у евреев, так и у христиан, в 19 в. были чрезвычайно размыты. Например, виленские маскилы, тесно сотрудничавшие с властями, отстаивали тезис о том, что еврей, по мере того, как становится образованнее, избавляется от тех стихий, из которых обыкновенно слагается особенная национальность 1.
Хорошо отмеченный факт, что у идеологов еврейского Просвещения в 19 в. недоставало национального воодушевления: национальный элемент еврейского общества был практически приглушен, а надежды на национальное возрождение были представлены как анахронизм. Предложенный маскилами вариант коллективной памяти представлял историю евреев как последовательное развертывание и распространение идей этического монотеизма. Как либеральный реформистский, так и консервативный ортодоксальный иудаизм говорили о религиозном понимании еврейскости, равно как и о переходе этой еврейскости в сугубо приватную схему.
К концу 60-70 х гг. 19 в. еврейское Просвещение вступает в полосу все более ощутимого кризиса. Это связано с реалиями эмансипации. Несмотря на всю двойственность русского правительства, которое с одной стороны пыталось разрушить корпоративную структуру еврейского общества, а с другой консервировать, возник весьма широкий слой общества, который уже включен в русское общество и все меньше ощущал себя зависимым от корпораций. Эти люди оказываются аккультурированными и просветительский пафос исчезает. После 10-летия кризиса мы встречаемся с ростом нового движения, которое можно назвать национальным. Появление этого движения было обязано волне еврейских погромов 1880-х гг. Бывшие деятели еврейского Просвещения становятся националистами. Сионизм принято рассматривать как один из примеров национальных движений в Европе 19 в. Сионизм как идея возвращения евреев в Землю Израиля и создание там национального очага, может быть осмыслен как в рамках нового национального, так и религиозного дискурсов. Лидеры политического сионизма были людьми светскими. Они опирались не на религиозные тексты, но на европейские идеи государства-нации. Но секрет успеха сионизма состоял в том, что для основной массы еврейства, скорее всего, сионизм представлялся религиозным, мессианским и эсхатологическим движением. На это указывает, например, факт отказа на 7-Сионистском конгрессе 1905 от проекта создания еврейского государства в Уганде. Другое объяснение, кроме как отсылки к библейским текстам, трудно было придумать. И это несмотря на то, что большинство сионистов были людьми нерелигиозными. Наряду с национальными движениями кристаллизируется религиозное движение, ортодоксальный иудаизм. Ортодоксальный иудаизм был также новым явлением. Ортодоксы с порицанием смотрели на сионистов, на их планы создания светского государства. Позже возникает религиозный сионизм. Религиозные сионисты смотрели на евреев как на народ, в истории которого всегда присутствовало стремление вернуться на свою историческую родину.
Светский сионизм также использует религиозный дискурс. В современных учебниках истории в Израиле большое внимание уделено библейскому периоду, непосредственно истории Израиля, и лишь небольшое место уделено истории еврейских диаспор.
Таким образом, дискурс о национальном и религиозном оформляется лишь в конце 19 в., под влиянием европейских национальных идей, хотя в этом дискурсе активно используется терминология билейских времен и Средних веков.
Если говорить, как были связаны понятия религиозного и конфессионального до появления национализма в 19 в. то, на мой взгляд, корректней говорить о других структурах, как «корпорация”, или, что для меня особенно близко — «текстуальное сообщество».

М.В. Дмитриев:
Вы говорили, что еврейская община в том или ином городе и месте в Средние века с какого-то времени начинает восприниматься как святая, поскольку в ней заключается весь Израиль. Я хотел бы уточнить. это Ваша метафора или это действительно та логика, которую Вы видите в средневековой еврейской интерпретации общинной жизни, в дискурсах еврейской самоидентификации? Я объясню, в чем дело. В текстах Московской Руси мы встречаем известное представление Руси как Новом Израиле или Святой Руси с неопределенными пределами. «Русь – Новый Израиль» и «Святая Русь» — это метафора (или не метафора) общины, которая включает в себя весь православный мир. Мне кажется, издалека, кажется, что логика здесь похожая…

А. Львов:
Я не могу сказать, что это общепринятая точка зрения. Я высказал это неосторожно и историки так не формулируют. Но есть элементы, которые можно проследить более конкретно.

Ф.А. Дорофеев:
А какова личная идентификация евреев (в частности у Вас)? Считают ли они себя нацией, сконструированной в 19 в., или все же полагают, что у евреев как нации более древние корни?

А. Львов:
У М.А. Членова есть статья о еврейском возрождении в позднесоветстское время. О еврейском движении много говорят; считают его религиозным, национальным и даже демократическим.
Существование религиозного возрождения не вписывалось в концепцию Членова о еврейской цивилизации и идентичности советских евреев как этнической. У Членова есть мнение о двух полюсах еврейской идентичности – религиозной и этнической, и у русских евреев произошло смещение в сторону этнического полюса. Он взял интервью о деятелей этого движения, которые, сравнивая себя с евреями в Египте и в Персии в эпоху рабства и гонений, ассоциировали себя с ними и в результате были уверены в своей победе.

М.В. Дмитриев:
Можно ли говорить, что еврейское национальное движение — это и есть характернейший пример национализма, один из «чистых видов» национализм? Слово национализм, как и принято в современной научной литературе, употребляется здесь все какой бы то ни было аксиологии – как синоним идеологии и общественно-политического движения, постулирующего, что у данной нации, поскольку она имеет свою собственную национальную идентичность, должно быть свое собственное национальное государство.. Есть проект, программа, интеллигенция, общественно-политические институты, и в результате распространения и реализации этих идей рождается нация-государство…

А.Л. Львов:
Такие теории, в которых происходит деконструкция понятий «евреи», «еврейский народ» и «еврейская нация», весьма распространены в Израиле, в Америке и в Европе. Например, очень крупный израильский историк Моше Росман недавно издал книгу, которую назвал «Насколько еврейская история еврейская?» 2. Это вопрос и вопрос весьма острый. В ответах мы видим реакцию на национальный дискурс. Профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд написал «Когда и как был придуман еврейский народ» 3, в которой пытался показать, что «большая часть общепринятых исторических истин об истории еврейского народа является вымыслом основоположников сионизма». Хотя сам Занд не отрицает еврейской этничности, считая, что евреи – это лишь полиэтническая общность.

Ф.А. Дорофеев:
Вы говорили об аккультурации европейских евреев в Западной Европе; немецкие евреи стали считать себя немцами моисеевого закона. Однако в России этого не произошло. Почему? Из-за политики государства, или из-за позиций самих евреев?

А.Л. Львов:
И в Германии, и в Австро-Венгрии, конечно, не все евреи стали немцами или австрийцами. В еврейском мирн и в европейском сознании вообще сложилось противопоставление западноевропейских и восточноевропейских евреев. Западные евреи ассимилированные, аккультурированные, восточные евреи неассимилированные, отсталые. Русское правительство пригласило доктора Лилиенталя из Риги, немцкого еврея из Риги, для осуществления проекта государственного переустройства еврейской школы. отношение к нему среди евреев было двойственным. Эмансипация в России происходила совершенно другими темпами: черта оседлости сохранялась и не надо забывать о часто репрессивной политике русского правительства к евреям.

М.В. Дмитриев:
Когда говорят о еврейском вопросе в России, забывают о том факте, что численность еврейского населения в России в десятки раз превышала численность евреев во Франции и Германии… Наделение евреев всеми гражданскими правами в наполеоновской Франции – это вопрос о 50 тыс. человек…
Если мы возвращаемся к средневековой истории евреев, то, как говорить в наших курсах, что евреи в Средние века – это этническое или протонациональное сообщество, если мы знаем, что идентификация евреев, внутри самой общины, сводилась к одной лишь к конфессиональной категории «иудеи»? С такой внутриобщинной точки зрения, еврей, который перестал быть иудеем, крестился, переставал ли он быть евреем? Вообще, поддаются ли непротиворечивому описанию этническое и протонациональное в этом случае?

А. Львов:
Еврей, который принимал христианство, по еврейскому закону, оставался частью народа Израиля 4. Есть много хасидских историй о том, что какой-то из христиан оказывался, в самом деле, евреем. Есть статья Хилеля Бен-Сассона о вполне терпимом отношении испанских евреев к насильно крещеным евреям и даже к тем евреям, которые приняли христианство по собственной воле 5. Однако в традиционном понимании вполне вероятно, что крещеный еврей переставал быть евреем.
Пример казаков как сословия вполне напоминает еврейский случай. Сословная идентичность очень плохо вписывается в современные общества. И говоря об этническом и конфессиональном, следует помнить о модерном происхождении этих категорий и терминов. Мы имеем набор фактов, можно говорить об этническом, можно говорить о том, что еврей, принявший христианство, но есть масса исключений.

Респонс р. Цемаха бен Шломо Дурана, Алжир, 15 в.
Фес, мудрому р. Натану Бусти и его друзьям, да хранит и поддержит их Бог!
Мои братья, вы писали о том, что кто-то пришел и заявил, что он из колена Коэнов — правда это или нет, поверим его словам — и его надо первым вызывать для чтения Торы.
Ответ.
Немного тех, кто смешался с язычниками и взял их дочерей в жены, они только крошечное меньшинство – один из города и два из племени (Иер. 3:14). И один из них исключен от остальных и презираем, и они воздерживаются от контактов с его потомком. Они считают его потомка язычником, поскольку согласно закону его мать язычница.
Я вернусь и отвечу на ваше письмо, в котором вы писали о потере священства теми из обращенных в христианство (anusim), кто пришел и говорит, что они принадлежат к колену Коэнов.
Вы писали следующее:
«Относительно вопроса геров, которые приехали из королевства Каталонии, Кастилии и Португалии, чтобы принять иудаизм и взойти под крылья Божественного присутствия (knafej shechina). И каждый из них говорит: «Я — Коэн» и т.д.
И это суть того, что вы писали.
Тот, кто прочтет Ваши слова, найдет в них большую ошибку. Не дай Бог, чтобы евреи во всех местах их проживания будут глупы, что будут вызывать к чтению Торы во время чтения Торы Коэнами того, кто был обращен или язычником. Так не делается в Израиле. Язычник, который принимает иудаизм, никогда не может заявить и сказать, что он из колена Коэнов. Ибо откуда взялось у него священство? И как вы можете так ставить вопрос?
Вы должны понять, что эти не называются термином «геры» , ибо они «червь Иакова», «малолюдный Израиль» (Ис. 41:14), и поэтому не называются они герами, но раскаивающимися (baalej tshuva).
И мы учим, что они (т.е. мудрецы) использовали термин «гер» к тем, кто был язычником, взошел под крылья Божественного присутствия и взял на себя всю Тору. А тот, кто принимает 7 заповедей Ноя и согласился не участвовать в идолопоклонстве, называется «жителем-пришельцем» ( ger toshav). И он называется так, поскольку мы разрешаем ему жить среди нас, как сказано в трактате «Авода Зара», в главе «Ха-сохер» («Наниматель») (64b). И вы ошибаетесь, когда говорите о насильственно обращенных евреях (anusim), как о герах.
Я также считаю что то, что Вы пишете, неправильно и нет ничего, чтобы лишило потомка статуса Коэна. Ибо мы не обнаружили ничего, , кто родился необрезанным, не подходит на то, чтобы быть Коэном. И поэтому об израильтянах, хотя они не обрезаны, говорится, что «обрезаны». И несмотря на то, что необрезанный нарушает закон в том, что он не обрезает себя, он и его потомок по-прежнему имеют право . И он считается тем, кто обрезан, ибо сказали они (мудрецы) в главе «Ха-Нодер» (Дающий клятву) трактата Недарим (3:11): «Тому, кто дает обеты от необрезанных, запрещено от обрезанных из народов мира и разрешено от необрезанных в Израиле». Ибо язычник, даже ели он обрезан, назван «необрезанным», а израильтянин, даже если он не обрезан, назван «обрезанным», как сказано: «Все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9:26).

Респонс р. Моисея бен Маймона (Отрывок из письма Овадию-геру)(конец 12 в.)

Суть этого в том, что праотец наш Авраам научил и вразумил всех людей, указал им истинный путь и сообщил о единстве Всевышнего, отверг язычество и восстал против служения идолам. Многих привел он под крылья Шхины, учил их и просвещал и заповедал своим детям и домочадцам блюсти Божий путь — как написано в Tope (Бытие, 18:19): «Ибо избрал Я его для того, чтобы он заповедал детям своим и дому своему после себя, и будут они блюсти путь Господа» …Поэтому, вплоть до конца всех поколений, — тот, кто станет гером, и все, провозглашающие единство Всевышнего так, как о том написано в Торе, — ученики и домочадцы праотца нашего Авраама, который всех их вернул к добру. Так же, как он вернул к добру современников своими речами и преподаванием своего учения, он вернул к добру всех, кто станут герами в будущем, — тем, что заповедал своим детям и домочадцам. Следовательно, праотец наш Авраам — отец своих благочестивых потомков, следующих его путям, и отец своих учеников, в число которых входит каждый гер, который пришел в еврейство.

Поэтому тебе следует говорить: «Бог наш и Бог наших отцов», так как Авраам — и твой отец, и тебе следует говорить: » в наследственный удел отцам нашим», потому что эта земля отдана Аврааму — как сказано: (Бытие 13:17) «Встань, пройди по этой стране вдоль и поперек, ибо тебе ее отдам Я».

Однако «…Ты вывел нас из Египта» или «совершивший чудеса для отцов наших», то если хочешь — можешь изменить и сказать «вывел Израиль из Египта» и «совершивший чудеса для Израиля». Все же если ты произнес это без малейшего изменения — ты ничего не потерял, поскольку ты вошел под крылья Шхины и стал приверженцем Господа, а в этом нет никакого различия между тобою и нами, и все чудеса были совершены как бы нам и тебе вместе. Ведь говорит Всевышний в книге пророка Йешаягу (Ис. 58:3): «И да не скажет сын чужого народа, присоединившийся к Господу, так: «Бесповоротно отделил меня Господь от народа Своего», — ни в чем нет никакого различия между тобою и нами. И, безусловно, ты должен произносить в благословениях «избравший нас», «давший нам», «отделивший нас», так как Господь уже избрал тебя, и отделил от остальных народов, и дал тебе Тору — ведь Тора дана и нам, и герам, как сказано (Исход, 15:15-16):

» общине — один и тот же закон: и вам, и геру, проживающему , вечный закон на поколения ваши: что вы — что гер, будет пред Господом; одна Тора и одни установления будут для вас и для гера, живущего с вами».

1Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера. М., 2010. С. 971. 2Rosman M. How Jewish is Jewish History? Oxford. 2007.
3Sand S. Matai ve’ech humtza ha’am hayehudi? T.A., 2008. есть русский перевод: Занд Ш. Кто и когда изобрел еврейский народ. М., 2010.

19 сентября 2016Антропология, История

Всем известно, что иудаизм — это религия еврейского народа, однако далеко не все знают, чем она отличается от других национальных религий, почему в дождливую субботу религиозному еврею нельзя гулять под зонтиком, что такое синагога и когда наконец придет Мессия

Подготовила Людмила Жукова

Раввин Исаак Абоаб да-Фонсека в возрасте 84 лет. 1689 годAernout Naghtegael / Rijksmuseum

Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает­ся от индуизма и других национальных рели­гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при­надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив­шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме­рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: «Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…»» И хотя процитиро­ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ­лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря­да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас­сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо­веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз­раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на­чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере­шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб­лейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове­ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко­торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон­ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ­ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.

Почему иудеи не едят свинину

Пищевые запреты в иудаизме свининой не ограничиваются — ассортимент запрещенных продуктов достаточно широк. Их список приведен в библейской книге Левит. В частности, к употреблению в пищу запрещены верблюд, туш­канчик, свинья, большинство птиц и рыба без чешуи. Природа иудейских пищевых запретов — тема горячих дискуссий, хотя с точки зрения иудаизма пищевые запреты — данность, в которой нет смысла искать рациональное зерно. И все же даже знаменитые еврейские мудрецы пытались найти им объ­яс­нения. Маймонид утверждал, что запрещенная евреям пища вредна для здо­ровья. Другой выдающийся мудрец Нахманид, живший веком позже, возражал ему, утверждая, что такая пища вредна прежде всего для души: мясо хищных птиц, например, дурно влияет на характер человека.

Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус­ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос­становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину  Период истории с конца I века н. э. до со­здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль­шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан­ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен­денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.)  Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век)  Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век)  Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявив­ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова­телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Иудаизм или иудаизмы

Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее тради­цион­ного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные на­правления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сна­чала оно нахо­дилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его привер­женцы стреми­лись не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистиче­скому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых вос­ходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посред­ники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распростра­нился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающе­гося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Ви­ленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.

Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврей­скую религию более евро­пей­ской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское об­ще­ство: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослу­жении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Пале­стину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники рефор­мизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая жен­щина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм попу­лярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значи­тельно ниже.

В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший проме­жуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консер­ваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка бого­служения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — неко­торые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.

другие религии 11 вопросов про ислам Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль 9 вопросов про буддизм Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год Частые вопросы о православии Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *