10 Заповедей Божиих

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Сотворение Евы

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью… и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Статуя богини Афины в Ватикане

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание… есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Преподобный Иоанн молчальник

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Художник Л. Баранов

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Суд над священномучениками

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

В храме Архангела Гавриила состоялась беседа на тему: «Заповеди Блаженства и особенности Евангельского учения Иисуса Христа». Проводил беседу настоятель Преображенского кафедрального собора г.Белгорода отец Олег Кобец.

Разговор начался с того, что в жизни христианина встречается опасная ситуация, когда человек внешне ведёт церковный образ жизни: молится, постится, причащается и т.д., но в тоже время находится в духовном кризисе.

Была зачитана цитата из проповеди известного старца, о. Иоанна Крестьнкина, которая очень метко, ярко, точно и наглядно раскрывала эту проблему, проблему жительства современного христианина: «И забыто главное: забыта душа – райская птица, живущая в нашем бренном теле. Она, душа наша, изнывает гладом, который не утоляют все призрачные сокровища наших стяжаний. И стонет душа наша, и плачет, и болит до времени, пока мы окончательно не погребем ее, свою бессмертную душу, под хламом наших страстей, и она умолкнет.

И какие уж тут плоды духа? Вся забота – побольше скопить, чтобы послаще поесть. И еда съедает человека, и питие не просто веселит сердце, но утопает человек в нем, забывая ближних и даже себя самого. Тяжесть плотских грехов, пришедших вослед веселию, безобразит весь строй жизни, превращая ее во ад уже здесь, на земле.

И забыт Бог!

Но опять, не услышу ли я возражения словам своим – разве забыт Бог?! Кругом только и разговоров, что об открывающихся монастырях, церквах, о благодати, о Боге. Да, дорогие наши, разговоров много, но совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности.

Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире – это его истребление. И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, дела диавольские делая и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!»

Одной из причин этому является то, что человек читая, Св. Писание (да и вообще, ведя церковную жизнь) не стремится увидеть свои грехи. А если и видит, то не пытается бороться с ними. Зреть свои грехопадения и язвы души — является даром Божьим, но он, этот дар, развивается и раскрывается самим человеком. Отец Олег сумел обратить внимание на то, что Евангельские Заповеди не всегда нравственны, как например Закон Заповедей, данный Богом великому пророку Моисею на горе Синай. В Ветхозаветных Заповедях очень сильно регламентируются отношения между людьми и этот закон в идеале может использовать государство, даже не теократическое, как например Израиль, но и другое, для того, чтобы в обществе царил покой и порядок. Заповеди Моисея нам известны: » Не убивай», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не прелюбодействуй», «Почитай отца и мать» и др.

Христос не отвергает эти Заповеди и призывает к их исполнению и воплощению в жизни. Но еще Он приносит совершенное Новое учение. Учение до Его прихода никому не известное тогда, 2000 лет тому назад, да и сейчас, в наше современное время, его мало кто знает, а тем более выполняет.

Итак, Христос пришел рассказать не о нравственности и морали, не о внешних правилах и нормах поведения и поступках человека, а о другом. О внутреннем, духовном состоянии человеческой души. Очень часто в человеке сочетаются, и бесстыдно соединяются внешняя благовоспитанность и прекрасные манеры обращения с внутренней «мертвостью» духа. Таких людей Христос сравнивал с гробами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (Матф.23:27,28)

Вот в чем новизна учения и цель прихода Христа на землю. Научить человека изменить свое внутреннее «Я», оживить, оживотворить дух человеческий и соединить его с Духом Божиим. Для Христа самими великими грешниками и преступниками Бога оказываются люди, которые внешне вели очень правильный, даже можно сказать образцовый образ жизни. Не убивали, не крали, не блудили, изучали Священное Писание, а Христос при этой их мнимой праведности и церковности называл их детьми диавола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». А о тех людях, которых считали, что они «отброски» общества Он говорил, что они впереди вас идут в Царство Божие: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Какая уж тут нравственность. А кто первый наследовал рай – разбойник, или сказать современным языком «киллер». Но, надо отметить, что конечно не само его «ремесло» принесло ему вечное блаженство. Христос осуждает всякое убийство и любой другой грех, но при этом Он не отторгает от Себя и не лишает возможности спасения тех, кто когда то оступился, но желает исправится. Причем рядом с Ним были распяты два разбойника, или два «киллера», так вот второй, понеся такие же физические страдания как и первый оказался вне рая, вне спасения. Кто знает почему? Бог любит всех людей, не зависимо от их грехов. Оказывается одной любви Бога мало для спасения человека. Необходимо, чтобы еще человек научился по настоящему любить Бога. И первый шаг к любви, это покаяние во всех своих греховных делах, мыслях, чувствах. «Внешне благовоспитанные» люди не принесли покаяния, они считали себя праведниками и были отторгнуты Богом. Блудники и разбойники принесли покаяние и были спасены. Вот такое Евангелие принес нам Христос. И понятно, что Его не понимали, а лучше сказать не хотели понять, потому что Он учил зло искоренять в самом себе, а не в других, а это труднее всего. В своих проповедях Он никогда не критиковал и не хвалил тогдашний строй государства, который был отнюдь не идеальный. Какова причина Его молчания на счет этого? Христос пришел не для того, чтобы защитить социально не имущие слои населения, и построить справедливое государство. Он пришел изменить дух, живущий внутри человека. Рабство не мешало человеку изменить свой внутренний мир, исцелить свой дух, а это было главное, и внешнее социальное благополучие и богатство не гарантировало и не гарантирует до сих пор человеку его внутреннее блаженство, гармонию и красоту души в этой жизни, а тем более радости в вечности.

О. Олег попытался показать различие Заповедей Ветхого и Нового Заветов, даже тогда, когда есть внешнее сходство. В ВЗ сказано, например: «не убий». Легко ли это выполнить? Вполне. Ведь можно ни кого не убивать? Можно. И в нашем государстве общество не убийц. И мало кто ходит с пистолетом в кармане или с ножом в пиджаке. Хотя со ставшими такими «обычными» способами избавляться от своих еще не явившихся на свет детей, убивая их прямо во чреве, нужно говорить об этом с оговоркой. А что сказано в НЗ?: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» Заповедь не гневаться вообще кажется не выполнимой. Или такое: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй «. Возможно ли в настоящее время не прелюбодействовать? Да возможно, хотя нужно прилагать к этому усилие, чтобы сдерживать в себе животные инстинкты, влекущие нас ко греху. А в Новом Завете читаем: » всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. » Разница очевидна. И выполнить Заповедь, чтобы «зрительно не блудить в сердце и мыслях» без Бога у человека нет возможности. Отсюда можно сделать вывод, мало знать, что правильно делать и как нравственно поступать. Помимо знаний нужна особая поддержка, помощь свыше и неимоверный собственный труд человека, чтобы осуществить в жизни те «планки, нормы и нормативы» к которым Христос призывает своих учеников и последователей. Заповеди Христа расположены в виде некой лестницы, первая ступень которой — нищета духовная. А что это такое, нищета духа?

Заповеди Христа не совсем понятны, а лучше сказать совсем не понятны современному человеку. Была рассмотрена одна из Заповедей Блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кто они эти «кроткие», люди, которым Богом дано обетование наследовать землю? Являемся ли мы таковыми, если даже не знаем, о чем говорит, чему учит, к чему призывает эта заповедь? Эти и многие другие вопросы были рассмотрены в беседе о.Олега.

Беседа архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Евангельская этика

Часть 3

АУДИО – Александр Ратников

ТЕКСТ – Ольга Суровегина

ФОТО – Станислав Марченко

Все мы читаем Библию, все мы читаем Священное Писание. Но в древности, и в Средние века, не столько в Православной Церкви, сколько на Западе, считалось, что просто так читать, конечно, можно, никогда запретов, скажем, в Православной Церкви не было, но дело это весьма сомнительное. А на Западе вообще считали, что дело это вредное. Там даже запрещалось простому человеку читать Библию, да почти никто и не умел читать по-латыни, а переводов не было. Но в Православии было не так, но тем не менее и в древности, и сейчас считалось лучше читать Библию – не просто водить глазами по строчкам. Можно такого начитать! Либо ничего не понять, либо понять превратно. А нужно читать с комментариями, с толковыми объяснениями – почему такие усилия прилагали святые отцы, чтобы истолковать отдельные строки Библии. Вы посмотрите: святой Иоанн Златоуст сколько бесед провел почти на каждую главу Священного Писания Нового завета, на все послания апостола Павла, на Евангелия, на книгу Деяний. Но все-таки это старые толкования, а есть и современные комментарии, ведь наука библейская развивается. Считалось очень правильным читать Священное Писание при учителе каком-нибудь, который бы помогал тебе разбирать эти тексты. То есть не просто так самому – сесть в уголочке и читать, как это, скажем, у некоторых сектантов-баптистов происходит, которые суют всем свои книжечки – читайте! Но что же так читать? Надо читать с каким-то знающим человеком, с учителем.

Наши предыдущие беседы были посвящены евангельской этике. В двух словах напомню, о чем, собственно, шла речь в предыдущих наших беседах. Сначала мы с вами говорили о смысле понятия «покаяние»; первые слова Иисуса Христа: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Затем мы говорили о критическом отношении Иисуса Христа к окружающему обществу – критика богатства, не как такового, богатство – это тоже благо Божие, конечно, которое дается людям, но критика отношения к богатству, когда человек полностью полагается на богатство, когда человек уже сполна получает в нем все, чего он ждет от жизни, забывая о высшем своем предназначении.

Иисус Христос направлял Свою проповедь всем людям, но преимущественно Он обращался к нищим, малым, к младенцам. А когда говорится «малый», «младенец», то имеется в виду не младенцы в прямом смысле этого слова, это ведь тоже все библейские выражения – «нищие», «малые», «младенцы», «меньшие». А им противопоставляются «мудрые» и «разумные». «Бог утаил многое от мудрых и разумных и открыл это меньшим, младенцам». Но это не значит –детям, речь не об этом. Слово «младенец» во враждебном Иисусу Христу окружении носило очень отрицательный, уничижительный характер. «Младенцами», «меньшими» назывались люди необразованные, то есть не имеющие религиозного образования, и не набожные, которые не умели правильно молиться, правильно приносить жертвы или не имели такой возможности. Вот все эти люди назывались «младенцы», это было пренебрежительное название; «грешники». И такое обозначение последователей Иисуса Христа как «нищих», «младенцев», «меньших», «малых» исходило от противников Иисуса Христа, которые всегда обвиняли Иисуса, что Он общается с этими «грешниками». Они ведь все «нищие». Какой смысл в этом выражении – «нищие»? Речь, конечно, не о нищете в прямом смысле, как об отсутствии денег, потому что и для нищего его нищета может быть препятствием к вхождению в Царство Божие. Например, если из-за нищеты человек больше ни о чем и думать не может, кроме как о деньгах. Если же и такие люди, из очень много. Или, например, когда нищета становится предметом гордости – когда человек на себе рвет рубаху: вот я такой пролетарий, бедный, нищий, у меня ничего нет! Это ведь гордость сплошная. Так что речь идет не о богатстве. Ведь Царство Божие достается только тому, кто внутренне больше ни от чего не зависит, ни от богатства, ни от власти, ни от права, ни от каких-то преимуществ. Поэтому евангелист Матфей говорит: «блаженны нищие духом», сокрушенные духом, сокрушенные сердцем, смиренные люди. Иисус критикует не только богатство и противопоставляет ему духовную нищету; Он критикует еще и самопровозглашенную праведность людей. Две основные критики в устах Иисуса Христа – критика богатства и критика праведности, или благочестия окружающего его общества. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» Так часто это звучит в Евангелии. Книжники и фарисеи, иногда и саддукеи объединяются как некое единство. Кстати, саддукеев и фарисеев уж никак в единство привести невозможно в принципе, потому что если фарисеи говорили «А», то саддукеи говорили «Б», и наоборот. Они ни в чем не были согласны. Это были абсолютно противоположные партии. Кто такие саддукеи? Это представители высшего аристократического священнического слоя общества, которые сотрудничали с римлянами. Они имели господствующее положение в обществе, они не стремились ни к какому изменению общества, они были очень консервативны – упаси Бог от всяких изменений, потому что это может пошатнуть их положение! Этим формировалось и все их мировоззрение, и их религиозные взгляды. А всякая новизна, всякая реформа ими отрицалась. И, уж конечно, всякие народные волнения, поиски каких-то там мессий – это все было страшно для них. Фарисеи – это совсем другое дело. Саддукеев было немного, это был высший узенький слой аристократии, составлявший по преимуществу высший совет – синедрион, высшая судебная религиозная власть в Израиле. А фарисеи – это широкая масса религиозной интеллигенции, духовной интеллигенции в народе. Их было много. Во времена Иисуса Христа порядка несколько десятка тысяч, это большая партия. Это была партия, имевшая свои отделения в каждом городе, в каждом поселке, где в каждом отделении был свой маленький устав фарисейский. Так что это была партийная группа.

Чем отличались фарисеи? Их народ очень уважал, потому что все они были книжными людьми, как правило. Они прекрасно знали Писание, прекрасно знали закон. Но они были ближе к народу. Они понимали, что один закон, как он сформулирован в Торе, скажем, в Священном Писании, он людям еще мало помогает жить. Потому что просто сказать, что надо соблюдать субботу – это все равно что ничего не сказать. А как ее соблюдать, конкретно? Ясно, что в субботу не надо работать по закону Моисея, потому что Бог шесть дней делал, а в седьмой день, в субботу, отдыхал. И людям тоже велено отдыхать в этот день. И скоту велено отдыхать, не работать в седьмой день. Но что значит – работать, и что значит – не работать? Можно ли себе приготовить, например, завтрак? Это работа или не работа? И если что-то в доме сломалось, можно ли в этот день починить? Это работа или не работа? И так далее. Миллион вопросов возникает, и на них закон Моисея не дает ответа. А народ ответа требует. Одно дело Конституция России, которая в нескольких пунктах выражена, и другое дело – кодексы законов, которые развивают пункты Конституции. И это как раз то, что делали фарисеи. Они толковали закон, применяя его к каждой конкретной ситуации. Они были новаторами, конечно, в своем роде. Другое дело, что число их толкований закона разрослось до невообразимых масштабов.

Саддукеи фарисеев ненавидели, потому что саддукеи считали: что положено – не трожь! Какие там толкования? Сказано в Библии – и все, никаких толкований. Они не терпели никакой новизны. А фарисеи неустанно толковали, поэтому эти две партии ни в чем не были согласны. Кроме того, фарисеи считали, что откровение Божие продолжается в истории. Ведь кроме Пятикнижия Моисея они признавали и другие книги – исторические, или Песнь Песней, или Псалмы Давида, или книги пророков Исайи, Иеремии, великих, малых пророков. А саддукеи с подозрением смотрели на все эти книги. Они считали, что все это сплошные ереси. Есть Тора, закон Моисеев, то есть Пятикнижие Моисеево – вот это нам дано, и ничего больше не нужно. А все эти пророки, псалмы – у нас и времени нет, чтобы все это читать. Так что в этом они тоже расходились друг с другом. Например, фарисеи верили в существование ангельских сил, ангелов-хранителей. А саддукеи говорили: этого ничего нет в Торе, поэтому мы и не верим в этом. Фарисеи верили в воскресение мертвых, а саддукеи не верили, потому что этого тоже нет в Торе. И так далее. Во всех вопросах они расходились.

И тем не менее в устах Иисуса Христа постоянно объединяются «фарисеи и саддукеи, лицемеры». То есть Он критикует религиозный слой общества. Если там Он критиковал все общество, говоря о богатых и их надежде на свое богатство, ведь каждый человек так или иначе богат, не одним, так другим: одни богаты деньгами, другие богаты бедностью своей, третьи богаты своим здоровьем, четвертые богаты различными гордыми мечтами. А здесь говорится о религиозных личностях. Они называются «лицемеры». А что значит «лицемеры»? В общем-то мы понимаем, что это такое. Есть перевод греческого слова «ипокрит», которое означает буквально «актер, надевший маску». То есть человек, который играет кого-то другого; тот, кто выступает на сцене. А кто такой театральный актер? Актер – этот тот человек, который являет не самого себя, но изображает на сцене кого-то другого. Евангельский лицемер делает то же самое, только он об этом не задумывается, он не сознается в этом ни себе, ни другим. Но он живет, играя некую роль как актер. Он по сути одно, а кажется другим. И мы все знаем, как много Иисус Христос критикует таких лицемеров. Он говорит: все, что они велят вам соблюдать – соблюдайте, но по делам их не поступайте. Он критикует их за то, что они возлагают на людей бремена неудобоносимые, а сами не хотят и перстом двинуть. И в законе Божием изобретают массу толкований лишь только для того, чтобы обойти самое главное в законе. И так далее.

Но когда мы задумываемся обо всех этих высказываниях о фарисеях, саддукеях, лицемерах, мы видим, что фактически такими лицемерами являемся мы все. Каждый из нас стремится казаться не тем, что он есть на самом деле, в той или иной степени. Это некая объективная данность, присущая каждому человеку. Поэтому когда Иисус говорит «фарисеи, саддукеи», как бы объединяя их, и называет и тех, и других «лицемерами», то есть людьми, которые суть одно, но стремятся казаться другими, то тем самым Он хочет сказать, что собственно этот порок лицемерия универсален, он характерен для всех, не только для этой или иной группы, но для всех, для самых даже противоположных групп. Для всех. То есть Он обращается фактически ко всем. Потому что лицемерие есть неотъемлемая черта нашего образа жизни. Если мы каждый сам в себя посмотрим… И все это начинается даже с самого детства. Все вы наблюдали за маленькими детьми, скажем, за совсем маленькими. Вот он с родителями непослушен – потому что они ему привычны, он чувствует себя с ними самим собой, он может им в чем-то противоречить, шалить, капризничать. Но стоит прийти какому-то гостю – и ребенок становится ангелом, потому что ему хочется показаться лучше. И он надевает на себя маску. Он на самом деле один, а ему хочется казаться лучше, казаться другим. То есть это с самого детства и до гробовой доски – нас сопровождает в жизни лицемерие, потому что это образ нашей жизни. Мы всегда в обществе ведем себя не так, как наедине с самим собой. Это характернейшая черта вообще всей нашей культуры, всей нашей цивилизации. А какой цивилизации, какой культуры? И культуры и цивилизации грешного мира, потому что весь наш мир грешен. Так что не надо думать, что в данном случае Иисус Христос критикует только фарисеев и только саддукеев. Он критикует всех нас, то есть наше мирское, обыденное греховное отношение к жизни. И поэтому все эти высказывания в адрес лицемеров касаются каждого.

Конечно, все основания для таких критических высказываний Иисуса Христа в адрес праведников дают конкретные споры по тому или иному поводу. Например, о субботней заповеди, о правилах очищения, о богослужении в храме. И все эти разговоры вокруг праведности обнаруживают отношение Иисуса Христа к тому основному, что определяло жизнь религиозного общества Его времени. А именно – отношение Иисуса Христа к закону. Закон Моисея был то основное, то самое главное, что владело помыслами и устремлениями народа в то время. Это понятно, потому что это из поколения в поколение передавалось как предание, которое вошло в плоть и кровь народа. Моисей – величайший пророк для любого благочестивого еврея. Каждый пасхальный вечер открывается словами, что «сегодня мы здесь – а завтра там». Слова, напоминающие об исходе Израиля из египетского рабства на свободу. Так родился народ, Божий народ, каким они себя считали. И здесь посредником выступал Моисей. Это Моисей вывел из Египта; через Моисея был дан закон, который устанавливал отношение между Израилем и Богом. Израиль должен был исполнять закон, и только тогда будет благо Израилю, если он будет праведно, то есть верно, исполнять закон. Всему народу будет хорошо, и каждой отдельной личности будет хорошо. Конечно, до поры до времени речь о личности не шла, это уже во времена Иисуса Христа стали большее внимание уделять каждому конкретному человеку. Так или иначе, закон – это самое важное для Израиля того времени. И поныне так. Но что означает слово «закон»? Закон по-гречески «номос», а по-еврейски «тора», что также означает «учение», и это означает «сумма всех заповедей и их богословское понимание».

Иисус Христос о законе говорит, конечно, очень много и Свое отношение к закону обобщает в Своем положении о наибольшей заповеди закона. Вопрос о наибольшей заповеди открывает нам текст Евангелия от Марка, глава 12, стихи 28-34: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты». Вот это объединение всего закона в этой двойной заповеди любви к Богу и любви к ближнему. Надо сказать, что и современники Иисуса Христа тоже иногда связывали эти две заповеди. И в этом смысле Иисус Христос не говорил окружающему обществу ничего уж принципиально нового. О связи этих двух заповедей мы читаем у такого иудейского автора, как Филон Александрийский, предположим. Но что отличало отношение Иисуса Христа к этой двойной заповеди от того, о чем говорили окружающие его иудеи? В те времена существовал такой раввинский обычай: каждой из заповедей закона придавать как бы первенствующее значение. Они говорили, что в любой заповеди уже заключается весь закон – но это была, скорее, риторика. Такие обобщения мы часто находим в Священном Писании. Например, Михей, глава 6, стих 7 – там говорится о милосердии как о исполнении всего закона. В псалмах, у Исайи говорится: не клевещи, то есть не лжесвидетельствуй – и если так будешь поступать, то это уже исполнение закона. То есть самые разные заповеди из риторических и педагогических соображений, то одна, то другая выдвигалась как первая и самая важная.

У Иисуса Христа, когда Он обозначает заповедь любви не просто как частную заповедь, Он говорит о ней как о вершине закона и придает ей совершенно новый смысл. Именно через и сквозь эту заповедь Он рассматривает все остальные заповеди довольно последовательно. Надо сказать, что оригинал Священного Писания Нового Завета для понятия «любовь» имеет даже совершенно специфическое и особенное слово. Вы знаете, что у нас слово «любовь» применяется к очень многим действиям и чувствам человека. Можно сказать «я люблю шоколад», а можно сказать «я люблю Родину», «я люблю Бога», «я люблю папу и маму». Или «я люблю ковырять в носу»… И так далее. И все это у нас называется глаголом «люблю». Не то в греческом языке. Уже давно было показано, что в древнегреческом языке, и соответственно в Священном Писании Нового завета, которое на греческом языке, существует довольно много глаголов, которые все у нас переводятся одним и тем же словом «люблю». И в этом отношении русский язык гораздо беднее в отношении изображения своих чувств, разных чувств. Например, в греческом языке существует глагол «эрао», отсюда «эрос». У нас это переводится как «любить», «любовь». Но что это? Это инстинктивное половое стремление, которым человек не владеет. Наоборот, это стремление им владеет, и здесь человек не волен. Или глагол «стэрго» и соответственное существительное «сторгэ». У нас тоже переводится «любить», «любовь». А это, например, родительская любовь – мама любит своего ребенка. Но это тоже природное чувство, в котором мать не вольна, оно ей дано от природы. Это инстинкт. Но у нас тоже переводится «любовь». Или, например, глагол «филэо» и существительное «филия» у нас тоже переводится «любить», «любовь», а это дружба, дружеское отношение. Всем мы знаем, что значит дружить с кем-то, за друга пойти в огонь и в воду. Но ведь друга тоже не выбирают, это тоже стремление, которое возникает как-то само по себе.

Совсем другой смысл имеет то, что называется христианской любовью, то понятие, которое употребляется в наших Евангелиях. Это глагол «агапао» и соответствующее существительное «агапэ». Это как раз не инстинктивное чувство, отнюдь нет. Это не эрос, это не отношения родственные, это не привязанность к другу, Это нечто совсем другое. Это ровное и благожелательное отношение ко всякому человеку. Лучше всего ощутить, что такое любовь в этом смысле, можно из заповеди «возлюби врага твоего». Как же это можно полюбить врага? Об этом мы еще с вами будем говорить. Вся наша природа противится этому, наша грешная природа. От врага надо в лучшем случае бежать скорее, а в худшем случае, когда убежать некуда, тогда приходится вступать в драку. А любить? За что же его любить? Он же враг! Сам дарвинизм, борьба за существование подсказывают нам, что все это противоречит нашим инстинктам. А Иисус Христос говорит «возлюби врага твоего». Но это невозможно! По нашей греховной природе невозможно. Нельзя же себя заставить любить кого-то кого ты не любишь. Это просто немыслимо. Так что же означает эта заповедь? То, что невозможно человеку, возможно Богу. И об этом мы с вами еще поговорим. То есть вы видите, что эти слова «любить», «любовь» имеют очень специфический смысл в христианском плане. И вот это – наибольшая заповедь.

Итак, перед Иисусом Христом ставится вопрос о первой, или наибольшей, заповеди. Для фарисеев, вообще, для раввинов того времени спросить и наибольшей, или первой, заповеди, это было равносильно тому, что спросить об отношении ко всему закону. Мы знаем, что Иисус Христос заповедь любви к Богу и к ближнему ставит на вершину закона. А как Он относился к закону не только как к целому, целое Он понимал как любовь; а вот конкретно к закону в его деталях? Понятно, что видя поведение Иисуса Христа, скажем, в субботу – Он исцеляет, а можно ли исцелять в субботу? По закону нельзя, ни в коем случае. В субботу нельзя ничего делать, делать – в смысле «творить». Ведь каков смысл субботней заповеди? Бог творил шесть дней, а в седьмой не творил, а только отдыхал. А что значит «творить»? Что означает это библейское слово? А это значит, «произвести то, чего не было до сих пор». Скажем, не было света, тьма над бездною – а Бог сказал: да будет свет! И стал свет. И вот это называется «сотворил свет». Другое дело что-то оформить, что-то сделать из чего-то там – книжку написать или еще что-то. Ведь уже была и бумага, было и перо. Это уже – сделать что-то из уже существующего, и это не называется » творить» в библейском смысле. «Сотворить» это всегда «сделать то, чего не было». И вот по аналогии со светом: например, человеку запрещено в субботу по фарисейским толкованиям этого закона зажигать свет в комнате или в квартире. Нельзя этого делать. А почему? Потому что света нет, а если ты сделал что-то, что свет появился, значит, мы что-то сотворил в подражание Богу. А этого нельзя делать. Конечно, в современном мире эти заповеди очень легко обойти, потому что достаточно просто установить автомат, который сам будет работать вместо тебя – его же Бог не будет наказывать. Или, например, разогреть себе завтрак – нельзя. Он был холодный – пусть холодный и останется. А если хочешь, чтобы он был тепленький, тогда с вечера пятницы позаботься, заверни его во что-нибудь, в какую-нибудь грелочку поставь. И так далее. И то же самое с исцелениями. Человек болен – а ты сделал что-то такое, что он стал здоров. Нельзя. Он был больной – пусть больной и останется. До вечера, а там уже можешь исцелять. Конечно, нельзя сделать и противоположное – то есть сделать так, чтобы человек был больной, а стал мертвый. Это тоже нельзя делать. А вот надо сделать так, чтобы человеку и не навредить, но и особенно-то лучше не сделать. А все остальное уже воля Божия, конечно. Так что, вот такие тонкости. Это кажется смешно, но если мы читаем все эти многочисленные толкования, мы видим там и очень много разумного. Люди все-таки были практичные, и много было таких толкования, которые позволяли из беды, скажем, вызволить то же животное, которое попало в беду или что-то в этом роде. Толкований было много. Но дело не в этом. Иисус Христос очень сознательно и публично нарушал субботу и вообще часто поступал с точки зрения праведников беззаконно. Сидел за одним столом с грешниками, с мытарями, с блудницами, с пьяницами, ел с ними из одной посуды – это ведь нельзя по закону. И естественно Иисуса Христа обвиняли в том, что Он постоянно нарушает закон, разрушает закон.

Лучше всего отношение к закону и к заповедям закона выражено у Иисуса Христа в Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди. Это главы 5, 6 и 7 – эти три главы составляют ту композицию, которая называется Нагорная проповедь. В Евангелии от Луки отдельные высказывания из Нагорной проповеди разбросаны по всему Евангелию. Но евангелист Матфей отличается тем, что он прекрасный композиционер. Он как бы складывает тематически похожие высказывания Иисуса Христа в какие-то композиции – такие, как Нагорная проповедь, или поручения ученикам и так далее. Не надо думать, что Иисус Христос вышел и произнес все эти три главы от начала и до конца. Нет, это отдельные прекрасные высказывания, сказанные в разных местах, в разное время, которые соединены в такую проповедь евангелистом Матфеем.

В предисловии к Нагорной проповеди высказывается принципиальное отношение Иисуса Христа к закону и к заповедям закона. Понятно, что поведение Иисуса Христа было настолько необычным, часто вызывающим для Его окружения, что возникало подозрение, что Он пренебрегает законом. Он нарушает субботу, не соблюдает некоторых постановлений ритуальной чистоты, общается, скажем, с грешниками, что не только неприличным, но и беззаконным считалось. Поэтому Иисуса Христа упрекали в нарушении закона. И вот 5 глава Евангелия от Матфея, 17 стих и далее – Иисус Христос отвечает на этот упрек в нарушении закона. Но какими словами? Очень необычными, которые вызывают у нас подчас удивление – у тех, кто внимательно читает Евангелие: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Удивительно! Значит, из нашего перевода, из нашего текста – а это достаточно точный перевод, если мы будем следовать правилам русского языка, русской семантики, что значит это: «не нарушить, но исполнить Я пришел закон»? Как же это: «исполнить», если Он только что перед этим нарушал закон? Или: «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Это значит, все заповеди закона, письменного и устного, закона Моисея должны исполниться. Но мы-то нарушаем его каждый день, да по тысяче раз. И Церковь нас не учит следовать всем постановлениям Торы, отнюдь. И апостол Павел, развивая мысли Иисуса Христа, которые здесь явно не высказаны, говорит о том, что закон прекратил свое действие, и мы уже не под законом, мы под благодатью живем. Закон над нами не властен. Как же так? Христианское церковное учение учит одному, а слова Иисуса Христа как бы противоречат этому? Как это понимать? Но все это очень просто, если мы будем разбирать текст подробно и учтем не те значения слов, к которым мы привыкли в русском языке, а те значения, тот смысл слов, который существовал во времена Иисуса Христа. Давайте посмотрим.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков». Он не пришел нарушать. То есть с точки зрения Иисуса Христа закон должен сохранять силу и дальше. Но в каком смысле? Дело в том, что с точки зрения Иисуса Христа в этом мире закон абсолютно необходим. Представьте себе: общество, в котором анархия, в котором нет закона. Это будет общество взаимоистребления. И так-то его достаточно, а если вообще законы отменить, что же получится? То есть закон есть неотъемлемая черта нашего греховного мира. И до тех пор, пока стоит этот мир, совершенно бессмысленно, безнадежно и нелепо отменять в нем закон или законы. Это ясно каждому и так.

А дальше? «Не нарушить пришел Я, но исполнить». А вот что это значит – «исполнить»? В нашем языке это и значит: соблюсти заповеди закона. Но совсем не то имеется в виду в Евангелии от Матфея. В синоптических Евангелиях глагол «исполнять» имеет совершенно определенный и однозначный смысл: «достичь полноты»; «исполнить или исполниться» относится всегда к пророчествам Ветхого завета, к слову Божьему, а словом Божиим тогда был только Ветхий Завет. Самые же первые главы Евангелия от Матфея, например, показывают употребление этого глагола: «все сие свершилось, да исполнится реченное Господом через пророка (такого-то)». Скажем, ангел является Иосифу и возвещает ему, что родится Иисус: Се, Дева во чреве приимет, чтобы исполнилось реченное пророком Исаией. Или они бегут в Египет: все сие произошло, да исполнится реченное – и опять же цитируется пророчество. Избиваются младенцы Вифлеемские, и Рахиль плачет – все сие свершилось, да исполнится реченное о Рахили. И так далее. «Исполниться» это всегда исполнить, то есть осуществить пророчество. Итак, исполнить закон – это очень важное место, которое говорит о том, что в Иисусе Христе исполняется пророчество Иеремии. Посмотрим (глава 31 стих 33) и дальше: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет; вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте Господа, ибо все сами будут знать меня от малого до большого, говорит Господь, потому что я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». Вот, исполнение этого пророчества о новом завете и о новом законе, законе, написанном не на каменных скрижалях и не буквами по печатному тексту, а вписанному в сердца человеческие; исполнение вот этого пророчества и происходит в Иисусе Христе. Вот что значит: «Я пришел не нарушить закон, но осуществить пророчество о законе в сердце человека». А что это значит? Ведь закон с точки зрения и иудейского, и христианского богословия всегда выражает некую волю Божию относительно нас, людей. Так вот, когда эта воля Божия будет вписана в сами сердца людей, им не надо уже будет изучать эту волю по письменному тексту или по каменным скрижалям. Вот к чему устремляет людей Иисус Христос.

Далее. «Говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». И опять же мы встречаемся с этим словом «исполниться» в русском переводе. То есть все, что сказано в Талмуде, мы должны сделать? Нет, это русский перевод. А почитайте по-славянски, там совсем другое уже слово стоит. «Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, дондеже вся будет». Это перевод с греческого – «до тех пор, пока не завершится все». То есть только что сказано, что доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона – покуда не прейдет это небо и земля. То есть закон этот действует в рамках нашего мира, и до тех пор, пока мир не завершится – да, хронологически закон действует. Что же делать, такой мир. Но там, где Христос, там закон исполняется, то есть закон уже в сердцах людей. И тогда праведность будет не по закону, она будет превосходной. Тогда «праведность ваша превзойдет праведность книжников». Они праведны по-своему, по-лицемерному, потому что они стремятся исполнять всю букву закона. И если вы будете такими же, как они – и вы будете такими же праведниками, как они. Такими праведниками, которые не войдут в Царствие. А если вы будете исполнять не букву закона, а гораздо важнее – исполнять то, что написано в ваших сердцах, где исполнение закона, закон в его полноте, вот тогда вы будете праведнее книжников и фарисеев. А вот как это делать в тех или иных случаях, конкретно; как совместить это исполнение закона в сердце и букву закона внешнюю – об этом говорится в Нагорной проповеди в так называемых «антитезах»: древним сказано одно – а Я говорю вам другое. Эти этические заповеди, новые этические заповеди, высказанные в шести антитезах, мы с вами будем разбирать в следующий раз.

Рубрики: Сонник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *